Сотрудники сопротивляются переменам, сроки срываются. Разбираемся, как вам поможет системный подход в управлении

Когда команда наступает на одни и те же грабли, отвергает всё новое и сыпятся запуски, в голову приходит только один вопрос: кто виноват и что делать? На помощь придет (не поверите!) системная семейная терапия! Обо всем этом в нашей новой статье.

Изображение: Freepik.com
Изображение: Freepik.com

Принцип работы с семьей как с системой и с командой как с системой очень похож. Системная терапия одно из самых молодых направлений, возникшее после Второй мировой войны. Любопытная деталь: развитие этого направления тесно связано с кибернетикой, так получилось, что у систем семейных и систем информационных — много общего.

Итак, как системно подходить к формированию команды, да и вообще ведению бизнеса? Для начала давайте определимся с понятиями.

Система команды — это всегда нечто большее, чем сумма сотрудников. В нее входят стереотипы взаимодействия, правила, мифы, границы, история.

Разумеется, система функционирует по определенным правилам.

1. Потенциал команды равен потенциалу ее самого слабого звена

Вместо слово «потенциал» можете поставить «эффективность»

Пример. У вас небольшое производство изделий из кожи. Вы тратите уйму времени на разработку эскизов, поиск хороших материалов. Строго следите за качеством и с гордостью можете сказать, что вы — лучшие в своем сегменте. Вы провели несколько успешных рекламный кампаний, но конкуренты дышат в спину, поэтому каждый лид для вас как драгоценность. И вот в какой-то момент ваш аккаунт-менеджер при первом касании с потенциальным клиентом как-то ему грубовато отвечает… Клиент может не стать клиентом и усилия всей команды коту под хвост.

2. В системе действует закон гомеостаза

То есть система стремится не к изменениям, а к сохранению своего положения. Системе сложно развиваться и меняться.

Примером может служить любая крупная корпорация или государственный аппарат — чтобы внедрить изменения, нужно пройти ооооочень долгий путь и постараться.

3. Всегда есть силы, которые будут сопротивляться изменениям

Пример. С этим сталкивалась любая команда, которая внедряла CRM с 0 или просто новую, «лучшую». Сколько сразу поднимается сопротивляющихся сил, сколько вылезает скрытых противоречий. Мы очень часто слышим от клиентов рассказы о мучительном внедрении чего-то нового. Как быть? Рассмотрим чуть ниже.

4. В системе нет виноватых

Это означает, что в системе нет виноватых и точка. Вся система породила ситуацию и даже токсичный или «прокосепорившийся» сотрудник является частью системы. И к какому-то событию привела череда других событий, связанных с другими людьми и законами действующей системы.

Пример. Возьмем все тоже ИП Кожевников Кожевник Кожевникович с его брендом «Кожа да рожа». Аккаунт-менеджер мог ответить грубо потому, что: набрали новых специалистов и мало времени уделили адаптации, не объяснили принятые правила общения с клиентами, сразу отправили в поле. Или до этого было общее собрание, на котором все друг по другу хорошенько проехались и сотрудник не переключился. Мы не призываем оправдывать — мы призываем смотреть системно и видеть нечто большее за каждой ситуацией.

5. Проблем нет, есть только симптом

Система «разговаривает» с командой (на этом моменте есть риск потерять читателя, но надеемся, читатель не выйдет из чата 🙂).

Представьте, что вся команда — человеческий организм. Владелец этого организма обычно слышит сигналы: тут кольнуло, там закрутило. В случае, если владелец осознанно подходит к вопросам здоровья, тогда организму повезло и его отведут к доктору. Ну а если владелец организма предпочел сделать вид, что не заметил симптом или занялся самолечением, то есть риск, что организм разболеется.

Пример. Допустим, Кожевник Кожевникович провел небольшое расследование и выяснил: действительно, есть проблемы с адаптацией новых сотрудников. А еще с разработкой положений и норм: попросту нет скриптов. Компания так быстро выросла и так быстро расширила штат, что об этом не успели подумать. В таком случае, грубый ответ аккаунт-менеджера послужил симптомом.

Благодаря симптому можно найти решение для чего-то большего.

Кожевник Кожевникович вместе с командой разработал необходимые стандарты адаптации, скрипты и прочие важные нюансы. И теперь «Кожа да рожа» готова к еще большему росту без потерь.

Наверняка, у вас уже назрел вопрос: а как понять, что система со мной говорит?

Очень просто:

  • сроки срываются
  • постоянно наступаете на одни и те же грабли
  • что-то не работает, как должно
  • много сопротивления

В общем, любое условно негативное проявление в команде. То, что работает не так, как вам хотелось бы.

Что делать?

  • Выписать проблему;
  • Крайне важно сфокусироваться не на том, как должно работать, но не работает, а на том, как работает сейчас;
  • Разобрать устройство системы в момент здесь и сейчас: что на что влияет, как все между собой устроено и связано;
  • Первопричина точно найдется. Помните, что это на самом деле не первопричина, а решение для чего-то большего;
  • Найдите решение (а не виноватых) для этого «чего-то большего»;
  • Внедрите и наблюдайте за результатом. Поздравляем, вы big boss!

Это только малая часть системного подхода к работе с командой, глубоко погрузиться в тему можно на нашем курсе «Командный и групповой коучинг» для руководителей и hr и talent менеджеров.

Если на курс не созрели, но читать нас нравится, приглашаем в телеграм-канал нашего основателя.

Ну а если есть вопросы и нужна консультация — обращайтесь, мы открыты к общению!

1515
13 комментариев

Не искать виноватых, а анализировать объективные события и процессы и корректировать их. Обучать сотрудников. Прямо как к этому подходят японцы.

Хотя иногда бывает и так, что конкретный человек просто попал не в свою команду...

2

Согласимся, здесь все зависит от нескольких нюансов

Рады, что понравилась статья😊

"И вот в какой-то момент ваш аккаунт-менеджер при первом касании с потенциальным клиентом как-то ему грубовато отвечает… Клиент может не стать клиентом и усилия всей команды коту под хвост."

Бред. Это называется искать стрелочника. Если твой бизнес упирается в то , что где-то разово накосячил один сотрудник, значит что-то не так в процессах.


"2. В системе действует закон гомеостаза "
это характерно для вертикальных систему управления.
Где нет нормальных бизнесс-процессов и серьезные проблемы с делегированием обязанностей.


"Всегда есть силы, которые будут сопротивляться изменениям "

Если кто-то сопротивляется, может быть в изменение и нет ничего хорошего и стоит изучить вопрос глубже?

"В системе нет виноватых "
В неудачах компании всегда виноват ее руководитель.

"Компания так быстро выросла и так быстро расширила штат, что об этом не успели подумать."
Если у компании большой штат и все продажи упираются в один косяк конкретного сотрудника у доктора для этого бизнеса плохие новости.

"Бред. Это называется искать стрелочника." - Не понял Вас. В статье же целый раздел 4. "В системе нет виноватых" посвящен обоснованию прямо противоположного

1

"Если кто-то сопротивляется, может быть в изменение и нет ничего хорошего и стоит изучить вопрос глубже?"

Любое значительное изменение - это компромисс между плюсами и минусами. Если ждать, пока минусы исчезнут, а вместе с ними и сопротивление, то команда будет топтаться на месте, пока другие быстро идут вперед.

1