Несколько вредных советов, как точно не завалить собеседование

Забудьте о тестовых заданиях, ругайте бывшего работодателя, забейте кальян, наденьте халат.

Несколько вредных советов, как точно не завалить собеседование

Привет! Меня зовут Анастасия Збитнева, сейчас я возглавляю HR-отдел компании Green Grey, а до этого более 15 лет работала в разных международных холдингах.

Мы активно развиваемся, поэтому мы с командой проводим много собеседований с кандидатами. Иногда это превращается в комедию, иногда в трагедию и даже в детектив.

Некоторые истории происходят пугающе часто — и мы решили рассказать о них, а также дать несколько вредных советов: как показывает практика, они запоминаются лучше всего.

Совет № 1. Постарайтесь рассказать о себе всё

В наш суровый технологический век люди всё больше отдаляются друг от друга — поэтому любая искорка человеческой теплоты становится на вес золота.

Не бойтесь делиться сокровенным! Обязательно стоит рассказать о детских травмах, жизненных неурядицах, взлётах и падениях — хотя бы про неудачные свидания из Tinder. Ведь как любят говорить рекрутеры: «Наша компания — это одна большая семья», — а кто, как не семья, может понять и поддержать человека в это безумное время?

Рассказывая о себе, вы легко продемонстрируете свою общительность, открытость и общий позитивный настрой — то есть, что вы сможете легко вписаться в коллектив. Ведь неслучайно рекрутеры последние несколько лет советуют прокачивать soft skills!

Действительно, часто кандидаты начинают уходить в своё прошлое и рассказывать истории из жизни и откровенничать. Иногда излишняя открытость может стать причиной для отказа.

Даже если вы хотите показать, что любая работа вам по плечу, то не нужно рассказывать, что были браконьером, кладоискателем или писали статьи для эротического журнала. Старайтесь больше рассказывать о своём профессиональном опыте, как решали поставленные задачи и каких результатов достигли.

Совет №2. Обязательно расскажите, что предыдущий руководитель был плохим человеком, а компания ещё хуже

Пускай ваш новый работодатель радуется, что вы сбежали от ужасного конкурента к ним. Ведь нет лучше способа понравиться новому руководителю, чем закопать предыдущего.

Заодно расскажите, в каких невыносимых условиях вам приходилось работать. Припомните, как в офисе регулярно заканчивались обещанные печеньки, сосед слева постоянно сморкался, кряхтел и причмокивал, а однажды вы даже отравились супчиком в столовой.

Такой откровенный разговор будет означать, что на прошлое место работы вы точно не вернётесь. А рекрутер нет-нет да и подумает о том, как сильно вас потрепала жизнь, и решит проявить сострадание.

Очень часто встречаются кандидаты, собеседование с которыми начинается хорошо, у них большой опыт, есть все необходимые компетенции, а затем начинается рассказ о том, почему они ушли с предыдущего места работы.

Оказывается, что начальник там был невыносимый тиран, коллеги — кружок грызунов и змей. Нормальных задач не давали, а если и давали, то они были или излишне сложные или излишне простые. А задачи, которыми соискатель хотел бы заниматься, ему никто и не предлагал.

Когда я пробовала копнуть глубже, то понимала, что он не пытался обсудить проблемы с руководством, наладить общение с коллегами, а любую критику принимал в штыки.

Я понимаю, что всякое могло быть — и ваш предыдущий работодатель действительно мог оказаться далеко не идеальным, но рассказывая о причинах увольнения лучше не переходить на личности и не сгущать краски.

Лучше сделайте акцент на том, к чему вы стремитесь и что ждете от новой компании.

Несколько вредных советов, как точно не завалить собеседование

Совет №3. Не стоит тратить время на тестовые задания

Все мы тут взрослые люди. Мы ценим своё время, потому что время — это деньги. Тестовое задание не оплачивается: получается, что это трата и времени, и денег, то есть сплошные убытки по всем фронтам.

И вообще — если HR любопытно узнать о вашем опыте, он может заглянуть в резюме (зря вы что ли его так кропотливо писали?). Если интересны навыки — они (сюрприз!) тоже указаны в резюме.

Тестовое задание — это проверка, сильные личности не проходят проверки, они их устраивают сами. Ауф!

Мы не всегда даём тестовые задания, но иногда нам нужно получить дополнительную информацию о знаниях потенциального сотрудника или понять, как он будет подходить к решению задачи в той или иной ситуации.

Иногда соискатель просто отказывается делать тестовое задание. Кто-то считает, что достаточно указать в резюме навыки, а кто-то не знает, как с ним справиться.

Вы можете не знать чего-то, ведь иногда нам всем приходится сталкиваться с новыми задачами, но любой работодатель хочет видеть в сотруднике способность и стремление подумать, разобраться, изучить и сделать.

Как правило, мы даём тестовое задание, если нам недостаточно резюме, беседы и портфолио. Чтобы этого избежать есть несколько советов:

  • Составьте портфолио, включив туда проекты, которыми гордитесь, которыми хотите поделиться. Расскажите о своей роли в проекте, что именно вы сделали, что получилось в результате, чему вы научились.
  • Во время интервью стоит сфокусироваться на том, какие проблемы решали — подчеркнув те, которые выходили за ваши непосредственные обязанности.
  • Если у вас есть знакомый HR (или человек, который мастерски проходит собеседования), попросите его оценить резюме и прислушайтесь к его советам.

Совет №4. Говорите как придворный вельможа

Замечали, что облечённые статусом и властью люди говорят и держатся иначе? Злопыхатели называют такую манеру напыщенностью, а бравые инстаграм-коучи — уверенностью в себе.

Расправьте плечи, нахмурьтесь, смотрите на собеседника исподлобья, придайте взгляду твёрдость, а лицу — выражение, будто вам под нос попалось нечто дурное.

Зададут вопрос — не торопитесь с ответом. Выждите паузу. Тяжело вздохните, будто задумались о судьбе родины, закатите глаза. Всем своим видом покажите собеседнику, что вопрос явно неуместен. Отвечайте неохотно, будто от вашего слова зависят судьбы тысяч подданных.

Стоит попрактиковать образ дома — иначе вместо харизматичного царедворца получится обычный советский аппаратчик.

По своему опыту могу сказать, что все профессионалы и даже «звёзды» чаще всего очень просто рассказывают о своих успехах и достижениях. Без лишнего пафоса или попытки задеть других.

Конечно, высокомерие может быть лишь проблемой формулировки или неуверенности в себе, но чаще всего для этого есть ещё какие-то предпосылки. Именно поэтому мы предпочитаем очные интервью дистанционным — если у соискателя есть такая возможность. Наблюдая за языком тела, тембром голоса, реакцией во время беседы, мы можем лучше его понять и узнать.

Если же вы и в жизни отвечаете односложно, а на собеседовании ещё начинаете волноваться, то лучше заранее отрепетировать ответы на возможные вопросы. Старайтесь отвечать просто, но полно, и поддерживать дружелюбную атмосферу. Нам важно поддерживать дружескую атмосферу в компании, где коллеги готовы помочь в решении задач, поделиться знаниями. А вот с кем мы бы не хотели работать — так это с людьми, которые перекладывают ответственность на других. И с теми, кто всегда всем недоволен, брюзжит и ведёт себя высокомерно.

Несколько вредных советов, как точно не завалить собеседование

Совет №5. Постарайтесь опоздать (или не приходите вовсе)

Многие уверены, что попасть в компанию мечты можно только показав себя с лучшей стороны на собеседовании: быть вежливым, улыбаться, не опаздывать.

Это не так. Кто опаздывает? Очень занятой и важный человек. А уверенный в себе ещё и не предупреждает об опоздании! В этот момент у любого HR включается охотничий инстинкт и желание во что бы то ни стало заполучить себе этот «лакомый кусочек».

И ещё: ни в коем случае не извиняйтесь! Этот жест подчеркнёт вашу прямолинейность и поможет снискать репутацию нарушителя правил — а именно такие сотрудники сейчас нужны в любом молодом и динамично развивающемся коллективе.

К тому же зачем приходить вовсе? У них есть ваше резюме, там всё написано, давайте уважать время друг друга, коллеги.

В моей практике были истории, когда даже имея подробную карту с расположением офиса компании со всеми стрелочками и таймингами, вплоть до расписания автобусов, кандидаты всё равно сильно опаздывали.

Мы понимаем, что существуют форс-мажорные обстоятельства, но хотим, чтобы кандидат уважал будущих коллег и их время. Поэтому, когда человек опаздывает без предупреждения и извинения, или просто не приходит, а потом просит о повторной встрече — это тревожный звоночек.

Лучше всегда предупредить, если что-то пошло не так, и вы не успеваете. Или приехать чуть заранее — так у вас будет время освоиться в новой обстановке и справиться с волнением.

Даже если речь идет об онлайн-собеседовании, подключайтесь чуть заранее. Всегда что-то может пойти не так: могут не заработать наушники, ноутбук потеряет связь с интернетом, а пробегающий мимо кот заденет зарядку. Как и в обычном интервью, лучше приготовиться раньше. Бывают и курьёзные случаи: мой кандидат буквально ошибся дверью и пришёл на собеседование в другую компанию, где ему понравилось, и он остался работать там, но это выяснилось, конечно, чуть позже.

Совет №6. Не дайте онлайн-собеседованию испортить вам день

В конце концов — это же просто очередной созвон. Вот очное интервью — дело другое: там волнуешься, нервничаешь, переживаешь. Нужно быть в форме.

А дома ничего не должно нарушать комфорт и портить настроение. Так почему бы не уделить немного внимания самому дорогому и близкому человеку? Наденьте любимую пижаму, поставьте на фон сериальчик, налейте бокал вина и не забудьте кальян.

Рекрутер точно удивится, обнаружив этот островок спокойствия в океане сгоревших дедлайнов, коронакризиса и всеобщего безумия — и наверняка решит бросить там якорь.

С приходом пандемии подход к интервью сильно поменялся. Сейчас мы проводим встречи с кандидатами в онлайн-формате.

Я замечаю, что из-за дистанционного формата пропала культура подготовки к собеседованию. Я бы оценила, если бы кандидат был аккуратно одет и во время звонка не отвлекался на посторонние вещи — хотя бы не так часто стряхивал угли для кальяна.

Но истории с расфокусом происходят регулярно. Например, был кандидат, который во время собеседования решил не отвлекаться от работы по хозяйству и проходил его, что-то разбирая и собирая в своём дачном сарае. Сидишь после такого собеседования и думаешь, что это было... Поэтому тут совет один — готовиться к онлайн-интервью стоит так же, как и к обычному: плюс заранее подумать о том, где вы его проведёте. Если дома шумновато или много отвлекающих факторов, имеет смысл присмотреть кафе или коворкинг неподалёку.

Несколько вредных советов, как точно не завалить собеседование

Совет №7. Обязательно возьмите на очное собеседование любимую зверушку

Как мы уже поняли, очное собеседование — это стресс. А дёрганных ребят (и девчат) с заплетающимся языком редко берут на работу.

Ничто так не снижает уровень стресса, как общение с домашним питомцем — и если вам посчастливилось оказаться хозяином собаки или кошки, однозначно стоит взять их с собой.

Тем лучше, если животное экзотическое: будни HR довольно скучны и однообразны, а внезапно извлечённая из-за пазухи на свет кобра, тарантул или игуана вызовут ностальгические воспоминания о зимовке на Пхукете.

Получается, win-win!

Иногда соискатель может прийти с животным под мышкой. Я считаю, что об этом стоит предупредить: вдруг у кого-то в офисе аллергия?

Для нас важно, чтобы в команде было ощущение поддержки, чтобы сотрудники интересовались тем, что происходит вокруг, и как это отражается на их коллегах.

Собеседование — это возможность рассказать о себе, своих лучших качествах, стремлениях и достижениях, практически «звёздный час». Не нужно их бояться, ведь это возможность познакомиться с новыми людьми, получить интересную информацию и расширить кругозор.

Чек-лист успешного собеседования

  • Если собеседование очное — прийти вовремя или за 15 минут до начала.
  • Если собеседование в онлайн-формате — не расслабляться. Стоит занять место в помещении, где вас не побеспокоят.
  • Домашних питомцев лучше оставить дома. Если никак не получается — предупредить.
  • Во время собеседования держитесь открыто и дружелюбно. Если это не в вашем характере — предупредите об этом.
  • О бывшем работодателе лучше говорить либо хорошо, либо никак.
  • Во время собеседования стоит говорить по делу, не отвлекаясь на личные истории.
  • Не отказываться от выполнения тестового задания. Или подготовить заранее развёрнутое портфолио (выслать его заранее или продемонстрировать на встрече).
1111
18 комментариев

"Оказывается, что начальник там был невыносимый тиран, коллеги — кружок грызунов и змей. Нормальных задач не давали, а если и давали, то они были или излишне сложные или излишне простые. А задачи, которыми соискатель хотел бы заниматься, ему никто и не предлагал."

это ценная информация, ведь именно из-за этого он уволился, значит для него важны эти вещи. Почему вам неинтересно об этом знать? Почему вы хотите чтобы человек не рассказывал то что для него представляет реальную ценность, а ответил вам стандартными фразами?

а, понял, потому что у вас всё точно так же и вам нужны те кто может заткнуться и терпеть

18
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"не нужно рассказывать, что были браконьером, кладоискателем или писали статьи для эротического журнала"

я бы вот с удовольствием об этом послушал. А вы просто относитесь к людям как к функциям которые они должны выполнять, поэтому вам это неинтересно. И всё ваше дружелюбие и интерес неискренни

14
Ответить

В собеседовании на текущее место работы мы с начальником поболтали о том о сём под чаёк. Он рассказал чем именно они занимаются, я рассказал чем занимался до этого, чем увлекаюсь, чего хочу от работы и т.д.
Кто-то может скажет что пустая трата времени, а я же понял что хочу тут работать не только из-за денег, а ещё потому что интересно и люди хорошие.

7
Ответить

Не отказываться от выполнения тестового задания.
Очень спорно. Особенно, если это практическая работа, которая стоит денег. Попробуйте сварщика заставить тестово сварить забор, например. Почему другие профессии себя не уважают

6
Ответить

Мне тестовики надоели за 2 месяца поисков работы. В итоге там, куда устроился, вытащил на новаторских идеях и новых взглядах на их продукт, плюс презентацию всего этого. Перед этим на собеседовании этого показать никак не мог, так как гоняли по прошлому опыту.

2
Ответить