Как вернуть дебиторку без суда: 5 инструментов для бизнеса

Привет, я Дмитрий Лизунов, юрист из Томска, больше 25 лет помогаю компаниям выбивать долги и не только. Я глубоко верующий человек, но когда дело касается защиты интересов моих клиентов — я расправляюсь со всеми, кто посмел перейти им дорогу. Моя задача — чтобы ваши деньги в бизнесе возвращались к вам от дебиторов быстрее. А пока хочу поделиться парой инсайтов, которые помогут вам эффективнее работать с долгами, причем даже без обращения в суд.

Если пропустили: с начала сентября произошло кратное увеличение госпошлин, так что судиться стало очень дорого.

Как вернуть дебиторку без суда: 5 инструментов для бизнеса

Ниже 5 советов, благодаря которым вы сможете взыскать дебиторку без суда и лишних нервов.

Начнем с простой истины: бизнес и долги — понятия неразделимые. В мире предпринимательства почти каждый сталкивается с тем, что кто-то что-то должен. Клиенты задерживают оплату, партнёры просят отложить платежи, поставщики работают с отсрочками. Это часть повседневной реальности. Если у вас есть долги на счетах — это вовсе не повод для паники. У кого их нет? Практически каждый второй предприниматель знает эту ситуацию изнутри.

Главное, не делать из этого драму, а научиться держать ситуацию под контролем. Долги в бизнесе — это не клеймо, а рабочая составляющая. Проблема возникает только тогда, когда вы перестаете их отслеживать, и суммы начинают накапливаться как снежный ком.

Вот вам кейс, который стал настоящим уроком для всех, кто считает, что можно спокойно сидеть на долгах и не возвращать их годами. Компания — один из гигантов на мировом рынке, но заказчики в России, как будто сговорившись, решили, что им можно просто не платить.

Годами не переводили деньги, откладывали платежи и чувствовали себя вполне комфортно, создавая на рынке стойкое впечатление, что с этим производителем можно вести себя как угодно. Репутация компании начала портиться — неудивительно, не может взыскать свои долги. И положение только усугублялось: клиент обратился к нам, когда его долги достигли 80 миллионов рублей, а ситуация казалась безвыходной. Вроде бы долг был обеспечен залогом — целым заводом, который был выставлен на торги. Управляющий убеждал всех, что процесс под контролем, и клиент даже оплачивал его работу, а также содержание завода. Но время шло, а результат отсутствовал.

Когда моя команда взялась за этот кейс, ситуация изменилась кардинально. Первым шагом стал полный аудит всей процедуры банкротства. Мы изучили:

  • как были организованы торги;
  • каким образом распределялись денежные средства;
  • как управляющий распоряжался активами.

Уже на этом этапе обнаружили множество нарушений: начиная с неправильного распределения денежных средств и заканчивая грубыми ошибками в проведении торгов. Наш клиент, уверенный в том, что его залог — целый завод — покроет долг, был крайне разочарован, когда завод был продан всего за 14 миллионов рублей. Более того, из этих 14 миллионов до него дошли лишь 2 миллиона.

Мы не стали тратить время на переговоры и сразу начали процесс оспаривания торгов, подачи исков о взыскании убытков с управляющего, а также субсидиарной ответственности с лиц, ранее руководивших заводом. Уже на стадии обжалования торгов мы попали в болевую точку — все участники процесса поняли, что торги могут быть признаны недействительными, и последствия для них могут быть серьезными.

Это заставило их пойти на переговоры. Сначала мы достигли мирового соглашения по торгам — наш клиент получил значительную часть средств обратно. Далее, с управляющим также было заключено соглашение, по которому он обязался выплатить часть убытков.

Кейс оказался сложным, потому что мы дошли до финальной стадии процедуры банкротства. Большинство участников уже смирились с тем, что кроме тех двух миллионов, ничего получить нельзя. Но мы смогли доказать, что это не так — тщательно подготовили документы, выстроили аргументацию и убедили суд, что права нашего клиента были нарушены. В итоге наш клиент получил всю сумму долга.

Дело было не только в возврате средств — это была демонстрация того, что с нашим клиентом лучше не шутить. Жесткий подход, четкие методы и железная хватка — вернули компании не только деньги, но и репутацию на рынке.

Чему меня научил этот кейс? Ниже 5 принципов, по которым я работаю — они позволяют взыскивать дебиторку без суда, но не менее эффективно:

1. Вовлекайтесь с самого начала

Вот скажите честно, когда у вас возникает проблема с долгом, вы киваете в сторону своих менеджеров или юристов и думаете, что они со всем справятся? Это иллюзия! Никто, кроме вас, собственников, не заинтересован так сильно в возврате денег. Сотрудники будут стараться — но всё равно не так.

Долг — это ваша головная боль. Поэтому либо вы активно участвуете в процессе, либо делегируете полномочия так, чтобы у ваших людей был весь необходимый арсенал для работы с должниками:

  • деньги
  • время
  • ресурсы

Один из моих клиентов когда-то позволил своему менеджеру тянуть с взысканием долга, и вот что получилось: сначала пошли служебные записки, потом начались переговоры, а потом всё заморозилось на этапе согласования бюджета. С каждым новым этапом решение откладывалось, а деньги утекали. Все всё понимали, но никто ничего не делал, пока долг не вырос до суммы, когда уже было поздно.

Еще больше занятных и поучительных кейсов — в моем Telegram-канале.

2. Назначьте «злого полицейского»

В большинстве компаний возвратом долгов обычно занимается отдел продаж. Логика акционера и руководителя проста: кто работает с клиентом, тот пусть и возвращает долги. Но что происходит на практике? Продавца или сейлз-менеджера учат быть хорошим, дружелюбным и налаживать контакт. Ведь именно такие отношения приводят к деньгам. И вот в какой-то момент ему говорят: «Всё, пора начинать портить отношения».

Его не учили этому! Ему хочется быть хорошим, решать задачу клиента — взыскивать долги он не умеет. Тут и страх, и неуверенность, и неумение вести переговоры. Мало того, что не возвращает долг, так еще и теряет время, занимаясь не своим делом.

Продавать, договариваться, улыбаться клиентам — это хорошо, но когда доходит до долгов, нужен человек, который не побоится быть «злым». Он должен быть готов жестко вести переговоры и не слушать оправдания. Вот тут нужен «злой полицейский», у которого единственная задача — вернуть долг. Никаких обещаний, никаких уговоров. Только четкое выполнение задачи.

Если у вас в штате такого нет — найдите его на рынке. Можно нанять профессионалов, которые умеют четко и результативно работать с должниками. Это важно. Потому что как только вы начинаете переживать за отношения с клиентом, всё летит в тартарары. Долг не вернется, а клиент обещаниями кормить будет до бесконечности.

В идеале стоит нанять команду профессионалов, которая всегда будет на расстоянии вытянутой руки. Юристы LL.C-Право собаку съели на работе с должниками.

3. Создайте систему

Часто работа с долгами хаотична. Увидели долг, напряглись, поговорили, поугрожали судами, и… отпустили. Через месяц опять за голову схватились. Это ошибка. Вы тем самым делаете должника сильнее: он привыкает, что его «отпускают», и в следующий раз уже знает, как затягивать переговоры.

Если есть долг — действуем последовательно:

  • переговоры
  • договоренности
  • претензия
  • иск

И так по цепочке. Убедите должника, что вы не отступите и доведете дело до конца — это здорово экономит время и нервы. Плюс, как только должник понимает, что вы настроены серьезно, шансы на быстрый возврат денег возрастают.

Как вернуть дебиторку без суда: 5 инструментов для бизнеса

4. Не экономьте на взыскании

Желание сэкономить часто убивает инициативу взыскания. Юрист дорогой, госпошлина, экспертизы, расходы, да еще и при проигрыше придется заплатить за юриста другой стороны. Считают такие суммы и думают: «Лучше не буду ничего делать, сэкономлю». Это типичная ошибка.

Да, госпошлины высокие. Но лучше потратиться один раз на систему и прикрыть тылы, зато потом понимать, как эти тылы работают. Вкладываетесь однажды в систему — и дальше она работает на вас.

Экономия в моменте может обойтись миллионами в перспективе. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда компании теряли огромные суммы просто потому, что не хотели тратиться на своевременное взыскание. Потеряли миллионы, сэкономив какие-то сто тысяч на юристах.

Каждую неделю-две я провожу бизнес-разборы всё в том же канале, где бесплатно делюсь стратегиями возврата долгов. Если хотите задать вопросы или получить индивидуальную консультацию, пишите в бот.

5. Формируйте репутацию

Этот пункт часто упускают, а зря: репутация — это капитал. Если в вашей компании принято жестко и последовательно взыскивать долги, о вас будут знать, вас будут уважать. К вам отнесутся с большей серьезностью. А это уже половина успеха в работе с долгами!

Ваша задача — дать понять рынку, что вы не церемонитесь с должниками. Злые полицейские, системный подход, судебные разбирательства, если нужно. В долгосрочной перспективе это даст результат: все будут понимать, что с вами шутки плохи.

Как это всё работает на практике? Кейс: как мы вернули 55 миллионов за 5 лет

Компания в Ханты-Мансийском автономном округе накопила дебиторскую задолженность в 110 миллионов рублей. Проблема заключалась в излишне мягком подходе к клиентам — постоянные отсрочки и уступки привели к такой внушительной сумме.

Мы разработали комплексную стратегию:

  • Систематизировали работу с должниками
  • Вовлекли акционера на ранних этапах
  • Назначили специалиста, ответственного за взыскание
  • Провели полный цикл взыскания с несколькими крупными должниками

Результаты:

  • За 5 лет мы вернули 55 миллионов живыми деньгами
  • По оставшимся 55 миллионам провели все возможные процедуры взыскания
  • Сформировали на рынке репутацию компании, с которой лучше рассчитываться вовремя

Самое главное — мы изменили корпоративную культуру компании. Теперь просроченная дебиторская задолженность находится в пределах статистической погрешности.

Какой вывод?

Судиться — это дорого, долго и стрессово. Доводить до суда не надо. Если вовремя включиться, построить систему, назначить ответственных и не экономить на взыскании — всё можно решить до суда. Суд — это всегда крайняя мера.

33
Начать дискуссию