Как автоматизировать оценку эффективности?
Оценка эффективности — это не только и не столько HR-проект. Она влияет на результаты и развитие каждого сотрудника и всей компании. От оценки эффективности зависит очень много значимых областей: это и система вознаграждения, и выявление талантов, и формирование планов преемственности, и построение карьерных маршрутов.
Существует несколько известных методов оценки эффективности (по компетенциям, по KPI, по целям, метод 360), тем не менее в каждой компании есть свои правила, каждая компания проводит оценку по-своему. Даже в разных подразделениях одной компании и для разных специальностей подходы могут отличаться.
Например, есть фундаментальный спор, возможно ли определение KPI для программистов. С моей точки зрения, в целом это затруднительно. Количество строк кода в минуту? Количество ошибок? Но при этом есть профессии, например, менеджер по продажам, где KPI более чем нужны.
Нельзя сказать, что есть один или несколько типовых процессов оценки, и нельзя сказать, что какой-то метод хуже или лучше другого. Поэтому и автоматизация оценки в каждой компании имеет свои особенности, внедряется и настраивается в зависимости от актуальных внутренних задач. Мы не будем ставить своей целью сравнивать или выбирать подходы, а расскажем, с какими сценариями автоматизации оценки эффективности мы чаще всего сталкиваемся в нашей практике и какие рекомендации по внедрению можем дать.
Для начала, давайте посмотрим, из каких компонент всегда состоит процесс оценки эффективности, какой подход мы бы ни выбрали:
- формирование планов деятельности
- проведение процедур оценки
- итоги и результаты: расчеты вознаграждения, формирование карьерных маршрутов, наполнение планов развития.
Поговорим подробнее, как автоматизация поможет нам на каждом из этих этапов.
Формирование планов деятельности
В первую очередь нам нужно оформить ожидания от сотрудника, чтобы дальше иметь основания для оценки. На этом этапе мы определяем KPI — объективные, измеримые показатели, ставим цели, прописываем задачи.
Эти процессы можно настроить по-разному:
- руководители назначают KPI или цели для сотрудников
- сотрудники делают назначения себе сами, а руководители согласовывают.
Кроме того, очень часто цель руководителя подразделения распадается на несколько подцелей, которые назначаются уже его подчиненным. Таким образом, цели руководителя и его подчиненных взаимосвязаны и выстроены в иерархии. Приведу свой пример. Я как генеральный директор считаю, что одна из моих стратегических целей — формировать образ компании Websoft в глазах целевой аудитории. Над ее реализацией в моей команде будут работать директор по маркетингу и директор по продажам. У каждого из них будет своя цель: у кого-то подготовить определенный набор материалов, у кого-то запустить новый сайт, провести промоакции. Таким образом, моя цель «каскадируется», и наши цели в команде связаны между собой, мы видим дерево целей.
Современные платформы, такие как Websoft HCM, позволяют сформировать цели и планируемые показатели в единой иерархически выстроенной системе, определить и согласовать плановые значения.
Периодичность процесса целеполагания варьируется.
Во многих компаниях цели ставятся в 4-м квартале. Некоторые компании поддерживают систему, в которой есть годовое планирование, но раз в полгода или раз в квартал происходит уточнение целей. Если стратегические цели поменялись, то вносятся коррективы во все ранее согласованные планы.
Во всех этих случаях система напоминает о сроках, пишет напоминания, сообщает об обновлениях всем участникам процесса.
Проведение процедур оценки
- Автоматизация рутинных операций
На этапе проведения оценки автоматизация будет для вас бесценным помощником. Вот некоторые функции, от которых может освободить вас современная платформа:
- оповещение участников
- напоминания о сроках
- согласование многоэтапных процедур
- мониторинг статуса процедур оценки эффективности
- документооборот по процедурам оценки
- совмещение разных типов и маршрутов оценки
- сбор итоговых данных.
Система автоматизации оценки, если она правильно настроена, позволяет избавиться от миллиона бумаг или excel-файлов. Вместо этого появляется единый процесс, который легко и быстро запускается.
Кроме того, есть особые случаи, в которых автоматизация незаменима. Давайте представим, что человек три месяца отработал в одной должности с одними целями, а оставшееся время в году на другой должности с совершенно другими целями. Таких внутренних перемещений в компании может быть сотни в год, тысячи. Руками менять цели, пересчитывать показатели очень сложно, практически невыполнимо. Автоматизация позволяет эту задачу решить.
Система сама отслеживает, что человек переместился. И тогда, например, ему назначается внеочередная оценка, то есть его руководитель на предыдущем месте заполняет оценку за тот период, пока человек был у него, а потом ставит план уже новый руководитель. И в итоговом расчете все это учитывается.
2. Настройка внесения фактических показателей
Нам нужно ввести в систему не только планируемые показатели, но и фактические.
Это обычно происходит несколькими способами:
1) Сотрудник вносит сам и отчитывается по своим результатам: либо по мере выполнения определенной задачи (тогда в системе виден процент выполнения), либо в конце определенного периода — квартала, полугодия, года.
2) Результаты вносит руководитель.
Выбор между двумя этими способами всегда зависит от компании.
Есть компании, в которых мониторить выполнение задач сотрудниками и вести соответствующие отчеты — это непосредственная ответственность руководителей. Есть компании, в которых сотрудники более автономны, тогда руководители только согласуют то, что предоставляют им их подчиненные.
Внутри компании для разных подразделений могут работать разные способы. Одно дело оценивать эффективность разработчиков, другое дело — сейлзов и третье — банковских работников.
3) Фактическая информация выгружается из внешних систем. Это может быть CRM, автоматизированная банковская система, ERP, все что угодно. В этом варианте есть несколько сценариев.
- Выгруженные из внешней системы данные вручную вносятся в систему оценки. В такой ситуации у каждого KPI может быть один или несколько владельцев, которые загружают данные. Далее уже система сравнивает план-факт, сочетает, например, оценку по KPI и оценку по целям, получает показатели для итоговых бонусов.
- Интеграция автоматическая: фактические значения выгружаются из внешней системы через api, например. Ничего не нужно вносить руками, но: если KPI сотни тысяч, систем десятки, то эта задача настолько дорогая и сложная, что зачастую нет смысла ей заниматься. Оказывается проще назначить ответственных, владельцев KPI.
- Сочетание: какие-то KPI выгружаются автоматически, какие-то подставляются руками.
Итоги и результаты оценки
Чаще всего оценка эффективности влияет на денежные вознаграждения и на карьерные возможности сотрудников.
О вознаграждениях
Есть компании, которые рассчитывают вознаграждение исходя из интегральных показателей. Правила получения интегральных показателей могут быть разными. Например, если у сотрудника план по KPI выполнен на 80%, план по целям — на 90% и нет никаких критичных сбоев по ключевым задачам, то мы ставим оценку А, если показатели перевыполнены, то А+. Все эти правила можно задать в системе, и интегральные показатели будут рассчитываться автоматически.
Есть упрощенный подход, когда руководитель самостоятельно проставляет «АВСD» для своих сотрудников.
В рамках такого подхода часто используется нормирование — могут быть установлены определенные ограничения, например, нельзя всем сотрудникам сразу поставить А (самую высокий показатель), или, наоборот D (самый низкий показатель). Премиальный фонд распределяется по неким внутренним правилам, и автоматизированная система позволяет это контролировать.
Расчет переменной части вознаграждения может происходить как на той платформе, на которой производится оценка, так и вне ее.
Достаточно частая практика, когда внутри HR-системы производится оценка интегральных показателей эффективности, далее они выгружаются в виде отчетов в какую-то внешнюю систему, где уже производится пересчет в премии. Это целесообразно, в том числе из соображений безопасности.
Вариант определения вознаграждений в HR-системе тоже возможен. Для этого нужно, чтобы у HR-системы был доступ к информации о базовых окладах и формулах расчета премиальных коэффициентов.
О карьерных возможностях
На основании результатов оценки можно сформировать структурированные описанные карьерные маршруты. Например, для разных перемещений можно задать свои условия: человек должен проработать в компании не меньше какого-то времени, находиться на определенной должности, пройти обязательную программу подготовки, продемонстрировать определенные показатели эффективности, пройти оценку компетенций и так далее. Есть компании, у которых по результатам проведенной ежегодной оценки компетенций и оценки эффективности запускается автоматизированный процесс, определяющий карьерные опции для сотрудников. Люди заходят на HR-портал, видят возможные варианты своего карьерного планирования и могут из них выбирать.
Кроме того, систему можно настроить так, что люди видят, какие условия требуются для того или иного перемещения и понимают, какие усилия с их стороны необходимы.
Что учесть при внедрении системы оценки?
- Оценка эффективности не может быть высечена в камне, не может быть сделана раз и навсегда. Надо понимать, что она будет претерпевать изменения. Даже в ходе одной оценки иногда приходится быстро доделать настройки, переделать процессы. Поэтому, и в случае приобретения HR-платформы, и в случае inhouse-разработки, надо всегда иметь рядом, в быстром доступе людей, которые не бросят проект и будут им заниматься непрерывно.
- Если вы работаете на внешней платформе, она должна быть гибкой и позволять настраивать разные варианты. Настраивать и перенастраивать, потому что каждый год уведомления, KPI, количество целей, какие-то ограничения будут меняться.
- Для оценки эффективности крайне важны правильные структуры данных: в какой должности когда человек был, когда он переместился, кто у него функциональный руководитель, как точно называется должность, какой у нее грейд. Требования к качеству данных, к их детальности и точности намного более серьезные, чем для автоматизации обучения, например. Нужно выбирать и вендора, и экспертов, которые все эти тонкости понимают.
- Не надо думать, что мы возьмем и за 5 минут все сделаем. Нужно настроить систему под актуальные бизнес-процессы компании, нужно учесть все особенности интеграции, нужно отладить процедуры. Лучше делать это заранее, продумав, осмысленно. Для этого нужно иметь время.
- Обязательно привлекайте IT-специалистов сразу, с начала внедрения. Они помогут интегрировать разные системы, и внутренние, и внешние, корректно загружать и выгружать данные, обеспечить оборудование, которое выдержит необходимые нагрузки. IT и HR должны принимать в этом проекте участие вместе. Неправильно оценку воспринимать как HR-проект. Это общекорпоративная история, влияющая на то, как компания в целом работает.
За 6 лет я успела поработать в трех крупных IT-компаниях, несколько раз меняла жилье и переехала из Мюнхена в Берлин. В статье я расскажу про немецкую бюрократию, налоги и почему даже айтишники с высокими зарплатами живут в коммуналках. А еще, как в Германии искать работу и жилье, сколько стоит здесь лечиться и жить, и как вы можете остаться без ви…
Итак, когда маркетолог заводит речь о новом подходе, особенно о таком, как ABM, у большинства руководителей в глазах загорается не огонь энтузиазма, а, скорее, паника. Это нормально. Боссы – тоже люди, и они боятся… ну, как минимум трёх вещей:
Исполнительный директор AmCham Russia Роберт Эйджи в разговоре с РБК порассуждал о возвращении американского бизнеса и о его конкуренции с Китаем на российском рынке.
Глава YC предупредил, что разработчикам всё равно необходимы знания в программировании.
Дела, связанные с нарушением интеллектуальной собственности, особенно в сфере авторских прав на фотографические произведения, приобрели массовый характер в Российской Федерации с 2022 года. Такие компании, как "Восьмая заповедь", ИП Лаврентьев, "Пейзаж", "Ю1" и другие, инициируют тысячи исков ежегодно, что сформировало феномен "массовых исков".
Он может состоять примерно из 200 тысяч биткоинов, заявил спецпредставитель по ИИ и криптовалютам Дэвид Сакс.
И всё таки такую систему настроить трудно, как по мне, могут быть ошибки, связанные именно с работой программ