Заметки менеджера: поведение и общение

Любой управленец по сути своей работы обязан общаться с сотрудниками и делать это хорошо. Что значит это «хорошо»? И как он должен себя вести?

Заметки менеджера: поведение и общение

У каждого менеджера свой стиль руководства, которые накладывает некоторые шаблоны на его поведение и общение. Про это написаны десятки книг. Оспаривать их я не буду. Не буду и предлагать свою собственную классификацию. Предлагаю посмотреть на вопросы поведения и общения исходя из здравого смысла и обычных здоровых отношений между адекватными людьми. Я считаю так:

Вести себя с людьми надо так, как хочешь, чтобы они вели себя даже не с тобой, а с твоими детьми.

Изначально предполагается, что чем выше руководитель в иерархии управления, тем умнее, успешнее и глубже он понимает воды бизнеса, в которых плавает с людьми.

При разборе отдельных ситуаций и моментов мы напоминаем менеджерам раз за разом, что сотрудники смотрят на них и делают ровно как они.

Топ-менеджер заботится о менеджерах среднего звена? В ответ они позаботятся о подчиненных и коллегах. Требуешь быть пунктуальным — приходи на совещания за минуту до их начала. Тогда все приглашенные будут там за три минуты до начала, и никто никого ждать не будет.

То, что я закладываю в человека, он обязательно мне и возвратит. Так что мы, руководители True Engineering, тщательно и на всех уровнях стараемся избегать манипуляций и игр на недостатках и слабостях. Чтобы потом, как говорится, не удивляться: «А нас-то за что?!». По мне — так проще изначально быть прозрачнее, честнее и профессиональнее.

Несколько слов об уважении к людям и их работе

На мой взгляд, это крайне важно — уважать труд другого человека. Любого. И каждый руководитель должен это понимать. Вне зависимости от стиля управления, должности и уровня этого руководителя.

Я последовательно воспитываю это чувство у себя и своих сотрудников. Уважение совсем не значит подобострастие или какое-то аналогичное проявление. Уважение в этом контексте для меня значит подумать заранее и сделать так, чтобы человеку было комфортно со мной работать. И чтобы он понимал, что его работа и результаты также нужны мне, команде, компании. И что я как руководитель это вижу и ценю.

Мы учим сотрудников на простых примерах.Это ежедневные рабочие ситуации — то, с чем сталкивается каждый сотрудник в своей работе.

— Готовишься к встрече? Продумай вводную, запиши вопросы, возьми с собой ежедневник и ручку, убедись, что в переговорной комнате (неважно, у вас или у собеседника) есть все, что необходимо: доступ, проектор, доска и так далее.

— Понимаешь, что опоздаешь? Предупреди! И предупреди заранее, а не через три минуты после начала, когда уже все в сборе.

— Структурируй свои письма и пиши тексты так, чтобы за первые пять секунд адресат получал всю ключевую информацию. Для этого настоятельно рекомендую прочитать книгу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст».

Качество общения и переписки

Раз уж зашел разговор об общении, то добавлю несколько слов о языке. О великом и могучем русском языке и о том, как мы его используем.

Язык структурирует мозг. Еще с детства. Для малыша нет большой разницы — учить один язык, два или десяток. Главное — с ним разговаривать и практиковаться.

Я по себе заметил: чем больше я читаю, тем правильнее пишу. Если читаю хорошую литературу с богатым языком, то тренирую мозг. Мой активный словарный запас увеличивается. И в нужной ситуации я спокойно формулирую мысль и говорю без запинок. Чем больше и точнее я говорю или пишу — тем лучше я думаю.

Поэтому для меня одним из критериев оценки на собеседовании является речь кандидата. Я расспрашиваю его о том, что он читает, как часто, что его цепляет и так далее. Совершенно необязательно в разрезе профессиональной литературы. Я смотрю не только на то, что кандидат читает, но и как он об этом рассказывает. И вообще на его речь.

Правильный язык и внятная речь — признак ясности ума и сообразительности.

Я всем своим руководителям и сотрудникам настоятельно советую: «Читай, пиши, переписывай. Доводи свои фразы в письмах и в разговоре до кристальной ясности, особенно при обучении и постановке задач. И требуй этого от своих подчиненных». Если человек пишет плохие письма, я прорабатываю с ним «хороший» вариант уже написанного письма или прошу это сделать его непосредственного руководителя.

Поведение и общение — это еще один из аспектов, о которых мы думаем при подборе и обучении руководителей и в рамках поддержки корпоративной культуры.

Признаемся, что у нас нет цели выйти на уровень четко прописанных и негласных правил поведения, как в транснациональных корпорациях. Но мы уже давно переросли формат «семейной компании», где все друг друга знают и всё очень неформально.

А значит — пришла пора задуматься о действительно важных моментах корпоративной жизни, которые позволяют развиваться в привлекательную и для клиентов, и для сотрудников ИТ-компанию.

В результате таких раздумий, уложенных на бумагу, и появился этот мини-сериал заметок руководителя. В него входят как домашние заготовки, так и некоторые свежие мысли, которые рождаются в ходе обсуждений предыдущих заметок с вами.

Буду рад, если вы в комментариях обозначите интересующие вас темы, о которых подумаем и мы. Если придумаем вместе что-то интересное или у нас на этот счет найдутся примеры из нашей жизни, обязательно поделимся.

1919
7 комментариев

Счел полезной книгу «‎Новые правила деловой переписки»‎ от того же Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой

Но беда зачастую в том, что если внутри компании это все можно выстроить и заставить работать, то выходя за пределы компании начинается тихий ад.

Клиенты с пассивной агрессией, скидыванием переписки из 50 писем с диким уровнем вложенности (вот я скинула вам письмо, там задача) и тд и тп, заголовками писем СРОЧНО БАГ (АСАП)

Да, далеко не все клиенты такие (и вы сами их выбираете)
Да, их можно *воспитать*, но когда это случается просто хочется сразу кидать ссылку на книгу и выждать пару дней для прочтения.

5

Спс. Качаю с литреса.

Найти хорошего, грамотного руководителя очень трудно. Не знаю, с чем связано...

2

Причины на хорошую такую статью или даже книгу тянут.

1

А ещё, я считаю, хороший управленец должен работать с командой каждодневно, видя плюсы и минусы каждого и работать над ними. К сожалению, замечаю, что такое дуже редко, народ предпочитает голову в песок и "не замечать" проблем. Или "замечать на уровне сплетен, но не конструктивной работы с негативным моментом команды/ отдела/сотрудника.

1

Спасибо, что называете управляющего менеджером.

1