Как сообщать команде о снижении зарплат и закрытии проектов: конспект вебинара EMAILMATRIX

EMAILMATRIX провёл ещё один бесплатный вебинар для бизнеса об адаптации к кризису 2022 года. В этой статье — конспект первой части, где эксперты рассказали о грамотной коммуникации с командой в период неопределённости. Полную видеозапись можно получить по ссылке.

КАК СООБЩАТЬ СОТРУДНИКАМ НЕПРИЯТНЫЕ НОВОСТИ

Основатель и партнёр коммуникационного агентства esprezo Марк Хлынов объяснил, как корректно общаться с командой на тяжёлые темы вроде сокращений, снижения зарплаты, увеличения нагрузки, остановки проектов, ухода с рынка.

Определите цель

При подготовке любой коммуникации продумывайте, какие результаты она должна принести. Это особенно важно для больших компаний, где от новостей и реакции сотрудников зависит будущее бизнеса.

Информирование само по себе целью быть не может. Настоящая цель — чтобы сотрудники что-то сделали

Например, продолжили работать без лишних эмоций, искренне поддержали новую стратегию, согласились на изменение условий. Вводить что семи-, что четырёхдневку без взаимной договорённости — значит потом натыкаться на грабли.

Позаботьтесь о сотрудниках

Достичь целей будет сложнее, если не позаботиться об аудитории. Поймите, что важно для сотрудников, что они ожидают услышать, что для них компания. Чаще всего людям в работе важны:

  • Экономическая стабильность. За неё особенно хочется зацепиться в кризис. Если просто объявить о сокращении зарплаты у части команды, остальные запаникуют: «А мне тоже сократят? Когда? Может, меня уволят?..» Когда ощущаешь себя на горящем стуле, не получится работать эффективно. Поэтому проговорите, кому снижаете зарплату, почему именно им, на какой период, что будет с остальными и когда появится экономическая определённость для компании.
  • Возможность развития. Топ-менеджерам и самым талантливым сотрудникам интерес часто важнее денег. Их демотивируют новости об отказе от выхода на новый рынок или остановке проекта, которым они занимались. Объясните такому специалисту, когда возможна разморозка, найдите другой вызов либо предложите придумать его самому, дайте отпуск на период неопределённости — или честно расстаньтесь.
  • Моральный кодекс. Совпадение ценностей стало для людей особенно важно при подборе окружения — в том числе работодателя. Если у компании есть конкретная позиция по текущим политическим событиям — чётко проговорите её, объясните и будьте готовы, что сотрудники её не примут. Не удерживайте тех, чьи ценности не пересекаются с вашими: у такого человека не будет мотивации к работе и он всё равно вскоре уйдёт.
  • Атмосфера в команде. Объявления об увеличении нагрузки взорвут человека изнутри: «А как я смогу работать больше?» Расскажите сотрудникам, какую поддержку они могут получить от компании.
  • Психологическое спокойствие. Многие сейчас находятся на эмоциональном дне и не готовы отдаваться компании, если им не предложат что-то взамен. Подумайте, как компания может помочь: например, оплатить психотерапию, увеличить бонусы.
  • Благодарность. Зачастую люди работают ради признания. При расставании, закрытии проектов, изменении планов поблагодарите сотрудников за работу и расскажите, как цените её. Это будет приятно любому и уменьшит негатив от нововведений. Без благодарности люди чувствуют себя рабами на галере и не захотят грести ещё быстрее да к тому же новым курсом.

Перед любым тяжёлым разговором осознайте, что человеку важно сейчас и что будет важно в контексте вашего сообщения. Не заворачивайте плохие новости в красивую обёртку, но показывайте людям, что подумали о них.

Без ощущения заботы сотрудник не будет работать по максимуму и вообще не задержится в компании

Продумайте детали общения

  • Очный формат лучше онлайна, онлайн лучше текста. Сотрудники намного проще воспримут личный контакт, а вы почувствуете их состояние. Если не можете встретиться очно, созвонитесь: расскажите новости голосом, дайте возможность задать вопросы. Реакция на обезличенные текстовые сообщения у человека одна: «Я работаю в странном учреждении без намёка на человечность».
  • Говорите просто и открыто. Даже в разговоре на неприятную тему люди хотят слышать обычную речь, а не набор казённых выражений. Не закрывайтесь: искренность обезоруживает.
  • Объясняйте план действий. Если хотите сопереживания и включённости, рассказывайте, что стоит за решениями. Директивы «будем делать это, а то закрываем» без аргументов и причинности не воодушевят сотрудников и сделают их простыми исполнителями, а не активными спасителями компании.
  • Стройте диалог. Получить обратную связь критически важно. Молчание — не знак согласия, а бомба замедленного действия. Где-нибудь взорвётся, если не понять, что произошло с людьми на самом деле.
  • Говорите только то, что нужно знать. Не вся информация действительно важна команде, вал подробностей может испугать. Уберите несущественные детали, особенно если они могут поднять эмоциональное напряжение.
  • Всегда стремитесь помочь людям. При любой коммуникации думайте об адресате и старайтесь своим сообщением поддержать, успокоить, упростить работу. Даже увольняя человека, ему можно помочь: дать карьерные консультации, рассказать о вакансиях в партнёрских компаниях.

Сообщать сотрудникам неприятные новости → Помогать людям принять неприятные новости и увидеть свет в конце тоннеля

Ответы на вопросы

— Есть ли какая-то формула разговора об увольнении? Например, сначала благодарность, потом решение об увольнении, потом снова что-то положительное, рекомендации и так далее.

— Скорее всего, сотрудник уже понимает, на какой разговор пришёл. Не держите его в напряжении, проговорите тему сразу. Поблагодарите и объясните причины, особенно если они не связаны с уровнем работы. Затем дайте слово ему, а после — обсудите, какая помощь нужна: карьерная консультация, сеанс у психотерапевта… Главное — искреннее намерение помочь. Если вы говорите открыто и честно, собеседник расслабится и напряжения между вами не будет.

— Как понять, что сотрудник правильно тебя понял, а не затаил камень за пазухой?

— В конце встречи спросите сотрудника, всё ли хорошо, как он вообще. Вы почувствуете, если он что-то недоговаривает. Скажите о таком ощущении открыто и предложите проговорить сомнения сейчас, чтобы избежать скрытого конфликта. Если человек почувствует себя в безопасности, то, скорее всего, расскажет.

КАК ПОМОЧЬ КОМАНДЕ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

Работодателям пора окончательно забыть о принципе «Помоги себе сам», уверена руководитель отдела персонала EMAILMATRIX Евгения Трусова. Успех бизнеса напрямую зависит от сотрудников — а они в свою очередь нуждаются в поддержке компании. В личную жизнь лезть не надо, но человек должен знать, что на работе ему обязательно помогут.

Роли руководителя

Руководство — это не только постановка задач, делегирование и контроль, но и поддержка и мотивация

Управленческое звено, включая топ-менеджмент, должно быть информационным ресурсом — должно рассказывать, что происходит в компании. Сухих сообщений «ситуация такая, живите с этим» недостаточно. Нужно поддерживать и мотивировать людей, чтобы они чувствовали небезразличие компании к себе и спокойно работали дальше.

Важно сообщать не только плохие новости, но и хорошие, если они есть. К таким сегодня относится и отсутствие новостей. Стратегия прежняя, никого не увольняем, зарплаты не сокращаем — говорите об этом.

8 действительно работающих инструментов

Эти приёмы для руководителей и эйчар-специалистов проверены EMAILMATRIX:

  • Поддерживайте друг друга. Совет не только руководителям, а всем сотрудникам. Не стесняйтесь как делиться поддержкой, так и принимать её: пропустите через себя и поймите, что не одни в этом мире.
  • Не дайте забыть, как улыбаться. Это не менее важно, чем поддержка. Не давайте людям уходить в депрессию, продолжайте шутить на принятом в команде уровне и позволяйте делать это остальным. Можно завести отдельный канал во внутреннем мессенджере, если вдруг его ещё нет.
  • Позаботьтесь о себе. В падающем самолёте взрослый должен сначала надеть кислородную маску на себя и только потом — на ребёнка. «Дети» руководителя — его команда, а «кислородная маска» — устойчивое психологическое состояние. Прежде чем успокаивать подчинённых, успокойтесь сами: слова «Всё будет хорошо» звучат неубедительно, если голос говорящего дрожит.
  • Продолжайте внутренние мероприятия. Неочевидное решение, но опыт EMAILMATRIX показывает, что корпоративные мероприятия сотрудникам нужны и действительно помогают. Подойдут и привычные форматы вроде картинга или квиза, и более «серьёзные» — например, общая встреча с психологом. Если часть команды работает удалённо, проводите отдельные мероприятия для всех и для тех, кто трудится в офисе.

Обязательно узнавайте у сотрудников, чего хотят они. Цель корпоративных мероприятий — повышать их мотивацию и лояльность, а не ставить галочки или удовлетворять ваши собственные желания

  • Найдите задачи каждому. Если объём работы упал, помогите команде справиться с соблазном безделья. Займите освободившееся время задачами из конца ежедневника, до которых вечно не доходили руки, релевантным обучением или помощью другим отделам.
  • Поддерживайте инициативы. Сотрудники часто сами говорят о желаемом — просто услышьте их, и ничего не придётся придумывать самому. Команда в мессенджере обсуждает утреннюю йогу в офисе? Помогите с организацией. Люди хотят временно перейти на удалёнку, и им так будет проще работать? Всерьёз рассмотрите этот вариант.
  • Напоминайте о своём неравнодушии. Сотрудники должны понимать, что их как минимум внимательно выслушают. Донесите до команды, что вы есть и что она вам небезразлична. Да, поговорить придёт не каждый, но если беседой вы поможете хотя бы нескольким — уже хорошо.
  • Подключайте профессионалов. Не стесняйтесь привлекать психологов, если понимаете, что помочь своими силами не выходит. Можно проводить общие встречи на конкретные темы, организовать «горячую линию» со специалистом в мессенджере или подобрать другой формат, удобный команде.

Подпишитесь на рассылку EMAILMATRIX, чтобы узнавать о следующих вебинарах. О чём вы хотите услышать на них? Пишите в комментариях!

11
1 комментарий

Омг да там же итак все очевидно: Денег нет хорошего вам настроения