Как задекларировать зарубежные электронные кошельки

Всем привет, это снова Артур Дулкарнаев. Я - налоговый юрист. Это моя пятая статья из блока статей про валютное регулирование для физических лиц. Я буду выпускать статьи несколько раз в неделю на протяжении нескольких недель. В начале каждой статьи будут главные мысли - зачастую будет достаточно только этого. Эти статьи можно и нужно использовать как гайд или инструкцию. Но помните, что каждый случай - уникальный. Подписывайтесь на мой блог и делитесь в комментариях про ваш опыт!

Здесь про декларирование зарубежных электронных кошельков. Этот материал будет полезен владельцам зарубежных электронных кошельков. Особенно это будет полезно тем, кто принимает на такие кошельки оплату за товары, работы или услуги.

Главные мысли

  • С 01 июля 2021 года зарубежные электронные кошельки вошли в периметр валютного законодательства.
  • Зарубежная платежная система, где открыт электронный кошелек – это иностранная организация, которая переводит деньги и осуществляет операции с использованием электронных средств платежа.
  • В России нельзя использовать зарубежные электронные кошельки для приема денег за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Еще нельзя использовать зарубежные электронные кошельки в связи с внешнеторговой деятельностью и договорами займа.
  • Зарубежные электронные кошельки можно использовать, если расчеты проходят через специальные платежные карты, предоставленные иностранной платежной системой.
  • С 01 января 2022 года валютные резиденты РФ декларируют зарубежные электронные кошельки – отчитываются о переводах денег через зарубежные электронные кошельки.
  • Валютные резиденты РФ не отчитываются о переводах денег через зарубежные электронные кошельки, если за год на такой кошелек зачислено менее 600 тысяч рублей.
  • Валютные резиденты РФ, которые проживают большую часть календарного года за пределами РФ, не отчитываются о переводах денег через зарубежные электронные кошельки.
  • Штраф за незаконное использование зарубежных электронных кошельков – 100 процентов от суммы денег за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, переведенных через зарубежный электронный кошелек.
  • Штраф за непредставление отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 40 процентов от суммы денег, зачисленных на зарубежный электронный кошелек за год.
  • Штраф за несоблюдение порядка представления отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 3 тысячи рублей.
  • Штраф за повторное несоблюдение порядка представления отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 20 тысяч рублей.
  • Штраф за нарушение срока представления отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 3 тысячи рублей.

С 01 июля 2021 года зарубежные электронные кошельки вошли в периметр валютного законодательства

В декабре 2020 года принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе". Теперь появился правовой режим использования зарубежных электронных кошельков с точки зрения валютного законодательства.

Согласно этому закону, валютные резиденты РФ могут использовать электронные средства платежа иностранных поставщиков платежных услуг без открытия банковского счета.

Так, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", валютные резиденты РФ открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами РФ банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денег или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента, а также осуществляют переводы денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

В соответствии с пунктом 27, 27.1 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", электронное средство платежа - средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денег составлять, удостоверять и передавать распоряжения для осуществления перевода денег в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт и других технических устройств.

Зарубежная платежная система, где открыт электронный кошелек – это иностранная организация, которая переводит деньги и осуществляет операции с использованием электронных средств платежа

В соответствии с пунктом 32 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”, иностранный поставщик платежных услуг – это иностранная организация, имеющая право в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого она зарегистрирована, на основании лицензии или иного разрешения оказывать услуги по переводу денег по банковским счетам или без открытия банковских счетов или осуществлять операции с использованием электронных средств платежа.

Оказание услуг по переводу денег (включая случаи их оказания в рамках платежных систем, иностранных платежных систем и с применением платежных приложений) осуществляется организациями финансового рынка, в том числе иностранными поставщиками платежных услуг на основании договоров, заключаемых с клиентами.

На сайте ФНС России есть список основных зарубежных электронных кошельков. Этот перечень не исчерпывающий и будет обновляться.

В России нельзя использовать зарубежные электронные кошельки для приема денег за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Еще нельзя использовать зарубежные электронные кошельки в связи с внешнеторговой деятельностью и договорами займа

Запрещено использовать зарубежные электронные кошельки для получения оплаты за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и в связи с операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью и договорами займа.

Так, согласно абзацу 6 части 4 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле”, валютные резиденты РФ могут переводить деньги без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности или договорами займа.

Зарубежные электронные кошельки можно использовать, если расчеты проходят через специальные платежные карты, предоставленные иностранной платежной системой

Согласно абзацу 7 части 4 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", положения абзаца 6 части 4 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных валютным резидентам РФ иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денег без открытия банковского счета для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.

В других случаях операции с использованием электронных средств платежа осуществляются без ограничений.

С 01 января 2022 года валютные резиденты РФ декларируют зарубежные электронные кошельки – отчитываются о переводах денег через зарубежные электронные кошельки

С 01 июля 2021 года для валютных резидентов РФ устанавливается обязанность по представлению налоговым органам отчетов о переводах денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (зарубежных электронных кошельков).

Эта обязанность основана на абзаце 2 части 7 статьи 12 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”: физические лица – валютные резиденты РФ представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денег и иных финансовых активов по своим счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ, и отчеты о переводах денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в порядке, устанавливаемом Правительством по согласованию с Центральным банком.

Валютные резиденты РФ не отчитываются о переводах денег через зарубежные электронные кошельки, если за год на такой кошелек зачислено менее 600 тысяч рублей

Валютные резиденты РФ должны представлять налоговым органам отчет о переводах денег с использованием электронных средств платежа иностранных поставщиков, если сумма операций за год превышает 600 тысяч рублей.

Согласно абзацу 4 части 7 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", валютный резидент РФ не представляет налоговым органам отчет о переводах денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, по тому электронному средству платежа, которым валютный резидент РФ вправе распоряжаться, если общая сумма денег, зачисленных на электронное средство платежа, за год не превышает 600 тысяч рублей.

Пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу Центрального банка на 31 декабря.

Физические лица первый отчет подают до 1 июня 2022 года за период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года, если сумма начислений за это время превысила 600 тысяч рублей.

Валютные резиденты РФ, которые проживают большую часть календарного года за пределами РФ, не отчитываются о переводах денег через зарубежные электронные кошельки

Требования к порядку проведения операций с использованием предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг электронных средств платежа, не применяется к физическим лицам, срок пребывания которых за границей в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

Кроме этого, к ним не применяются требования к порядку представления отчетов о переводах денег без открытия счета в банке с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Так, согласно части 8 статьи 12 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, осуществления переводов денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, а также представления отчетов о движении денег и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и о переводах денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, установленные статьей 12 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, не применяются к физическим лицам – валютным резидентам РФ, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней”.

Штраф за незаконное использование зарубежных электронных кошельков – 100 процентов от суммы денег за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, переведенных через зарубежный электронный кошелек

Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" введены меры ответственности, связанные с незаконным использованием зарубежных электронных кошельков.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", осуществление перевода денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ влечет наложение штрафа от 75 до 100 процентов суммы денег, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Штраф за непредставление отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 40 процентов от суммы денег, зачисленных на зарубежный электронный кошелек за год

Согласно части 1.1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", непредставление валютным резидентом РФ в налоговый орган отчета о переводах денег без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, влечет наложение штрафа от 20 до 40 процентов суммы денег, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за год.

Штраф за несоблюдение порядка представления отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 3 тысячи рублей

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несоблюдение порядка представления отчетов о переводах денег через зарубежные электронные кошельки или подтверждающих документов, влечет штраф от 2 до 3 тысяч рублей.

Штраф за повторное несоблюдение порядка представления отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 20 тысяч рублей

Согласно части 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", повторное несоблюдение порядка представления отчетов о переводах денег через зарубежные электронные кошельки или подтверждающих документов, влечет штраф в 20 тысяч рублей.

Штраф за нарушение срока представления отчета о переводах денег через зарубежные электронные кошельки – 3 тысячи рублей

Согласно части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушение сроков представления отчетов о переводах денег через зарубежные электронные кошельки или подтверждающих документов не более чем на 10 дней, влечет предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей.

Согласно части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушение сроков представления отчетов о переводах денег через зарубежные электронные кошельки или подтверждающих документов более чем на 10, но не более чем на 30 дней, влечет штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Согласно части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушение сроков представления отчетов о переводах денег через зарубежные электронные кошельки или подтверждающих документов более чем на 30 дней, влечет штраф от 2,5 рублей до 3 тысяч рублей.

Артур Дулкарнаев, налоговый юрист.

Если у вас возникли вопросы, уточнения, дополнения или у вас есть интересные кейсы, которыми вы хотите поделиться - напишите мне, пожалуйста, на почту artur@dulkarnaev.ru или в телеграм или в вотсап. Если вы увидели ошибку или опечатку - скажите об этом тоже, пожалуйста. Или вы хотите поделиться сканами документов - это тоже будет полезно. Все это поможет мне сделать следующую редакцию этого материала более качественной и полезной для моих клиентов.

На моем сайте эти статьи я постоянно дополняю и обновляю.

55
2 комментария

Нововведения касаются только физических лиц или касается ИП, которые принимают платежи через платежные системы-посредники?

Ответить

всех касается, но есть вероятность что запрет отменят, гуглите "власти решают проблему расчетов через иностранные электронные кошельки"

Ответить