Маги, Короли, Любовники. Кто нами управляет

Все базовые инстинкты присутствуют в каждом руководителе, но один из них превалирует и определяет большинство решений и действий. Учитывая многозадачность и быстро меняющиеся условия для бизнеса, все более ценным качеством становится умение управлять инстинктами и балансировать между всеми архетипами.

Маги, Короли, Любовники. Кто нами управляет

Читая описание архетипов, обратите внимание на те мотивы, которые чаще всего проявляет ваш босс, или те инстинкты, которые двигают вами, если вы руководитель. Получить адекватную картину при этом помогает использование четырех архетипов: Воина, Мага, Короля и Любовника (или Любящего), предложенное психологами Робертом Муром и Дугласом Жиллетом.

В предыдущей публикации я рассказала о своей практике изучения руководителей – «Воинов», а сейчас речь пойдет о «Магах», «Королях» и «Любовниках»…

Маг

Магом управляет инстинкт безопасности. Этот руководитель требует глубокого анализа, досконального знания и проработки профессиональной области, учета многофакторности при решении задач, и креатива. Он не скажет сотруднику «принеси мне план», он попросит «принеси мне прорывную идею». Такой тип руководителей чаще встречается в сферах digital и ИТ-технологий, финансовом и риск-менеджменте, стратегическом маркетинге.

Маги признают высокий уровень интеллекта и знаний. Маг это как научный руководитель, профессор в университете или академии. Это очень тревожный тип руководителей, его представители постоянно анализируют риски, а тревога стимулирует познание. Они спокойны и удовлетворены, если сотрудники демонстрируют свою экспертизу и интерес к сфере деятельности компании, стараются углубиться в ее изучение, постоянно совершенствуются и развиваются. Так как тревога лечится информацией, то необходимо постоянно быть с таким руководителем на связи, сообщать ему о статусе процессов, промежуточных результатах. Убедившись в том, что подчиненные компетентны и заинтересованы, руководитель начинает им доверять, ослабляет контроль и… становится счастлив, так как его инстинкт безопасности удовлетворен.

Маги, в хорошем смысле, тщеславные и высокомерные руководители. Я встречала целые команды топов, которые говорят о себе «мы — интеллектуальные снобы». Выстраивая с ними отношения, необходимо очень внимательно их слушать (лучше записывать их цитаты или тезисы), но быть спокойным и уравновешенным. Магу нельзя показывать свою тревогу и взволнованность, иначе он начнет тревожиться сам и усилит контроль над подчиненным. Те, у кого больше развиты эмоции и чувства вместо интеллекта, не уживутся с таким руководителем. Чтобы выстроить с ним отношения необходимо настроиться на позитив, увидеть в нем помощника, который заботится о безопасности, рисках для достижения наилучшего результата.

Король

Этим типом начальников движет инстинкт иерархии. Основная способность этих руководителей — создавать четкое Видение и вовлекать туда людей. Они управляют через наставничество, родительскую заботу (отцовскую или материнскую). В современной компании это первое лицо - как правило главный акционер, президент, генеральный директор. Король – это харизматичный лидер, у которого есть мечта, глобальная цель и план ее достижения. Особенность таких боссов в том, что они не манипулируют, не интригуют, но вдохновляют свои команды, доверяют им, поддерживают и апеллируют к ответственному поведению. Короли умеют управлять, они трезво оценивают ситуацию и отчетливо видят перспективу на несколько шагов вперед. Именно такой руководитель может задать новому сотруднику вопрос: «кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет?». Осторожно: глобальность миссии, целей и задач руководителя-короля может диссонировать с реальными масштабами личности сотрудника, его возможностями, должностью, и тогда у человека, даже если он профессионал в своем деле, может наступить эффект разочарования от неоправданных ожиданий.

Увлеченные своей глобальной идеей или целью Короли могут быть идеалистами и не замечать каких-то «земных» деталей. Но своих сотрудников они всегда стараются поддерживать, направлять на путь истинный, даже создавать им перспективу роста в парадигме своих ценностей. Важно, чтобы потом в этой большой парадигме сотрудник не потерялся и не перегорел. Поэтому такому руководителю необходимо периодически «спускаться на землю», общаться с сотрудниками, вникать в их проблемы, помогать им советом. Иначе может возникнуть настолько большой разрыв между руководителем и его командой, что Король просто останется без подданных. Чтобы этого не произошло команде, нужно предложить руководителю детально оценивать риски больших идей. Это будет правильным партнерством.

Чаще всего Король — это работающий собственник, и ему важно создать совет директоров, к которому он будет прислушиваться, а совет директоров, в свою очередь, будет превращать его Видение в конкретные цели и проекты. Руководителей-королей больше всего среди предпринимателей, и если это его превалирующий инстинкт, Король будет создавать свою компанию.

Любовник (Любящий)

Инстинкт продолжения рода у таких руководителей выражается в заботе, человеколюбии, желании создать комфорт, доставить удовольствие своим подчиненным. «Любящих» начальников, как правило, можно встретить в сфере услуг и сервиса – гостиничном, ресторанном, шоу-бизнесе, рекламе, PR, коммуникациях. Такой руководитель стремится вызвать у подчиненных любовь к работе, рабочему месту, клиентам. Любящий - самый гуманный руководитель, душа коллектива, он очень чутко воспринимает людей, у него родительский стиль управления.

Оборотная сторона такого руководителя заключается в склонности к различного типа слияниям, психологическим зависимостям, неформальным связям в коллективе вне рамок служебных функций. Формируется культура влияния коллектива и его лидера на каждого сотрудника через семейную модель взаимоотношений. Этот руководитель может стремиться заполнить целями компании всю личную жизнь сотрудников, когда грань между офисом и домом перестает существовать. Это очень опасно, так как в служебную сферу привносятся личные обиды, манипуляции, переживания. Например, глава одной из компаний любил вывозить своих менеджеров в Европу, водил их в музеи, театры, распечатывал арии и просил учить наизусть при походах в оперу. Но он настолько сильно «душил в объятиях» сотрудников, что для многих это было чрезмерным.

11
1 комментарий

Почему бы не взять тогда систему Карла Юнга и не расписать 12 архетипов сразу. Ну или более традиционную для кадрового подхода структуру MBTI-прототипов.

1
Ответить