3 совета современному бизнесмену

Генеральный директор юридической компании <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.dostigaciya.ru&postId=189970" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">"Достигация"</a> Баранов Артем
Генеральный директор юридической компании "Достигация" Баранов Артем

Я никого не удивлю, если скажу, что предпринимательская деятельность в нашей стране ведется на свой страх и риск (это не я придумал, а Гражданский кодекс РФ). Более того, от этого принципа стоит отталкиваться, когда фантазируете о том, кто прав, кто виноват, и кого за это как накажут.

P.S. Порой при судебном разбирательстве очень многие ожидания «простых смертных» рушатся от тезиса судьи «… наступили предпринимательские риски».

3 совета современному бизнесмену

Так, на опыте нашей команды могу сказать, что понимание этих рисков для всех коммерческих организаций примерно одинаковое и в суде всем будет совершенно пофигу:

- вы стартапер с инновационными идеями, которые вершат мировой прогресс

- или ничем не примечательная ООО «Ромашка», занимающаяся совершенно стандартным и шаблонным бизнесом, не знающего слов agile, scrum, crm и так далее (к слову еще далеко не все судьи знают такие слова :).

Как сейчас помню, как в Петроградском районном суде г. СПб пытался приобщить в качестве доказательства переписку по WhatsApp, где противоположная сторона буквально признавала нашу позицию, а тетушка судья, стряхивая со своих статных плечей пыль, отказала мне в приобщении со словами: «Знаю я эти ваши интернеты, вы там что угодно написать можете». Понятно. Без комментариев.

Итак ,в сухом остатке любой бизнес могут настичь «сюрпризы» в виде самых распространенных юридических конфликтов, связанных с:

- взысканием кредиторской/дебиторской задолженности

- проверками государственных структур и споров с ними

- трудовым вопросами

- последствиями легкомысленно-проведенной сделки

- защиты деловой репутации

- понесенными убытками

и др.

При этом стоит иметь ввиду, что современный бизнес (не весь) конечно имеет ряд отличительных черт по сравнению с устаревшими форматами. 21-ый век принес нам кучу новых тенденций, которые мы все больше внедряем в свою повседневную жизнь и это связано с повышенной диджитализацией, упрощением процессов, переходом в онлайн и тд. Таким образом судебная практика также идет вслед за развитием общества (пусть и не так быстро как хотелось бы) и мы постепенно можем увидеть, варианты защитить себя там, где раньше это казалось абсурдным. Так, лично мы уже сталкиваемся с делами и по плагиату программного кода для ЭВМ, и по защите деловой репутации из-за комментария в instagram, и доказываем выполнение тех или иных работ ссылаясь на данные в CRM-системе (про один такой кейс я писал ранее в статье по ссылке). Всего этого еще недавно и представить нельзя было. Это конечно круто. Прогресс есть, просто не надо его идеализировать, а стоит понимать, что ставку надо делать на знание реальной судебной практики, понимания какие нормы закона реально работают и как, а какие нет, а также чувствовать психологию судей. Это отдельная тема для разговора. Раскрою небольшой секрет, для победы в суде не надо знать все законы наизусть и быть ходячей энциклопедией. Есть и другие факторы естественного отбора в ходе эволюции. Вот в этом осведомлены очень немногие. Усатые дядечки в костюмах на несколько размеров больше себя, бравирующие своим опытом в кучу 10-ков лет еще при царе Горохе тут мало помогут. Мир изменился и не у всех получается быть на волне сумасшедшего ритма жизни, «в теме» и «в тренде». Айфоны вон каждый год новые выходят, не успел выложить крупную сумму денег на стол и почувствовать себя «крутым», как уже все, новый вышел, ты позади остался :)

Видя актуальные фишки делового мира и те проблемы с которыми сталкиваются предприниматели нового поколения, я могу сделать 3 практических юридических совета, которые помогут минимизировать риски.

1) Конкретно фиксируйте договоренности и сроки с заказчиками.

Куча проблем возникает в будущем из того, что кто-то что-то не так понял, на берегу не оговорили, где то было согласовано «на словах» и на «доверии», где то пункты договора читаются двусмысленно и каждый видит всё по разному.

Любую информацию можно разбить на факты, интерпретации и эмоции. И все это мешается между собой, когда контрагенты начинают потом доказывать свою правду. А ведь оба виноваты, как договорились, так теперь и расхлебываете. Так что фиксируйте как можно точнее и понятнее для всех, кто стороны по договору, какой предмет, какие сроки исполнения, какой порядок и размер оплаты, какая ответственность и прочие существенные вещи.

2) Заключайте NDA

Простыми словами — соглашение о конфиденциальности. Тема пришла к нам с Запада. Там работает давно и хорошо. Мы пока только осваиваем, практика пока неоднозначная, но с горем пополам работает, где то суммы компенсаций существенно занижаются, где то стороны заключают мировое соглашение, но это все явно лучше, чем ничего. Да и как психологическое давление на провинившегося хорошо заходит. Хоть какой-то, но рычаг воздействия, так как ноу-хау информации много, ресурсов для реализации идей все больше, глобализация вокруг на всю катушку, люди стали более свободолюбивые и гибкие, воевать стали больше идеями и интеллектом, нежели кулаками и шпагами.

Надо быть на чеку в общем. Мы своим клиентам внедряем NDA сплошь и рядом. Учтите, что для того, чтобы оно работало надо не только его грамотно составить ( с учетом того, что судей волнует), но и правильно внедрить в организацию, так как работать все это будет при соблюдении определенных условий и бумажек.

3) Изъясняйтесь простым и понятным языком

Каждому времени свойственны свои лексические особенности. Наш век информационных технологий не исключение. Кучу новых слов, за всем порой даже молодому поколению не уследить. Модные словечки входят в обиход так плотно, что люди даже подменяют оригинал. Это ни плохо, ни хорошо. Просто надо иметь ввиду.

Однако мы же все неудержимые и идем дальше, представители делового мира стали внедрять современный сленг в официальные документы. Вот тут надо быть осторожнее. Когда доходит до спора, судьи и наши законодательные акты не знают слова «кейс», « рандомный», «репост» и прочее.

Нам периодически приходится сталкиваться с тем, что приходится включать «переводчиков» в документах, которые нам присылают и редактировать их на понятный язык, во избежание дальнейших последствий. Так недавно проверяли документ, где было написано примерно следующее: "Исполнитель обязуется подбирать луки от ведущих байеров для размещения их в люксовых бутиках".

И это предмет договора. Представляю себе лицо судьи во время заседания и ее вопросы:

- «Подбирать лук? С пола что-ли? А что с редиской, зеленым салатом? Главное помыть всё это не забудьте»

- «Байеры это кто? Байкеры что ли?»

- «Люксовый бутик это какой? А какой не люксовый? Для меня может люксовый »Zara«, а для вас »Hermes". Что есть вообще бутик, а что не бутик? Какие критерии отбора?

- «Как я должна понять исполнила ли сторона свои обязательства, если я даже не могу понять сами обязательства и вытекающий отсюда диапазон необходимых действий?»

Смех и грех в общем.

Это лишь часть практических советов, которые я решил дать в данном материале, чтобы сильно не грузить вас. А то, ходят слухи, что сейчас во времена клипового мышления, ценится лаконичность, скорость и простота для восприятия;)

1313
12 комментариев

Выше придрика. Ничего нового, но в целом полезно - спасибо!

1
Ответить

Мне вот интересно. Часто ругают судей, мол, ничё не понимают, работают тяп-ляп. Но ведь можно подать апелляцию в вышестоящую инстанцию? В каком-нибудь Верховном суде РФ уж более квалифицированные сидят, или нет? В чём тут проблема?

1
Ответить

Вы. Думаете. Чем выше статус судьи тем он квалифицированнее? Это не в нашей стране. У нас, в большинстве случаях, чем выше судья - тем больше воска на лице!

1
Ответить

Способы дальнейшей вашей защиты - это уже отдельная история. Я не говорю, что это нельзя. В данной статье я скорее акцентирую внимание на особенных моментах, чтобы читатель был к ним готов в стрессовых ситуациях и имел представление о всем многообразие нашей реальности)

Ответить

"Видя актуальные фишки делового мира, я могу сделать 3 практических юридических совета"

вам бы стоило вычитывать свои тексты перед публикацией, ну или кому-то давать их рецензировать

а про WhatsApp - судья все правильно сделала. во-первых, ст. 67 ГПК, во-вторых эта переписка должна быть подтверждена обоими сторонами, либо сервисом передачи сообщений. вам бы как раз тут и дать совет предпринимателям активнее использовать почту с уведомлением о вручении и описью, использовать в договорах реальные адреса и реквизиты, но как-то нет (жаль).

Ответить

“Видя актуальные фишки делового мира и те проблемы с которыми сталкиваются предприниматели нового поколения, я могу сделать 3 практических юридических совета, которые помогут минимизировать риски”

Перечитал этот абзац несколько раз и так и не понял, что вас тут стриггерило и что здесь надо рецензировать. Может конечно это у меня уже мозг не вывозит какой-то скрытый подтекст из-за предновогодней суеты. Буду стараться, что сказать 😅

По поводу переписки с whatsapp, обращаю внимание, что я не затрагиваю вопрос того, в какой форме я приобщал и как оформлял доказательство, поэтому не стоит додумывать историю. В каком виде я приобщаю, вроде, в статье не пишется. Речь идет о самом подходе судьи и ее риторике. Отрицать существование новых инструментов доказывания (в связи с прогрессом общества), как минимум странно. Вам так не кажется? На ваш взгляд переписки с whatsapp вообще не имеют место быть?

Ответить

А про классические способы обмена корреспонденцией , про которые вы пишите, уже достаточно написано кучей моих коллег. Думаю такие банальности делового оборота практикующие предприниматели и без меня давно освоили)

Ответить