{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России

Хорошее название помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохое может её обанкротить.

Я юрист по интеллектуальной собственности, и за последние три года через меня прошло больше 1000 товарных знаков компаний и предпринимателей со всей России. Сегодня я не буду говорить о теории и законах, вместо этого расскажу, когда и зачем предприниматели и небольшие компании регистрируют товарные знаки.

Товарный знак, торговая марка, бренд — это всё одно и то же. Юридически бренд начинает существовать только после регистрации в Роспатенте.

Каждый год в России регистрируют больше 60 тысяч товарных знаков: названия и логотипы компаний и товаров. Если компания не успела зарегистрировать свой товарный знак, в любой момент может объявиться настоящий правообладатель, который зарегистрировал это название раньше.

Некоторые юристы любят запугивать предпринимателей, дескать, даже за случайное нарушение чужого товарного знака могут оштрафовать на 5 млн рублей, забрать весь товар, а в особо тяжёлых случаях посадить предпринимателя в тюрьму.

Другие, наоборот, обещают золотые горы, мол, зарегистрируете товарный знак и будете собирать по 5 млн рублей с каждого нарушителя. И тот и другой варианты теоретически возможны, но в обычной жизни всё работает не так резво.

Сегодня я не буду цитировать сухие тексты законов и рассказывать о том, как регистрирует товарные знаки Coca-Cola или Apple. Я хочу показать, как товарные знаки приходят в жизнь обычных предпринимателей и маленьких компаний, будь то магазин одежды из Кемерово, ИТ-специалисты из Владивостока или московская веб-студия.

Если у вас нет ни бизнеса, ни времени читать всю статью — сохраните в закладки. Она точно пригодится вам, если вы решите развиваться на свободном рынке, растить собственный бренд и делать имя своей компании.

Видит бог, я не старался выдавить именно семь причин, досасывая пару последних из пальца ради красивого числа, просто так вышло. Поехали.

Защититься от судебных исков внезапных правообладателей

Есть юристы, которые любят постращать предпринимателей патентными троллями. Патентные тролли — компании, которые регистрируют товарные знаки, ничего под ними не производят и только таскают всех по судам в попытке сбить компенсацию. У-у-у, придёт злой патентный тролль и взыщет 5 млн рублей за нарушение товарного знака по статье 1515 ГК, страшное дело. Такое есть, да, но на деле не так страшен чёрт, как его малюют.

Во-первых, если в суде доказать, что тролль не использует знак по назначению, то суд вместо 5 млн взыщет всего 50–100 тысяч рублей за формальное нарушение.

Например, в одном из дел тролль пытался взыскать 600 тысяч рублей, но суд взыскал всего 25 тысяч рублей. Дело в том, что суды при взыскании компенсации обращают внимание на то, чем занимается правообладатель. Если выяснится, что владелец знака на самом деле не использует знак в бизнесе, компенсацию урежут.

​Фотографией этого сарая с белым баннером «Палитра» патентный тролль пытался доказать мне и моему доверителю, что на самом деле использует товарный знак «Палитра» в коммерции. Не получилось 

Во-вторых, последние три года суды наконец-то начали вообще отказывать троллям, а толковые юристы ещё и добиваются аннулирования знака самого тролля, чтобы ему неповадно было размахивать товарным знаком, как это было, например, по знаку «Магия вкуса».

По закону владелец товарного знака обязан использовать его в деле. Если не пользоваться знаком больше трёх лет, любая заинтересованная компания может аннулировать знак по статье 1486 ГК и перерегистрировать его на себя.

В-третьих, если у вас название оригинальнее, чем «Улыбка» или «Огонёк», встреча с троллями вам, скорее всего, не грозит.

Патентные тролли регистрируют дефолтные названия вроде «Анюта», «Альянс», «Красавица» и всё такое в духе вывесок магазинов в спальном районе российской глубинки. На более оригинальные названия тролли, как правило, не покушаются: «нарушителей» найдётся слишком мало.

Если посмотреть знаки, которые принадлежат патентным троллям, становится понятно​, что особой фантазии они не проявляют и просто регистрируют самые расхожие слова

Да, столкновение с патентным троллем заставит потратить 100–150 тысяч рублей на суды или 300–400 тысяч рублей на то, чтобы выкупить у тролля право на свой знак и избежать судов.

Но в любом случае речи о миллионах в таких делах уже давно не идёт, а вероятность столкнуться с троллем не такая большая, как её стараются подать. В начале статьи я говорил, что через меня прошло больше тысячи товарных знаков, но вот с троллями мне доводилось сталкиваться от силы раз десять.

Поэтому на деле на троллей мало кто обращает внимание. Гораздо хуже, когда оказывается, что знак уже занят не патентным троллем, а настоящей компанией.

Допустим, предприниматель из Новгорода открыл транспортную компанию и назвал её «Пилигрим». Но родные просторы широки и оказалось, что такое название приглянулось ещё пять лет назад другой компании из Москвы, которая зарегистрировала его как товарный знак.

Может быть «Пилигримы» никогда не узнают друг о друге. Но может случиться и так, что через пару лет «Пилигримы» столкнутся и новгородский пострадает.

5 млн рублей, конечно, с него не взыщут, но 500–600 тысяч по таким делам — обычная практика. Кроме того, новгородцев заставят убрать название из всей рекламы, вывесок и из интернета, придётся провести полный ребрендинг.

Большинство предпринимателей регистрируют свои товарные знаки, чтобы защитить себя именно от такого развития событий. Когда знак зарегистрирован, можно спокойно работать, вкладываться в рекламу и развитие бренда. Никто не потащит в суд и не заставит делать ребрендинг.

Вообще, русские предприниматели не такие воинственные, как американские: у нас как-то не сильно заведено судиться друг с другом. Иногда вопрос с нарушением чужого знака получается решить без суда.

Например, когда я защищаю нарушителей, я в первую очередь стараюсь договориться с правообладателем на то, что мы аккуратно поменяем название и будем работать дальше.

Если этого не получилось, мы обсуждаем лицензионные выплаты: лучше договориться на какие-нибудь 10 тысяч рублей в месяц за право использовать бренд, чем тратить сотни тысяч на суды и споры с не всегда предсказуемым финалом.

Прямо сейчас у меня развивается классная история, где вчерашний нарушитель вот-вот станет бизнес-партнёром правообладателя и две сети ресторанов сольются в одну, чтобы стать ещё сильнее, но об этом уже как-нибудь в другой раз.

Получить монополию на свой товарный знак

Когда у предпринимателя есть товарный знак, то во всей стране никто, кроме него, не имеет права вести такой же бизнес под таким же или слишком похожим названием.

Если обнаружится нарушитель, заряжайте пулемёт: заявление в полицию, в ФАС, в Роспотребнадзор, в суд, жалоба доменному регистратору, в администрацию социальных сетей, в «Яндекс», Google и на YouTube. Всё это нужно для того, чтобы убрать с рынка конкурента, который решил нажиться на чужом имени.

Но не стоит смотреть на товарный знак, как на способ заработка. Некоторые юристы рассказывают сказки, мол, сейчас вы зарегистрируете знак и полетите собирать по 5 млн рублей с каждого нарушителя.

Вот это жизнь: лежишь себе под пальмой с ноутбуком, как мужик с фотостока, и только деньги считаешь, пока юристы там сами вошкаются в судах. Как бы не так.

Во-первых, за нарушения знаков суммы больше миллиона взыскивают нечасто. Много денег взыскивают, когда в деле есть явно не случайное нарушение, например нарушили сразу несколько знаков, а кроме знаков, спёрли ещё дизайн вывесок и макеты рекламы.

Да, с настоящих нарушителей могут взыскать несколько миллионов. Но с бедолаг, которых угораздило случайно попасть на чужой знак, обычно больше чем 600–700 тысяч не взыскивают.

Во-вторых, получить судебное решение это одно, а реально получить деньги — другое.

Мы с вами тут взрослые люди и скрывать нечего: если маленькая компания по суду получит внезапный миллионный долг, то ничего она платить не будет, а просто обанкротится или отправится в дальнее плавание по многократным переоформлениям учредителей, чтобы затонуть в составе какого-нибудь ООО «Вектор» в регионе на другом конце страны.

Да, с рынка они пропадут, это уже плюс, но денег от них точно не дождешься.

Обычно компенсации по товарным знакам выплачивают только компании, которые уже неплохо стоят на ногах и работают не один год. Платить полмиллиона компенсации им, конечно, тоже не хочется, но у них есть эти деньги и они не будут ради них бросать ООО с наработанной историей.

Другое дело, что у таких компаний, как правило, с товарными знаками всё нормально: название компании давно зарегистрировано, а названия отдельных товаров они изначально подбирают вместе с юристами, чтобы не обжечься.

В общем, на регистрацию товарного знака точно не стоит рассчитывать как на способ заработка. В большинстве случаев товарный знак защитит интересы и поможет отстоять своё, но не более того.

Товарный знак даёт сильную позицию в переговорах. Он как пистолет: есть странные ребята, которые бегают и размахивают им во все стороны, но обычные парни просто тихо держат его при себе ради собственного спокойствия.

Выйти на новые каналы продаж

Интернет-гиганты вроде Ozon, Wildberries или Lamoda не работают с поставщиками, у которых нет товарных знаков. Если обнаружится, что марка на товаре нарушает чужой товарный знак, претензии будут предъявлять в первую очередь самому интернет-магазину.

Например, с Lamoda ещё в 2015 году судились за марку обуви Highlander. Тогда с Lamoda потребовали 5 млн рублей, но компания дошла до Верховного суда и смогла доказать, что правообладатель — патентный тролль. В итоге взыскали всего 50 тысяч рублей. С тех пор интернет-магазины стали требовать с предпринимателей показать хотя бы поданную заявку на товарный знак, от греха подальше.

​После того суда Lamoda интересуется наличием товарного знака при первом же контакте с потенциальным поставщиком

Та же история работает и в торговых центрах. Если вывеска на торговом центре будет нарушать чужой товарный знак, претензии могут предъявить торговому центру. Поэтому торговые центры, прежде чем разрешить повесить вывеску, часто просят арендаторов показать свидетельство на знак.

В разных регионах практика разнится: где-то торговые центры просят знак, где-то хватает только заявки, где-то вообще ничего не просят.

У меня были доверители по товарным знакам, кажется, из всех регионов России, около 150 городов, и больше всего историй про «торговый центр не даёт повесить вывеску без заявки на знак» я слышал из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и почему-то из Таганрога.

Ещё несколько человек говорили, что в Свердловской области есть какие-то отдельные постановления муниципалитетов, которые разрешают вешать вывески на иностранном языке, только когда есть свидетельство на товарный знак.

Прежде чем переводить предоплату торговому центру и делать ремонт в павильоне, спросите про их политику в части товарных знаков, чтобы в день накануне открытия не выяснилось, что без заявки на знак нельзя открываться.

Повысить доверие к компании и товару

Товарный знак выдаётся на десять лет: это значит, что компания с товарным знаком появилась на рынке далеко не вчера и не пропадёт завтра. Компаниям-однодневкам товарные знаки не нужны: всем всё равно, как называется очередная обнальная контора ООО «Вектор». Если они переименуются, никто и не заметит.

Обычно к регистрации товарного знака склоняются компании, которые пришли на рынок надолго: их заботит репутация своих имени и марки товара, поэтому для них важно, чтобы никто, кроме них, не работал под таким же или слишком похожим названием.

Поэтому владельцы товарных знаков показывают официальный статус бренда в рекламе: добавляют свидетельство на товарный знак на сайт рядом с документами о сертификации и проставляют везде рядом с зарегистрированным логотипом символ ®. Этот символ, кстати, можно использовать только тем, у кого есть товарный знак.

«Роцит», старейшая общественная организация рунета, выделяет наличие товарного знака как один из признаков добросовестного интернет-магазина

Запустить продажу франшиз

Сама суть франшизы заключается в том, что один предприниматель продаёт другому право работать под своим брендом. Но когда у самого франчайзера официально нет никакого бренда, продавать нечего. Про таких продавцов воздуха я уже рассказывал в прошлой публикации «Как продавцы франшиз манипулируют подменой понятий».

Франшиза здорового человека выглядит так: есть сильный бренд, известный клиентам, он зарегистрирован в Роспатенте, франчайзер даёт право работать под ним и рассказывает с высоты своего опыта, как правильно вести бизнес. Если франчайзи регулярно нарушает стандарты качества и вредит имиджу бренда, через Роспатент франшизу отзывают.

Франшиза курильщика: компанию открыл вчера, отработанной бизнес-модели нет, бренда толком нет, товарного знака тем более нет. Зато уже хвастается планами о захвате международного рынка в блоге «Квинтиллион рублей в месяц», где публикация с предложением купить франшизу «только сегодня всего за 59 900 вместо 1,5 млн» лайкают накрученные арабские подписчики, оставляя комментарии в духе «good bro!» и «nice!».

Выяснить, есть ли у франчайзера товарный знак — простой и эффективный способ проверить франшизу. Для того, чтобы это сделать, нужно спросить у франчайзера номер свидетельства на товарный знак и проверить подлинность свидетельства на официальном сайте ФИПС (Роспатента).

Для этого нужно зайти на сайт, в разделе «Поиск» выбрать «Открытые реестры» и там открыть «Реестр товарных знаков», после чего в поле «Значение» вписать номер свидетельства.

Если всё в порядке, у знака будет статус «Действует», а внизу, в перечне товаров и услуг, будет описано, чем занимается компания. Если знака не будет или перечень товаров и услуг будет расходиться с реальной деятельностью компании, время задать несколько неудобных вопросов франчайзеру.

​Номер товарного знака указывается в заголовке свидетельства на товарный знак

Товарный знак регистрируется примерно семь-восемь месяцев, со всеми госпошлинами и услугами обходится примерно в 50–60 тысяч рублей. Для нормального живого бизнеса это не особо большие деньги, особенно учитывая всю ценность регистрации.

Один компьютер в офис стоит примерно столько же, прямо скажем. Но если у «успешной франшизы» нет товарного знака или хотя бы поданной заявки, возникают сомнения: то ли у них не нашлось 60 тысяч рублей на защиту своих прав, что странно, то ли они на самом деле открылись только вчера.

Особой пикантности добавляет то, что продавая «франшизу» без регистрации товарного знака, продавец подставляет своих же франчайзи: если выяснится, что этот товарный знак уже на самом деле занят кем-то другим, ответчиком по делу о нарушении товарного знака будет не только сам франчайзер, но и каждый в отдельности покупатель его «франшизы».

Если продавец франшизы безответственно относится к своим правам, возможно, к бизнесу он относится так же.

У себя в Telegram-канале «Бизнес-юрист» я недавно рассказывал историю парня, который чуть не отдал 1 млн рублей за подобную франшизу. Я появился в той истории за неделю до подписания договора и обнаружил, что франшизный договор на самом деле предусматривал условия гораздо хуже, чем в рекламе, обещанных гарантий доходности не было, а на продавце франшизы уже висели долги у приставов.

Кроме этого был ещё десяток проблем, а отсутствие товарного знака уже просто переливалось на куполе этого шапито. Франчайзер в итоге так и не смог внятно ответить на наши вопросы. Если интересно, листните канал на пару публикаций назад, материал называется «Как читать договор франшизы, чтобы не остаться без денег».

Запретить ввоз контрафакта через границу

Товарный знак можно внести в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Тогда таможенники перестанут пропускать через границу товар с вашим товарным знаком, если у перевозчика не будет документов от вас.

Если помните, весной 2017 года была шумиха вокруг Xiaomi, когда таможня перестала пропускать их технику в Россию. Это произошло как раз потому, что Xiaomi решили упорядочить торговлю своей техникой в РФ и внесли знак «Xiaomi» в таможенный реестр.

Таможенники перестали пускать их товар через границу, а разрешительные документы дали только тем, кто согласился на условия официального дилерства.

Понятное дело, что ТРОИС нужен далеко не всем владельцам товарных знаков. Но мои доверители из Благовещенска, Владивостока и Магадана рассказывают о таких драмах вокруг товарных знаков и таможни, что Тарантино бы позавидовал. Поэтому упомянуть о ТРОИС точно стоило.

Увеличить стоимость компании и платить меньше налогов

Это интересная история, но ей мало кто пользуется, кроме компаний с оборотом больше 100 млн рублей в год. Надеюсь, ваша компания когда-нибудь вырастет до таких масштабов, поэтому в двух словах расскажу в чём дело, вдруг пригодится.

Товарный знак — это нематериальный актив (НМА). Его можно оценить и поставить на баланс, тогда компания подорожает на Х млн рублей. Это поможет привлечь новых партнёров и инвесторов. Кроме того, под залог товарного знака можно взять кредит в банке. Также это поможет получить некоторые государственные лицензии, которые требуют наличия у компании большого уставного капитала.

Например, как-то раз я вёл проект по товарным знакам научно-производственного предприятия из Ижевска: я зарегистрировал три товарных знака, мой эксперт-оценщик оценил их в 60 млн рублей, а бухгалтер заказчика поставила знаки на баланс компании и увеличила уставный капитал на стоимость знаков. В итоге уставный капитал компании вырос с 4 млн до 64 млн рублей.

Отдельная радость в том, что такое увеличение капитализации не увеличивает налоговую базу: стоимость активов компании вырастает, а налогов за это платить не надо.

Внезапно наш законодатель даже считает, что товарный знак с каждым годом дешевеет, а значит, подлежит амортизации. Получается, бухгалтер каждый год в отчётах списывает «дешевение» товарного знака в расходы компании.

В результате по документам прибыль компании становится меньше, а значит, уменьшается и налог на прибыль. Абсолютно легальный способ платить меньше налогов: денег нет, но мы держимся, следуем, так сказать, советам партии.

Какая польза от товарного знака

  1. Можно запретить использовать имя своей компании или товара всем остальным. С нарушителей теоретически можно взыскать компенсацию до 5 млн рублей, но на деле больше 1 млн рублей взыскивают редко.

  2. С товарным знаком можно выставлять товар на больших интернет-площадках и открывать точки в торговых центрах. Без товарного знака могут не пустить.

  3. Если у компании есть товарный знак, то это точно не компания-однодневка.

  4. С товарным знаком можно легально продавать франшизы. Если бренд не зарегистрирован, продавать просто нечего.

  5. Товарный знак можно внести в таможенный реестр. Тогда таможенники не будут пропускать контрафактные товары с вашей маркировкой и будут задерживать их на границе до выяснения обстоятельств.

  6. Товарный знак можно оценить и поставить на баланс компании как нематериальный актив. Это в разы увеличит стоимость компании и немного снизит налоговую нагрузку.

  7. Если у компании нет товарного знака, может оказаться, что он уже давно есть у другой фирмы. Владелец знака в любой момент может подать на нарушителя в суд, полицию, ФАС и Роспотребнадзор. Когда знак компании зарегистрирован, такая история ей точно не грозит.

Несмотря на все плюсы, которые даёт регистрация товарного знака, я не считаю, что каждому предпринимателю свой товарный знак прямо-таки необходим. В прошлой публикации «Как работать без регистрации знака и не загреметь в суд» я рассказывал, в каких случаях можно вполне обойтись и без регистрации.

Если вы взвесили все за и против и склоняетесь к тому, что регистрация товарного знака вам скорее нужна, чем нет, найти меня можно «ВКонтакте».

Если товарные знаки вам пока что не актуальны, но понравилась сама публикация — заходите ко мне в Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.

Ближайшую неделю я точно буду читать все комментарии к этой статье, поэтому готов подробно ответить на все вопросы.

Мои прошлые публикации на vc.ru:

0
122 комментария
Написать комментарий...
Владимир Сафонов

Еще год назад решил, что надо зарегистрировать товарный знак, но как-то все руки так и не дошли. Автору спасибо за полезный и понятный материал)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

На том сайте, который вы указали, регистрация наоборот стоит вдвое дороже, чем озвученная мной сумма :)

Штука в том, что разные юристы вкладывают разный смысл в фразу "регистрация товарного знака". В моем понимании, когда мы говорим цену за регистрацию, мы должны называть полную цену, сколько человек заплатит за то, чтобы получить свидетельство. Когда я говорю, что регистрация обойдется в 50-60 тысяч, это значит, что за эти деньги вы получите результат: зарегистрированный товарный знак и свидетельство.

Но бывают и другие юристы, которые считают, что им платят за процесс, а не за результат. Они называют "регистрацией товарного знака" не всю регистрацию от начала и до конца, а только подачу. Проверка знака, без которой на самом деле нет смысла подаваться на регистрацию, у них оплачивается отдельно. Ответ на предварительный отказ, который бывает в 70% знаков, тоже отдельно. У некоторых даже само получение свидетельства оплачивается отдельно. В итоге то, что они называют "регистрацией" у них стоит дешевле, но на самом деле вся история со знаком обходится в итоге дороже. Просто о доплатах они рассказывают потом.

Взять, например, сайт который вы привели: 22480 за подготовку заявки, 14990 за проверку названия, 24990 за проверку картинки, 6990 за получение свидетельства и отдельно 24990 за ответ на предварительный отказ, если он будет. Пошлины отдельно, это еще примерно 25 тысяч. Получается, что в случае среднестатистической ситуации, когда вы регистрируете товарный знак "название+логотип"регистрация обойдется вам почти в 120 000 рублей. 

Я не буду давать оценку такой ценовой политике, хорошо это или плохо — решать вам. Но сам я не буду работать по такой системе и считаю, что так относиться к доверителям нельзя. На мой взгляд, толковый юрист может заранее оценить свои трудозатраты и заранее назвать полную стоимость услуг, не прося доплат потом за отдельные действия.

Более подробно о таком подходе к ценообразованию я писал в предыдущей статье, возможно вам будет интересно:
https://vc.ru/legal/62642-chto-nedogovarivayut-yuristy-pri-registracii-tovarnyh-znakov

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Людмила Тябина

Автор, спасибо за упоминание арабских комментаторов, на этом месте чуть в монитор чаем не плюнула. Но на самом деле до грустного жизненно. Несколько раз видела таких ребят: фото у Ламборджини, устрицы, лучшие отели в этих ваших Парижах и на Гоа, а на самом деле всё для того, чтобы продать сырую франшизу супер-крио-мороженого, "аналогов которого нет на рынке", и вдобавок курс "Стань сверхчеловеком всего за 7 часов и косарь мне на карту". Пока писала, стало как-то печально.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kolosovsky

Не читал комментариев, но готов подтвердить адекватность автора и материала. Наконец-то, не стыдно за коллегу - респект и уважение :)

Кстати, особо бы выделил риск лишиться доменного имени. Это реальная опасность и проблема. Удивительно, насколько часто бизнес в неведении по этой части.

А вообще по заголовку я рассчитывал узнать про оправданность изначальной регистрации ТЗ в России, чтобы потом пойти на международную :)

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

если хочется на международную, то проще всего зарегистрировать в любой стране ЕС (на личном примере Англия и Франция занимают 2 месяца при условии что не подали на оппозицию), а потом, если захочется закрыть всю Европу, то по принципу seniority на уже готовый знак подать через EUIPO

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Алексей Башук
Автор

Спасибо! :)
Про доменные имена абсолютно с вами согласен, судебную практику по ним кидает из стороны в сторону. То владельцев доменов защищают несмотря на товарные знаки, то наоборот, интернет-магазин 15 лет работает себе и работает, а потом ему внезапно запрещают использовать домен из-за только что зарегистрированного знака. Похоже, что там даже суды еще толком не разобрались, как жить)
Про оправданность регистрации я намеренно не стал писать, потому что это личный вопрос каждого, у всех ситуации разные, поэтому я подумал, что лучше расскажу, как дела обстоят, а там уже каждый сам для себя решит, надо оно ему или нет :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
M Bot
Товарный знак регистрируется примерно 7-8 месяцев, со всеми госпошлинами и услугами обходится примерно в 50-60 тысяч рублей.

Почему необходимо регистрировать товарный знак через условно вас, а не через какой-нибудь OnlinePatent.ru втрое дешевле?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Nikiforov

Потому что за те деньги, которые вы отдадите через этот сайт, вам подготовят пакет документов и отправят их в Роспатент, на этом их обязанности заканчиваются. В случае отказа, вы будете вынуждены проходить всё сначала. Об этом ТС и писал выше - что он работает до получения свидетельства на знак, ставка фикс.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kolosovsky

«Дьявол кроется в деталях, а также в священниках» :))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Хороший вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ievlev

Нет, не втрое. А как раз в 40-50.
Потому что платежи не заканчиваются после подачи заявки. После регистрации необходимо оплатить выдачу свидетельства. Сам делал через них. Все прошло гладко.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шультайс

Такой вопрос по "схемам".

Вот есть ИП, зарабатывает 100 000, платит 6% с дохода, минус мелкие расходы, в итоге себе забирает 80 000.

Решает ИП открыть ООО и стать там генеральным директором. Просто смена формы собственности, деятельность та же.

Нагрузка на фонд оплаты труда растет, но платить не хочется. Поэтому он назначает себе 20 000 зп, +10 000 платит в ФСС, ПФР и тд. Остальные 70 000 он оформляет как аренда товарного знака.

То есть ИП зарегистрировал ТЗ и теперь сдает его в аренду ООО. В итоге вместо 50% налогов на ФОТ, реально получается только 6%.

Есть ли такие варианты использовать ТЗ?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Да, вполне. Многие компании, у кого есть ИП и ООО так и делают: регистрируют знак на ИП, заключают договор "франшизы" с ООО и таким образом переводят деньги с ООО на ИП.

Именно в вашем случае нюанс заключается в том, что вы и ИП, и директор, и учредитель ООО. Здесь бы я немного запереживал насчет возможного признания аффилированности. Все-таки в моих случаях доверитель-ИП и учредитель-директор ООО были разными людьми. Но тут уже зависит от особенностей работы налоговой именно в вашем регионе, поэтому тут лучше посоветуйтесь с налоговым юристом в вашем регионе.

А в целом да, так можно. И еще, кстати, в сторону схем, вы из айти, вам, возможно подойдет такой вариант: вы как автор-ИП регистрируете программу для ЭВМ и продаете лицензию на эту программу ООО. Ну и дальше все тоже самое, что с товарным знаком, только вместо знака будет программа. Зарегистрировать программу то все-таки проще и дешевле, чем товарный знак, да и код сейчас никто не проверяет при регистрации, регистрируйте, что хотите :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Dmitry Ievlev

А для чего ООО?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Алексей, подброшу тему: расскажите о регистрации собственного имени и/или фамилии гражданина в качестве товарного знака. Что это даёт владельцу такого ТЗ или может ничего не дает? Как быть другим гражданам имеющим это имя и фамилию от рождения? Да ещё имеющим именной домен докучи? Как в этом случае разрешаются споры права гражданина на имя против права в сфере ТЗ? Тема конечно более узкая чем регистрация ТЗ или знаков обслуживания для юрлиц или ИП, но не менее интересная и познавательная. Думаю для читающей публики зайдет....

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

О, это одна из моих любимых тем, если честно. У меня в практике таких знаков-имен было с десяток. На прошлой неделе, например, из Роспатента мне пришло решение о регистрации имени Покраса Лампаса, это российский художник, основатель каллиграфутуризма, возможно вы о нем слышали. Еще пара месяцев и имя "Покрас Лампас" станет товарным знаком :)

Регистрация имени в качестве товарного знака дает все те же плюсы, что и регистрация обычного знака. Товарный знак защищает использование имени человека в коммерции — на товарах, для услуг. Сам по себе факт наличия имени такой защиты не дает. Если имя не зарегистрировано как товарный знак, то по сути кто угодно сможет использовать его в коммерции, а при случае конфликта сказать, мол, мало ли еще в стране таких Иванов Петровых, это я просто придумал псевдоним такой.

Также регистрация имени в качестве знака дает возможность бороться с теми, кто без разрешения использует имя человека  в рекламе. В отдельных случаях получается удалять заказные чернушные статьи и пакостные видео с ютуба про человека. Многие СМИ предпочитают не ввязываться в ссору, если видят, что в деле начинает фигурировать не просто имя, а товарный знак.

Еще один сценарий регистрации знака-имени — это работа лейблов. Представьте, пришла к вам, условно, некая Валя Кукурузкина, а вы придумали ей псевдоним, вложили в нее кучу денег и за год никому неизвестная Валя Кукурузкина превратилась в "VALESSA KORN — звезда чартов, инстраграм-дива и надежда отечественной поп-сцены". Вот чтобы Валя от вас не сбежала, вы, как лейбл, зарегистрируете товарный знак VALESSA KORN на себя. Конечно, на крайний случай она может сбежать и выступать под своим заводским именем, но как минимум в таком раскладе она трижды подумает, стоит ли оно того.  

Вопрос, конечно, узкий, судов по таким знакам я особо много не видел, но способ вполне рабочий и им действительно пользуются. 

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Рунетлекс

Рекламироваться в статье коллег? Ну это прям совсем не айс. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо!
Если можно, расскажите, пожалуйста,  что были за истории? Как удалось разрешить ситуацию бескровно?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Лозбинев

Отличная статья! Месяц назад подал в Роспатент документы на регистрацию товарного знака своей футбольной школы. Года два собирался это сделать, но всё руки не доходили. А пинком послужил узбекский клон с таким же названием, и тут меня осинило, что пора!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо! Здорово, успехов вам в регистрации! :)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Сапрыкин

У нас тут конкурсный управляющий обанкроченного «Этанола» выставил на продажу лот, в который входит 500 с чем-то метров канализации, зеркало с подсветкой, автомобильные весы и право использования торговой марки «Корень жизни». Сколько, как вы думаете, может стоить ТМ?
(голое любопытство)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Все зависит от того, использовали ли товарный знак в реальном товарообороте, знаком ли он потребителям, и других факторов. Если выставляют на аукцион, то скорее всего управляющий не будет заморачиваться и оценит знак по затратной стоимости или близкой к ней, что-нибудь в пределах 50-100 тысяч рублей, думаю. У меня как-то был случай, когда мой доверитель выкупал товарные знаки на алкоголь у банкротящейся компании, там примерно такие суммы фигурировали.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Тарасов

Добрый день! 

Хотелось бы получить ответы на следующие вопросы. 

 1. Можно ли зарегистрировать домен не регистрируя товарный знак? 

2. Есть ли риски получения претензии от компаний РФ, у которых похожее название домена в зоне ru, а ваш домен в зоне com. 

3. Как проверить возможность регистрации домена, ведь может такой домен  нельзя зарегистрировать вообще.

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Добрый :)

1. Да, конечно, это можно сделать через сайт любого доменного регистратора. Они не проверяют, есть у вас товарный знак или нет, похож ли ваш домен на чужой знак или нет. Они просто регистрируют на вас домен и все.

2. Да, если у них есть товарный знак. Если вы с ними пересекаетесь по виду деятельности, то они будут расценивать это как нарушение товарного знака. Доменная зона тут ни на что не повлияет, она не имеет различительной способности: с точки зрения Роспатента и судов sitename.com и sitename.ru — это слишком похожие обозначения. Если sitename — это чей-то товарный знак в РФ, то другой коммерческой компании не стоит работать под таким же доменом, пусть и в другой доменной зоне.

3. На сайте любого доменного регистратора, например https://www.nic.ru/ или https://ru.godaddy.com/ . Чтобы проверить, нужно вбить имя в поиск и посмотреть, свободен ли домен для покупки.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Андрей Бодиловский

@Алексей Башук , ну Вы конечно монстр! Статья крутая и так энергично отвечаете на комментарии. Подписался на канал, завидую белой завистью)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Андрей, спасибо :)
Да я просто занимаюсь этим делом каждый день, поэтому чтобы ответить, мне не нужно лезть в справочники — все, о чем спрашивают, так или иначе у меня уже было в практике, вот и рассказываю :)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Большое спасибо за детальный развернутый ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шультайс

Регистрировали два товарных знака через ЕДРИД.
Один знак - картинка, второй - надпись на английском языке.
За оба знака получилось 75 000 руб.
Но мы сэкономили на проверке названия и картинки, так как они были уникальны в тех сферах, на которые мы претендовали. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Никита, к счастью, вам повезло. Штука в том, что у экспертов Роспатента достаточно сложная система взглядов на сходство товарных знаков между собой, а знаков регистрируют много. После проверки обычно 70-80% знаков нужно или дорабатывать, или готовиться к предварительному отказу на этапе экспертизы и что-нибудь выдумывать. Особенно сложно пробиться в знаках для одежды, напитков, фармакологии и общепита — там иногда кажется, что занято уже чуть ли не все, что можно. 
А вы, наверное, айтишник? :) Просто обычно у айти-предпринимателей очень богатая фантазия, у них классные и оригинальные знаки, которые достаточно легко проходят регистрацию.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Shlomo Goldenberg

Очень интересно что будет в следущих ситуациях:
а) Компания из Америки зарегистрировала там же торговую марку, но в Европе не успела, ее зарегистрировал кто-то другой
б) Компания из Америки вообще еще не регистрировала торговую марку нигде (что видно по TMview), но в Америке она вроде как имеет право на приоритет, если уже работает под этим именем и более-менее известна. Кто-то в Европе регистрирует эту торговую марку

Чего ждать европейскому владельцу, есть ли у американской конторы возможность отжать марку в первом, втором, или обоих случаях?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

По общему правилу и в том, и в том случае американская компания в Европе останется не у дел. Знак в Европе будет зарегистрирован за европейской компанией. Дело в том, что товарный знак действует только в той стране, в которой он зарегистрирован. Регистрация знака в одной стране практически не дает никаких преимуществ при регистрации в другой. 

У американской компании есть возможность все-таки забрать себе знак только в том случае, если они смогут доказать, что их товары в Европе под этой маркой стали настолько популярны, что регистрация их марки в Европе на другого производителя будет вводить европейских потребителей в заблуждение относительно производителя товаров. Тогда через суд и EUIPO все-таки может и аннулируют регистрацию на европейскую компанию и зарегистрируют знак на американскую. Но это будет сделано не столько в интересах американской компании, сколько в интересах европейских потребителей.
Но вероятность этого очень и очень мала: учитывая то, как ревностно в Европе защищают товарные знаки, вероятность приобрести известность без регистрации товарного знака стремится к нулю.

Еще одно исключение может произойти в том случае, если американская компания подаст знак на регистрацию в ЕС, а европейский правообладатель не подаст вовремя оппозицию против регистрации его знака. Дело в том, что в ЕС нет такой экспертизы товарных знаков, как в России. Там оппозиционный порядок регистрации: ты подаешь на регистрацию, заявку публикуют в публичных реестрах, и если никто за отведенный срок не выступил против регистрации, то знак регистрируют. Получается, что теоретически есть возможность, что могут сосуществовать два одинаковых товарных знака. Но едва ли это возможно на практике: предприниматели из Евросоюза отслеживают заявки на товарные знаки и сразу же закидывают оппозициями EUIPO, если им какая-то заявка хоть немного не нравится. 

Поэтому полагаю, что в таком случае, как вы описали, знак останется за европейской компанией.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Rustam Khafizov

Расскажите, пожалуйста, все ли товарные знаки можно зарегистрировать? Общеупотребительные слова можно? Или те которые возможно общеупотребительные? Например: 3д плитка https://3dplitka.ru

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Смотрите, Рустам, по общему правилу можно зарегистрировать такие названия, которые позволят покупателям отличить именно ваш товар среди других производителей. Указания на товар не регистрируют: "плитка" для плитки не будет товарным знаком, "3Д плитка" тоже будет указанием на сам товар. 

В вашем случае есть три варианта:
1. Подать на регистрацию знак "3DPLITKA" и попробовать убедить Роспатент, что это просто слово такое хитрое, к плитке отношения не имеет. Шанс не очень большой, но есть. Если получится, то вы станете монопольным обладателем права использовать слово "3DPLITKA".
2. Работать без регистрации товарного знака. В принципе такой вариант тоже возможен, но тогда нужно понимать, что кто угодно может открыть тоже магазин "3dplitka" и ему нельзя будет помешать. Кроме того, если у кого-то получится реализовать вариант №1, он сможет запретить всем остальным использовать домены "3dplitka". Компенсаций не взыщут, но домены использовать запретят. Да, прецеденты уже были, прямо сейчас такое дело прошло Верховный суд, если интересно - дело компании "pilki.ru".
3. Подать на регистрацию название с логотипом, как у вас на превьюшке сайта. Тогда охраняться будет только картинка, а слово просто сделают неохраняемым. В итоге вы получите защиту логотипа и страховку от того, что кто-то реализует вариант №1.

Если средства позволяют, я бы предложил совместить и первый, и третий вариант, подав две заявки. Если нет, то выбрал бы только третий. Если совсем нет, то второй.

Более подробно о том, как выбрать название для бизнеса, я рассказывал в этой статье: https://journal.tinkoff.ru/mark/ Там как раз и про подобные названия есть, возможно вам будет интересно прочитать.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Sergei spiridonov

Раздуто. Половины описанных вещей не произойдёт ни с одной фирмой. Если вы оборачиваете от 200млн в месяц то да, а если это 5-20млн, то не дергайтесь, не тратьте деньги на регистраторов и тп. Вы никому не интересны. А уж тем более торговля на маркетплейсах и в трк, никто никогда не спрашивает товарный. Если вы сами конечно не своровали мировой бренд :) опыт 9 горожов, 4 маркетплейсов. А статья написана как раз уговорить заплатить за ненужные услуги.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Бабин

Вы, знаток, похоже ни разу с маркетплейсами и ТРК не работали и потому не знаете, что статья годная от начала и до конца.

Автору спасибо, были нюансы, которые нам, обладателям 5 знаков, были до сих пор не известны! Век живи - век учись!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolai O

Проблема в том, что никто не знает, вырастите ли вы до многомиллионого бизнеса. И тогда попасть под веселые суды по ТМ шанс у вас будет почти 100%. Стоит регистрация копейки, для простых случаем можно и самим подать. И лучше это сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Докучаев

Алексей, интересная статья. Проясните: есть производитель БАДа в капсулах, в этих капсулах порошок с кисломолочными бактериями, данный товар зарегистрирован в роспатенте, другой человек не относящийся к этой конторе начинает производить кисломолочный напиток с использованием этих бактерий, чтобы не было конфликта нужно подавать заявку и регистрировать данный напиток?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо.
Все зависит от того, что именно зарегистрировано у производителя БАДов в Роспатенте: товарный знак или патент.
Если у них товарный знак, то другому производителю нужно будет придумать свой товарный знак. Тут вариантов нет: использовать чужой товарный знак нельзя, и похожее на него обозначение тоже.
Если у них патент, то все сложнее, тут уже нужно смотреть сам патент, а именно его формулу. Нужно разобраться, что именно защищает их патент. Если вторая компания собирается производить то же самое, что и в патенте, то это будет нарушением. Если не тоже самое, то нужно разбираться, насколько сильно это будет отличаться от запатентованного продукта.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Больше Никогда

А может ли самозанятый оформить на себя товарный знак?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Скорее нет, чем да. ГК РФ предусматривает возможность регистрации товарного знака только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/9489e6b560df698055655d14f93f770f826b9b8b/ 
Возможно, когда-нибудь в ГК РФ в этой части внесут правки, но пока что самозанятых там нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Boyarkin

Почему-то прочитал "эксперт-мошенник")

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Ахах) Нюанс в том, что не каждый товарный знак можно дорого оценить. В том случае, про который я рассказывал, три знака использовали реально в бизнесе, и у продуктов, которые ими маркировали, были хорошие показатели продаж. Поэтому эксперт-оценщик смог привязаться к обороту компании и оценить знаки дорого.
А так, конечно, взять и оценить любой случайный товарный знак в 60 млн нельзя) ну или иначе правда получится "эксперт-мошенник"))

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Товарный знак - это хорошо. Но вот как быть, если название фирмы включает название населённого пункта?  Товарный знак никто не зарегистрирует такой. 
Поэтому можно в  качестве защиты использовать коммерческое наименование.  Также можно просто зарегистрировать юр.лицо с таким названием и уже это также дает защиту от использования третьими лицами. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Если название фирмы включает название населенного пункта, то это усложняет регистрацию товарного знака, но отнюдь не делает ее невозможной. 

В моей практике уже были такие товарные знаки, например, "Бесединский" (это название поселка) и "Петербургская красавица". Все зависит от особенностей именно вашего названия, может быть в вашем случае можно доказать, что название в отношении вашей деятельности является фантазийным, не вводит в заблуждение потребителя относительно места производства товаров и не является уже зарегистрированным наименованием места происхождения товаров. Закон то не запрещает включать названия населенных пунктов и их производные в товарные знаки. Поэтому в вашем случае все будет зависеть от особенностей конкретного названия. 

Коммерческое наименование использовать можно, но это может оказаться рискованным: кто-нибудь может зарегистрировать все-таки название как ТЗ, и тогда неизвестно, какие последствия это повлечет. Если название действительно потенциально нерегистрируемо, то есть там что-нибудь вроде "Курское молоко" на молоко, то, конечно, вопросов нет, ни о каком товарном знаке тут речи не идет.

Просто зарегистрировать юр.лицо - это не защита. Фирменные наименования в России защищаются очень слабо: налоговая не сравнивает название новой компании при регистрации с уже существующими, практика по ним тоже очень маленькая. Компенсацию за нарушение фирменного наименования взыскать нельзя, можно только взыскать убытки. Но убытки от компенсации отличаются тем, что убытки нужно посчитать и доказать, а компенсацию достаточно просто попросить. В общем, если бы регистрация юр.лица действительно бы защищала название так, как этого хотелось бы, никто бы не занимался регистрациями товарных знаков.

В вашем случае я предложил бы провести провести полноценный анализ названия, чтобы выяснить можно ли его зарегистрировать или нет. Если можно, то подумать о регистрации, если точно нельзя, то просто не заниматься регистрацией и работать без нее.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сазонов

Спасибо за отличную статью! Скажите, а как Ваши клиенты смогли оценить только что зарегистрированный ТЗ в 60 млн ?  Как такая оценка делается?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Вам спасибо, что читаете :)
Такую оценку делает аттестованный эксперт-оценщик, по сути тот же человек, что и делает оценочные экспертизы для судов. Он проводит оценку, делает экспертное заключение (отчет об оценке) и дальше уже бухгалтер предприятия действует на основании этого отчета.
Именно в том случае на руку предприятию сыграло то, что они уже давно работали под этим обозначением, плюс товарный знак после регистрации действует не с момента выдачи свидетельства, а с момента подачи заявки, поэтому даже свежему знаку можно насчитать в фактическое использование уже месяцев 7-8, как минимум.
Так-то конечно далеко не любой товарный знак можно так дорого оценить. В том случае просто эксперт нашел к чему привязаться, чтобы выполнить задачу предприятия.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Вебдизайнов

Алексей, спасибо за статью.
У меня есть несколько вопросов:
1) Если организация зарегистрирована 6 лет назад под достаточно оригинальным названием (других таких ООО или АО или... нет), владеет (регистрация на фирму) аналогичным доменным именем, уже торгует под брендом на крупных онлайн - площадках, есть ли вероятность того, что кто-либо зарегистрирует товарный знак и будет вымогать через иски деньги?
2) С учётом, что любое название является интеллектуальной собственностью, есть ли какие-то механизмы или законы, защищающие тех, кто придумал название первым (с учётом доказательств) без регистрации товарного знака?
3) Кроме стоимости регистрации товарного знака, есть ли какие-то ежегодные платежи?
4) Если наименование ООО на русском, а домен и написание наименования бренда соответственно на английском языке, это регистрируется в едином документе?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Пожалуйста, рад помочь.
1) Да, такая вероятность всегда есть, пока не зарегистрирован товарный знак. Факт того, что у вас есть фирменное наименование, может вам помочь в споре — если кто-то зарегистрирует ваше название и предъявит  иск, вполне возможно, что у вас получится аннулировать недобросовестную регистрацию этого знака через Палату по патентным спорам. Но нужно учитывать, что это спор, а любой спор будет всегда дольше, дороже и менее предсказуем, чем просто регистрация знака.

Доменное имя тут особо не поможет, т.к. домен — это не средство индивидуализации, есть много судов, где домены не помогали компаниям, которые по 15 лет ими пользовались. про один из таких судов я рассказывал здесь: https://journal.tinkoff.ru/omg/pilki-pilki-pilki/

Продажу товаров под брендом на онлайн-площадках можно будет притянуть к возникновению у вас права на коммерческое обозначение, но коммерческое обозначение — очень своеобразная штука. Там начинается спор вокруг того, можно ли считать использование название известным, или нет. 

Поэтому тут если компания уже работает шесть лет, то проще зарегистрировать товарный знак, если есть возможность.

2) Не-не-не, в законе нет такого, что «любое название является интеллектуальной собственностью». У компаний и предпринимателей есть закрытый перечень средств индивидуализации — грубо говоря, видов названий, на которые они имеют права. Этот перечень небольшой — фирменное наименование (название в ЕГРЮЛ), коммерческое обозначение, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и скоро появятся географические указания. Всё. Других прав на названия нет.

Из той ситуации, что вы привели («есть ли какие-то механизмы или законы, защищающие тех, кто придумал название первым (с учётом доказательств) без регистрации товарного знака») — больше всего сюда подходит коммерческое обозначение. По закону право на коммерческое обозначение возникает в том случае, если «употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории».

Проблема в том, что в случае спора суду нужно будет доказывать каждое слово из этого определения — и известность, и широкое использование, и территорию, а иногда и наличие предприятия. Один из таких судов я разбирал в Т—Ж: https://journal.tinkoff.ru/omg/kto-uspel/

Если кратко резюмировать всю историю вокруг коммерческих обозначений — в трудную минуту на них можно попробовать выехать, но полагаться на них специально точно не стоит, очень уж хрупкая и слабопредсказуемая конструкция.

3) Нет, в отличие от патентов за товарный знак не нужно платить каждый год за поддержание в силе. Выдается один раз на десять лет, в следующий раз нужно будет платить за продление на десятом году жизни знака, чтобы его продлили еще на 10 лет.

4) В таком случае проще всего зарегистрировать товарный знак на латинице. Такой знак сразу будет защищать и марку товара, и домен.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Лабутина

Подскажите, пожалуйста, зарегистрировано два ТЗ, один на ИП другой на ООО, по факту ИП закрыт, ооошка тоже в процессе, есть ли способ сохранить за собой знаки? Буду благодарна за ответ. Да, ещё нюанс, не знаю как получилось, но один знак как бы на физ.лицо регистрировался. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Да, тут можно сохранить знаки. Для этого нужно передать знаки с ИП и ООО на третье лицо. То, что ИП уже закрыто, можно обойти, если сделать договор задним числом, с датой ранее, чем закрытие ИП. Там есть свои нюансы по оформлению, но это работает, потому что закон не устанавливает срок, в течение которого отчуждение должно быть зарегистрировано в Роспатенте. По ООО тоже можно все сделать, только вопрос в том, в какой там стадии ООО. Если уже ввели управляющего банкротством, то будет чуть сложнее.

Знак, который по реестру видно как зарегистрированный на физ. лицо — он на самом деле на ИП зарегистрирован, просто в реестре не всегда указывается, что это ИП. На физ.лицо в РФ в принципе знак не может быть зарегистрирован, только если у вас правообладатель не иностранец и знак не пришел через Мадридское соглашение в РФ.
Если нужна помощь в этой задаче, напишите мне ВКонтакте, можем сделать: https://vk.com/a_bashuk 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Макс Лысюк

Обалдеть.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ворканов

Недавно зарегистрировал ТЗ. Пошлина за регистрацию заявки 2450 + проведение экспертизы 8050 + через 8-12 мес регистрация ТЗ 11200. Подавал онлайн есть квалифицированная электронная подпись, поэтому пошлина со скидкой 30%. 
Регистрация обошлась в 21700 + 2 часа разбирался как заполнять заявку. Экономному ипэшнику на заметку)

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Штурвальский

А какое название вашего товарного знака.
Я тоже подумываю о регистрации ТЗ своего.
Вопрос в том что если ТЗ простой то и регистрация без проблем
А если сходство то подумываю об обращении к специалистам.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений

Пожалуйста, подскажите через какой сервис подавали? Квалифицированная электронная подпис у Вас на физ. лицо или на ИП оформлена? Заранее спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Отобрать зарегистрированный домен в зоне .com скорее всего не получится: один только факт регистрации домена не является нарушением товарного знака. Но если владелец станет использовать домен, чтобы конкурировать с вами, то вы сможете запретить ему вести в России бизнес на этом домене в той же сфере, что и у вас.

В другой стране, конечно, такое же название может быть зарегистрировано. Товарные знаки действуют в пределах страны, которая зарегистрировала знак: если у вас зарегистрирован знак в России, то это не влияет на использование этого знака в Америке. Возможно, там этот знак тоже свободен, а может быть давно уже кем-то занят. Чтобы выяснить это, нужно проводить полноценный поиск по официальным базам знаков и поданных заявок.

На этапе стартапа не обязательно регистрировать товарный знак во всех странах, достаточно зарегистрировать его только в тех странах, которые являются для вас приоритетными с точки зрения рынка. Тут все зависит от интересов, бюджета и плана развития компании.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Юридически бренд начинает существовать только после регистрации в Роспатенте - рассвет не с момента реального использования? Так называемые незарегистрированные торговые марки ( наработанные в скандинавских юрисдикциях)?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

И да, и нет, скорее все-таки нет, чем да :)

Смотрите, с одной стороны — в России, например, есть понятие «коммерческое обозначение», это тоже средство индивидуализации, как товарный знак, и его регистрировать не нужно. Но у коммерческих обозначений есть куча проблем и ограничений, которые делают его очень слабым и неустойчивым, и полагаться на него нельзя.
1. Право на коммерческое обозначение возникает только в том случае, если предприятие является известным в пределах своей территории работы. В случае суда и спора нужно будет доказывать известность, а для этого обычно проводят соцопросы, которые заказывают у ВЦИОМа. Один такой соцопрос может обойтись в 300-500 тысяч рублей, и не факт, что он подтвердит известность, и даже не факт, что суд его вообще примет (были случаи, когда суд не принимал опрос в качестве доказательства).
2. Коммерческое обозначение действует только в пределах территории, а товарный знак — на всю страну. Территория действия коммерческого обозначение тоже всегда очень спорный вопрос.
3. Коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие, а не товар или услугу, как товарный знак. Поэтому оно у предприятия может быть только одно, а продать его можно только вместе с предприятием.

Получается, что даже право на коммерческое обозначение возникает не с момента начала использования, а с момента, как это использование стало известным. При этом саму известность доказать очень сложно, момент ее появление тоже, территорию тоже, и все это такие, очень двоякие вопросы, ответ на которые останется в итоге на усмотрение суда. И это только основные проблемы. Поэтому на коммерческое обозначение лучше не рассчитывать.
 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Вы все верно пишите, начало использования и вообще то, что это ТМ, надо будет ещё доказать и защитить. Тут скорее появляется возможность и право не дать другим зарегистрировать такой же ТМ. Но, именно право у вас появляется с момента начала использования. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Россия тут на 100% подчиняется WIPO и в Европах именно начало использования даёт право. Оно спорно, конечно, требует подтверждения, но право возникает. Например, вы на конференции отельнров заявили, что откроете отель ВОР. Но ушлый дядя, который не был в зале, но узнал об этом, на второй день зарегистрировал ТМ ВОР в нише отелей. Было ли первым использованием упоминание на конференции названия? Миллиардер и его адвокат пытался доказать что да. Но суд не так решил. 

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Какая полезная статья + не менее полезные комментарии. Спасибо, Алексей!
Не понятно, как это работает в некоммерческой сфере. Например, сайт поэта. Есть ли особенности при выборе домена? Ведь зарегистрировать ТЗ у поэта не получится - он даже не самозанятый ).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бычковский

Здравствуйте. Спасибо за статью. У меня вопрос. Можно ли самостоятельно выяснить зарегестрированна ли торговая марка по слову или нет? Если я захочу зарегестрировать 2 слова разом, то цена в среднем будет около 60к за слово?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Добрый день. Вам спасибо, что читаете.
Обычно чтобы оценить перспективы регистрации товарного знака, обращаются к поверенному, у которого есть доступ к базам Роспатента. Поверенный тогда посмотрит не только такие же, но и сходные до степени смешения товарные знаки и заявки, разберется с классификатором МКТУ по знаку и по однородности найденных товаров и услуг.
Если у вас два слова используются вместе, как один товарный знак, то их можно зарегистрировать в составе одного товарного знака. По цене да, все верно.

Ответить
Развернуть ветку
Wlam Mannon

Очень понравилось статья. У меня есть товарный знак. Недавно хотел оценить. Никак не мог найти толкового оценщика. Как можно связаться с вашим экспертом?
Было хорошо если смогут связаться со мной.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Захарченко

Алексей, подскажите, если срок регистрации товарного знака закончился в декабре 2019 и фактически уже прошло пол года - может ли другая компания подать заявку на регистрацию этого знака и если да, то чем будет отличаться процедура от регистрации с нуля? Чем все это чревато?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Да, может конечно. Если срок для восстановления уже истек, то правообладателю придется регистрировать знак заново. Для правообладателя чревато это тем, что у нового знака будет новая дата приоритета. За те 10 лет пока знак действовал, могли зарегистрировать какой-нибудь похожий знак, и теперь регистрации нового знака могут воспрепятствовать те новые знаки, которые появились за прошедшие 10 лет. Вероятность этого не очень высока, но она есть, поэтому нужно проводить проверку по базам.

Если ваша компания не старый правообладатель, а другая компания, то вы можете в целом спокойно регистрировать этот товарный знак на себя. Тот, старый уже истёк. Главное только убедитесь в том, что вы не копируете графику старого знака и что та компания действительно перестала его использовать, чтобы потом вдруг не попасть в маловероятную, но неприятную историю с коммерческим обозначением.

Ответить
Развернуть ветку
Albert Sipov

Правильно ли я понимаю, что если заведу личный информационный сайт (например, gamefreshblog.ru), то париться по поводу регистрации домена как товарного знака не нужно? Товары и услуги не продаются, доход у сайта только с рекламы Google Adsense и РСЯ.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Да, в таком случае вы получается не будете вести прямой коммерческой деятельности, поэтому я бы просто купил домен и не регистрировал бы товарный знак.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Вам спасибо за добрые слова и интересный вопрос :)

Смотрите, товарный знак — это средство индивидуализации товаров и услуг в коммерческой деятельности, а значит их могут использовать только те, кто занимается коммерцией, то есть продает товары и услуги. Те, кто ничего не продает, получается не занимаются коммерцией, а значит и не используют товарные знаки. 

С некоммерческой деятельностью есть два варианта:
1. Некоммерческие организации. У них почти все тоже самое, что и у коммерческих: они на самом деле могут вести предпринимательскую деятельность (просто прибыль направляют на свои уставные благотворительные цели), а значит могут регистрировать товарные знаки. Дальнейшая история вся такая же, как и у обычных организаций. Я регистрировал товарные знаки для разных фондов, АНО, и других некоммерческих организаций, поэтому точно знаю, что такая история бывает и Роспатент к ней относится абсолютно нормально.

2. Люди и их хобби. Тут товарные знаки не нужны, если это действительно хобби.  Если человек не извлекает прибыль из своего увлечения, как в вашем примере с поэтом, то, конечно, товарный знак ему не нужен. Если у поэта есть домен, то никто не сможет его у него отобрать. Дело в том, что в большинстве случаев даже в спорах между компаниями домены не отбирают, а запрещают вести на нем ту деятельность, на которую распространяется товарный знак. Товарный знак то действует не сам по себе, а только в отношении тех товаров и услуг, на которые он зарегистрирован.

Допустим, вы компьютерщик по фамилии Ниссан и зарегистрировали домен nissan.com. Автомобильный концерн, который владеет товарным знаком «Nissan» не сможет забрать у вас домен, потому что их товарный знак действует на машины, а ваш — на услуги компьютерщиков. Все, что они могут сделать — запретить вам продавать машины. Это история, кстати, реального судебного спора в США, который шел почти десять лет :) В России все работает также.

Вернемся к примеру с поэтом. Поэт вообще не ведет коммерческую деятельность, а значит не продает товары и не оказывает услуг. Получается, он принципиально не может нарушить чей-то товарный знак. Значит он может выбрать для своего сайта любой свободный домен и никто не сможет ему помешать.

Потом, может быть (дай бог, чтобы поэт до этого дошел), поэт станет известным, начнет продавать книги или писать стихи на заказ. Вот тогда уже начнется коммерция, тогда он станет предпринимателем и ему понадобится зарегистрировать товарный знак, а то и не один: свое имя, названия книг, персонажей. Дальше уже все будет зависеть от его задач и желаний. Но до тех пор, пока он не продает товары и услуги, товарный знак ему не нужен и домен он может выбрать любой.

Как-то так :)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Спасибо за подробный и понятный ответ! Вас приятно читать.

Ответить
Развернуть ветку
Alessandra Bella

У меня вопрос! Мы зарегистрировали товарный знак, когда покупали домен пришлось взять .pro, так как .com кто-то выкупил на перепродажу за дорого, имеем ли мы право попросить .com и не ту стоимость, что они хотят. И ещё мы регистрировали в рф, компания кто помогала все проверила, может ли быть такое, что например в Америке с этим названием уже зарегистрировано? И ещё если у нас стартап мобильное приложение международное, мы должны зарегистрировать товарный знак во всех странах? Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Отобрать зарегистрированный домен в зоне .com скорее всего не получится: один только факт регистрации домена не является нарушением товарного знака. Но если владелец станет использовать домен, чтобы конкурировать с вами, то вы сможете запретить ему вести в России бизнес на этом домене в той же сфере, что и у вас. 

В другой стране, конечно, такое же название может быть зарегистрировано. Товарные знаки действуют в пределах страны, которая зарегистрировала знак: если у вас зарегистрирован знак в России, то это не влияет на использование этого знака в Америке. Возможно, там этот знак тоже свободен, а может быть давно уже кем-то занят. Чтобы выяснить это, нужно проводить полноценный поиск по официальным базам знаков и поданных заявок. 

На этапе стартапа не обязательно регистрировать товарный знак во всех странах, достаточно зарегистрировать его только в тех странах, которые являются для вас приоритетными с точки зрения рынка. Тут все зависит от интересов, бюджета и плана развития компании.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Даниил Штурвальский

Ок спс за ответ не простой у вас ТЗ, у меня Смирнофф Регистратор вот раздумываю

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ворканов

Тут конечно посложнее, с патентоведом нужно советоваться.

Ответить
Развернуть ветку
pit chernoff

Зарегистрируй товарный знак в России и стань сам патентным троллем!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

некоторые «коллеги» так и делают, к сожалению)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илья Фирсов

А чем помешает регистрация товарного знака компании стать однодневкой? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Компании-однодневки обычно называют как-нибудь вроде ООО «Вектор» и не размениваются на регистрацию товарного знака. За те средние 7-8 месяцев, которые регистрируют товарный знак, однодневки успевают открыться, отработать и пропасть, там не до товарных знаков.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
ViktorVa

Добрый день, понравился ваша статья.
Назрел интересный вопрос, а товарный знак под "Счастливое детство" (happychildhood) можно зарегистрировать в России и в Европе? 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

За такой анализ люди деньги берут, а вы просто хотите что бы вам ответили. Наберите в гугле «проверка торговой марки, знака» и увидите сколько предложений и цены ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

Хотел я как-то подать заявку, но мне такого насоветовали в тот момент, даже начинать не стал. Потом через сервис хотел подать, но тоже кучу всего надо было делать и платить.
И до сих пор без ТМ. Печально.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
119 комментариев
Раскрывать всегда