Чему мы учим инженеров дата-центров и как передаем знания от поколения к поколению
Привет! Меня зовут Валентин Тимофеев, я старший системный инженер. В Selectel работаю уже 2,5 года и за это время помог многим коллегам пройти путь от стартовых инструктажей до первой смены в дата-центре. В тексте расскажу про нашу систему подготовки и задачи на каждом этапе онбординга.
1 октября в России отметили новый профессиональный праздник: День работника отрасли ЦОД. Его учредили в прошлом году. Поздравляем всех причастных и желаем безаварийных ночей и надежных бэкапов!
С чего начинается инженер: отделы ИТО и ОТП
Отдел ИТО (инженерно-технический отдел) и ОТП (отдел технической поддержки) — это две ключевые площадки для развития в компании.
Внутри этих отделов (на самом деле, всех отделов) постоянно разрабатываются программы обучения, новые методы интеграции и стандартизации навыков, чтобы дать на этапе онбординга всю необходимую информацию.
Большинство людей развиваются внутри компании. Системные администраторы в облачных услугах, сетевые инженеры и разработчики. Кто-то проходит ротацию (возможность посмотреть и поработать в другом отделе) в отделе сопровождения продаж и становится инженером по техническому сопровождению клиентов.
Некоторые руководители так или иначе начинали работать в Selectel простыми инженерами.
Градация системных инженеров
Есть две стартовые позиции: практикант и стажер. Обычно это студенты, окончившие второй курс как минимум. Их график строится индивидуально, с учетом дней, когда они не могут появляться на работе из-за учебы. Практиканты и стажеры помогают вести документацию, учет оборудования и участвуют наблюдателями во многих технических процессах — метод shadowing.
Практиканты и стажеры оформляются в штат, а значит на них распространяются все бонусы компании. Спортзал, ДМС, компенсации питания и психологическая поддержка.
Младший системный инженер — это сотрудник, у которого пока не хватает опыта и практики, но он уже готов к самостоятельной работе как с оборудованием, так и с клиентами. Младшие специалисты уже допускаются к ночным плановым работам по переключению клиентов, но почти всегда под надзором более опытных сотрудников.
Далее по списку системный инженер — это каноничная должность для нашего отдела, но не финальная. Обычно такой специалист ходит в смены и обеспечивает бесперебойную работу нашего и клиентского оборудования. Работает с клиентами в тикетах, когда требуется связь с инженерами. Принимает и возвращает оборудование клиентам, провожает до стоек. Вся поступающая информация в отдел, как правило, проходит через дежурного. Он первый, с кем связываются в случае аварий, и первый, кто приступает к их устранению. Самая широкопрофильная должность в нашем отделе.
Старший системный инженер еще не руководит инженерной группой, но обладает большим опытом, чем рядовой системный инженер. Он занимается контролем происходящего на площадках, обучением и развитием всего отдела.
В зависимости от умений и открытых вакансий можно сразу занять позицию вплоть до системного инженера. К сожалению, на старшего сразу не получится, так как требуется знание инфраструктуры конкретного дата-центра.
Как мы адаптируем системных инженеров
Каждый инженер, вне зависимости от должности, на которую приходит, должен пройти двухнедельный план адаптации. За это время начинающий инженер знакомится с услугами Selectel и взаимодействию с ними.
Самые популярные вопросы периода:
- Чем отличается аренда стойки от размещения?
- Чем отличается выделенный сервер от нашего облака. Что делать, если упал сервер?
- Как правильно монтировать кроссировки?
В первый день — прохождение инструктажей по пожарной и информационной безопасности. Получение рабочих мест и компьютеров. Проходит экскурсия по дата-центрам. Сразу все дата-центры в Москве и Санкт-Петербурге посетить, конечно, не получится, но те, что есть в регионе, показываем подробно.
Во второй день новые сотрудники приступают к изучению наших услуг, проводятся дополнительные инструктажи и экскурсии. Проходит изучение наших внутренних сервисов. Как в Selectel устроен продуктовый онбординг можно прочитать здесь.
Первая неделя. Знакомство с нашими складами, обучение работе с оптикой и сетевым оборудованием (какие бывают свитчи, трансиверы и т.д.). Изучаются стандарты структурированных кабельных систем. Например, цветовая градация медных патчей в зависимости от назначения: интернет, питание или локалка. Разделение питания: первый ввод — черный, второй — красный.
Основы обязанностей дежурного — работа с клиентами и документами по приему и возврату оборудования. Еще нужно следить, чтобы на площадке все функционировало и было спокойно.
Вторая неделя уже более хардовая. Взаимодействия с разными отделами (выделенные серверы, облако) и с их оборудованием. За это время мы проводим обучение по следующим направлениям:
- Электропитание стоек: чем отличается стойка с АВР от стойки с двумя независимыми вводами.
- Как правильно монтажить и подключать оборудование.
- Доступ к стойкам. Мы можем организовать дополнительную защиту: скуд или уникальные ключи, видеонаблюдение, изолированная часть дата-центра – кейдж, политики доступа.
- Особенности конструкций стоек: как их готовить и передвигать направляющие.
Первый месяц. Мы параллельно начинаем отправлять новичков в помощь опытным коллегам. Начиная с простых задач по типу монтажа кроссировок и вплоть до сложных — например, сбор клиентских проектов.
По желанию сотрудника мы можем отправить его на две-четыре недели на другую площадку, в пределах одного города. Из дата-центра на Цветочной (Санкт-Петербург) мы можем отправить в Дубровку (Ленобласть). Там также проводят экскурсию, рассказывают про местные особенности, нормы и правила. Часто бывает, что после этого ребята остаются на другой площадке. Кому-то удобнее в одно место ездить, кому-то в другое.
Отличаются соотношения услуг, типы работ. Например, клиентам далеко ездить до Дубровки, а до Цветочной (почти в центре города) добраться значительно проще. По этой причине здесь больше услуг по аренде стоек и размещению оборудования, клиенты чаще посещают эту площадку.
Три месяца. В конце стандартного испытательного срока инженер уже способен работать самостоятельно, но все равно под присмотром старших коллег. Он может правильно выбрать трансиверы, понять по аббревиатуре, что имеется в виду, в чем разница между оптикой mm и sm. В чем разница для клиента между выделенным сервером, облаком и сервером на размещении.
Параллельно этому процессу проходит стандартная общекорпоративная адаптация: велком-встречи с топ-менеджерами, Q&A-сессии, встречи с руководителями в формате 1 на 1 и онбординговые курсы.
«Венец» стандартного развития инженера — выход в смену. Что это означает? Что человек способен работать автономно, нести ответственность за принятые решения, общаться с клиентами. Решать сложные ситуации, спасать людей (в рамках разумного).
Передача опыта, навыков, идей — важная часть ИТО. Мы постоянно ведем документацию в Confluence и обновляем старые блоки. К сожалению, не все можно описать словами или даже видео. Из поколения в поколение этот опыт обогащается. Как пример, мы недавно двигали наживую вертикальные направляющие в стойке, заполненной оборудованием, которое закрывало крепления этих направляющих. Ни один сервер не упал, опыт был передан и улучшен.
Читайте также:
https://vc.ru/claim/512993-kazhetsya-selectel-vse-nachalo-konca прокомментируйте пожалуйста
Добрый день! Уточняем сейчас детали. Вернемся с обратной связью и разъясним ситуацию до конца недели.
При этом время идет и 15 октября (день отключения почты - 25-го порта) все ближе. Пока будете разбираться - кучу клиентов растеряете. Поддержка тоже отмораживается, ничего не отвечает, а время идет..
Добрый день!
Несколько дней назад мы приняли решение о блокировке 25 порта. Рассказываем, почему это произошло и как будем действовать дальше.
Мы решили отключить 25 порт из-за многочисленных жалоб на IP-адреса Selectel — это негативно влияло на отправку писем с наших серверов. Под удар попадали как наши клиенты, так и сотрудники.
Понимаем, что для некоторых пользователей 25 порт — важная составляющая бизнеса, и уведомление о блокировке для них стало неожиданностью. Поэтому откладываем отключение до марта 2023 года для всех текущих клиентов. Для новых клиентов 25 порт будет закрыт по умолчанию.
Мы будем держать в курсе обо всех изменениях и планах, касающихся 25 порта. Если у вас остались вопросы по ситуации, обратитесь в тикет или задайте их вашему персональному менеджеру. Мы изучим вводные и поможем найти варианты решения с учетом новых планов по 25 порту.
Спасибо за ответ. Честно говоря это чудо.
Комментарий удален модератором
Обычный ЛАЗ
Комментарий удален модератором