Вы увольняете людей неправильно: 6 шагов как уволить сотрудника, без обид и гневных отзывов в интернете
Рассказываем, как увольнять людей так, чтобы потом не читать плохие отзывы о себе и компании.
Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Всего за 10 минут можно установить Compass на свой сервер. А еще советуем посмотреть рекомендательную программу с блекджеком и бонусами.
Расставаться с сотрудниками на хорошей ноте — тонкое искусство, которое необходимо оттачивать, как и любое мастерство.
Это важный навык для руководителя, ведь в бизнесе изменения происходят постоянно: нанимают людей, расширяют команду, оптимизируют штат. Кто-то уходит сам за новыми перспективами, а с кем-то приходится прощаться. Последнее — самое сложное.
Оставаться с бывшими коллегами в хороших отношениях приятно просто по-человечески. Но есть и более рациональные причины:
- Если человек уйдет с гневом, который не нашел выхода — ждите отзыв в интернете.
- Обиженный сотрудник может разнести дурную славу о компании по всем своим знакомым, а те расскажут своим. Урон непредсказуем.
- Ваши пути еще могут пересечься. Например, бывший коллега будет работать на стороне нужного компании клиента.
- Конфликтная ситуация побудит других сотрудников обновить резюме и их могут схантить.
Разберем сценарии, когда увольнение может пойти не по плану и дадим гайд по бережному расставанию с сотрудниками.
Как нажить врага: провальные сценарии увольнения
В большинстве случаев увольнение по инициативе работодателя — стресс для обеих сторон. Но сотруднику тяжелее, ведь это его жизнь кардинально меняется. Какое впечатление у него останется от компании зависит, в том числе и от действий руководителя на финальном разговоре. Мы выделили 3 случая, когда расстаться с миром не получится.
Сценарий с сюрпризом: увольнение — шок для сотрудника
Человек работает и думает, что все хорошо. Затем его вызывают на разговор, где оказывается, что его работа не устраивает компанию и принято решение его уволить. Шок, гнев, отрицание.
Если такое происходит, это не ошибка сотрудника, а провал руководителя. Ведь вместо того, чтобы попытаться скорректировать работу специалиста, он ждал чуда и копил недовольство, пока не прошел точку невозврата. Ситуацию можно было бы предотвратить с помощью обратной связи и личной беседы с человеком.
Сценарий избегания: увольнение чужими руками или по переписке
Мало кому понравится, если вы работали с одним человеком, а увольнять вас придет кто-то другой, например, HR-специалист. Вряд ли он сможет полноценно ответить на все вопросы и разговор превратится в сухую констатацию факта.
Это же касается и увольнений в мессенджере. По тексту сложнее понять тон общения, а значит собеседник, скорее всего, окрасит его своими эмоциями.
В любом случае так делать нельзя: это неуважительно и общее впечатление о компании точно подпортит.
Сценарий фатальный: увольнение с переходом на личности
Любые рабочие обсуждения должны касаться только профессиональных навыков. Если руководитель переходит на личные качества сотрудника, тот либо уходит в молчание и глотает слезы, либо начинает активно защищаться. Это уводит от конструктива и может привести к большому конфликту.
Увольнение итак стрессовый процесс, а переход на личности — это дополнительный удар по самооценке и гарантированный способ нажить врага.
Расстанемся полюбовно: инструкция по бережному увольнению
Здесь мы опустим случаи, когда увольнять приходится экстренно, например, из-за злонамеренных действий сотрудника. Гайд подходит для ситуаций, когда попрощаться нужно с в общем-то хорошим человеком, который неэффективен для этой конкретной работы.
Шаг 1: спросите себя «Все ли я сделал, чтобы избежать увольнения?»
Это самый важный вопрос, чтобы принять окончательное решение. Утвердительный ответ на него поможет вам провести адекватное увольнение, которое не станет сюрпризом и шоком для сотрудника.
Ваш финальный разговор должен стать итогом предыдущей работы над ошибками или эффективностью специалиста. Она должна включать:
- обмен обратной связью;
- личную беседу и составление корректирующего плана;
- назначение испытательного срока.
Если вы сделали все пункты, но это не изменило ситуацию — решение об увольнении обосновано. Остается подвести итог и обсудить детали расставания. Соберите факты, которыми можно будет оперировать и планируйте встречу.
Шаг 2: назначьте личную встречу
Запланируйте встречу или созвон, на котором вы точно сможете остаться наедине. Обозначьте себе план беседы — пункты, которые будете обсуждать. Подумайте о возможных вопросах сотрудника и информации, которую нужно уточнить заранее. Например, про размер компенсации при увольнении по соглашению сторон.
⭐Совет: не увольняйте сотрудника перед его днем рождения, когда он в отпуске или на больничном. Если прощание не экстренное, вы точно сможете подождать еще пару дней и провести беседу в более удобное время.
Шаг 3: идите на разговор без вины и сожалений
Если выполнен шаг 1, то чувства вины возникнуть и не должно — вы со своей стороны сделали все возможное и постарались сохранить сотрудника. Но увольнение все еще остается сложным делом, особенно если вы сильно переживаете чужие негативные эмоции, которые здесь почти неизбежны.
Не скатиться в жалость поможет искреннее уважение к собеседнику. Держите в голове, что каждый человек по-своему хорош. Если специалист не подходит для работы в вашей компании, это не значит, что он не сможет отлично вписаться в другую.
Шаг 4: быстро переходите к сути и держите в фокусе тему беседы
На встрече по поводу увольнения не место разговорам о делах, семье и питомцах. Это даже может быть воспринято как издевка. Лучше сразу перейти к сути.
Разговаривайте спокойно и используйте конкретные формулировки. Если сотрудник попытается оспорить увольнение, используйте язык фактов — показатели эффективности, итоги оговоренного испытательного срока. Чем рациональнее причины, тем легче их понять и принять.
Будьте готовы к разной реакции и, если можете сгладить углы, сделайте это. Но помните, на этом этапе увольнение — окончательное решение. Ваша задача: донести информацию и обсудить, как вам разойтись на взаимовыгодных условиях.
⭐Совет: если сотрудник выдает слишком сильную реакцию, возможно стоит сделать перерыв. Тезисно перечислите, что вам еще нужно обсудить и дайте выбор — продолжить или взять паузу, чтобы успокоиться.
Шаг 5: обозначьте дальнейшие шаги
Самое сложное позади, переходите к обсуждению организационных моментов:
- до какого числа сотрудник готов работать;
- какие задачи необходимо завершить или передать коллегам;
- расчет, размер компенсации и оформление документов;
- возможность ходить на собеседования;
- поддержка, которую компания готова предоставить.
Этот этап переключит специалиста с эмоций на решение вопросов и поможет завершить встречу конструктивно.
Обязательно оформите договоренности в текст и отправьте его коллеге в конце встречи. Иначе есть риск, что человек неправильно поймет или забудет часть того, что было оговорено. В случае спорной ситуации вы сможете опереться на это сообщение.
Шаг 6: поговорите с командой
В финале разговора обозначьте сотруднику, как и когда вы скажете о расставании с ним команде.
В некоторых компаниях принято сообщать о том, что специалист уходит в последний день его работы. У этого решения есть риски:
- часть команды скорее всего будет знать об увольнении и недоумевать, почему руководитель молчит;
- для остальных уход коллеги станет внезапным и может вызвать тревогу;
- заинтересованные сотрудники в любом случае смогут написать бывшему коллеге и расспросить о причинах ухода.
Поэтому здесь лучше не таить и объявить самостоятельно. Чтобы сотруднику морально легче было продолжить работу, используйте нейтральные формулировки.
Бонус: как сохранить теплые отношения
Основа прощания с сотрудником — справедливый расчет и адекватная компенсация. Это база, которая формирует хорошую репутацию.
Однако многие компании идут дальше и стремятся сохранить теплые отношения. Есть даже название для этого процесса — аутплейсмент персонала. Рассказываем, как можно поддержать уволенного сотрудника.
1. Помочь с трудоустройством
Попросите HR-специалиста провести коллеге карьерную консультацию:
- оформить резюме;
- сделать рекомендательное письмо;
- научить составлять сопроводительные письма;
- вместе определить карьерный трек и навыки, которые необходимы для роста или смены направления.
Это поможет перенастроить человека с грустных мыслей на покорение новых вершин.
2. Внести в базу фрилансеров
Обговорите со специалистом, есть ли у него желание сотрудничать на фрилансе. Бывший сотрудник может стать отличным проектным исполнителем, ведь он уже знает «внутрянку» и с ним налажено общение.
Возможно, это даже поможет вам построить новые отношения, более выгодные и для компании, и для специалиста. Например, если человек имеет какие-то крутые навыки, которые нужны время от времени.
3. Сохранить доступы к курсам и библиотеке
Бесплатный и приятный жест лояльности. Особенно пригодится, если человек решит устроить себе перерыв от работы и изучить новые навыки. Возможно ему как раз помогут курсы или книги, которые уже куплены компанией для сотрудников.
4. Устроить прощальную вечеринку
В последний день специалиста закажите в офис пиццу и закончите работу на полчаса-час пораньше, чтобы не вынуждать людей задерживаться. Пообщайтесь с коллегами, произнесите небольшую речь с благодарностями и пожелайте сотруднику удачи.
Само собой, это мероприятие нужно сначала согласовать с самим человеком. Если он не против, этот способ поможет поднять всем настроение и попрощаться доброжелательно.
Для компаний на удаленке, где такое невозможно, подойдет сообщение в общий чат, где вы поблагодарите специалиста за его труд и вклад в работу компании.
Больше полезных статей:
Создайте безопасное и эффективное рабочее пространство с Compass.
Теперь можно установить мессенджер на свой сервер всего за 10 минут.
А если хотите раскрыть потенциал деловых связей, участвуйте в нашей рекомендательной программе и получайте стабильный ежемесячный доход. Узнать больше и зарегистрироваться можно тут.
А такое практикуют да?
Я сотруднику тестовое на новую работу помогал делать.
У меня как-то было.
Подрабатывал в отеле летом. Мой непосредственный начальник моей работой был доволен, а вот хозяин отеля чего-то невзлюбил.
В итоге хозяин передал чтоб меня уволили, и мой начальник сразу нашёл мне работу в соседнем отеле и я на следующий же день туда ушёл.
Хорошие работодатели, мне кажется, могут помочь обратить внимание на ошибки или помочь с резюме. Указать, какие навыки прокачать. Но это в идеальном мире.
Бывает, но крайне редко.
В лучшем случае скажут "вы достойны большего, вы нас переросли"
Очень редко, но есть компании, которые помогают сотрудникам устроиться на новое место
Удивительная вещь, не встречал еще такого
Вся статья нужна тем работодателям, которые искренне хотят взаимодействовать со своими сотрудниками, видеть не только результат, но и понимать процесс. Чаще происходит: вижу цель - надо уволить. А как - это уже второй вопрос, если он вообще есть.
К сожалению.
Главное с алкоголем не переборщить 😁
на которой будет принято решение о восстановлении в должности 🤣
а то будет компромат, либо у работодателя, либо у сотрудника)
Не помню такого словосочетания как блекджек и бонусы, там д.б. опционально точно не бонусы
Шесть шагов увольнения — дао кадровика!
А вот типичная команда эйчаров 🙃
Прямо название сериала, что-то вроде офиса
Если надо кого то уволить, мы просто переезжаем в другой офис, не говорим ему куда и не берем от него трубки, далее он сам отваливается. 👍
Лучшее за сегодня 😂
Хорошая статья, которая учит работодателей не забывать, что к увольнению нужно относиться ответсвенно. Рада, что об этом кто-то заговорил.
Спасибо, что прочитали 🤗
Вот что что а основа прощания с сотрудником — справедливый расчет и адекватная компенсация. Это на самом деле основа, которая формирует хорошую репутацию. И тогда уволенный сотрудник не будет писать негативных отзывов в интернете. А репутация компании в наше время это дорогого стоит.
По поводу «рациональных причин» - 100%. Именно так и произойдет. Главный принцип быть честным по отношению к сотруднику
ПХАХ)) я уверен если начальник кого то увольняет, даже если причины абсолютно надуманы и заключаются в 80 процентах чисто в эмоциях, начальник все равно найдет рациональные по его мнению причины и он искренне будет считать что эти причины абсолютно честные, но правда всегда на стороне силы))
Устроить прощальную вечеринку - хорошая идея. Расставаться нужно на хорошей ноте)
ну это справедливо если расставание происходит полюбовно, а если человека увольняют то такая вечеринка будет восприниматься как нечто вроде тризны, и это капец как неприятно и скорее всего закончиться серьезным конфликтом с побоями
Главное, без эксцессов 🙃
"Золотое правило: относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам". Неустаревающая истина, хорошо бы все этим правилом руководствовались.
Спасибо за статью, адекватные советы!
Не устаревает, но многие забывают об этом
Спасибо, что прочитали 🤗
личную беседу и составление корректирующего плана;
назначение испытательного срока.
Если вы сделали все пункты, но это не изменило ситуацию — решение об увольнении обосновано."
Хороший подход, может и ситуация поправится
Согласна. Об обратной связи часто забывают, сотрудник должен догадаться. Но если есть обратная связь и сотрудник адекватный, можно достигнуть хороших результатов с обеих сторон.
Это вообще очень ужасно
Да, и непрофессионально
Это очень важно кстати, вдруг человек накопил столько знаний и сам много чего внес
Держать человека из-за жалости это капец ошибочка)
Полностью согласны 👍
Еще хуже будет если с человеком не только работали, но и общались отдельно от работы и тут вдруг такой сюрприз и человек пропадает потом)
Ну и комбо реально, бедная Елена
Надеемся, что сейчас у Елены все хорошо 😊
Или будут грустить и работа будет не так хорошо идти
Сценарий с сюрпризом: увольнение — шок для сотрудника- вот такого ни как сотрудник ни как работодатель не понимаю. В чем сложность давать обратную связь, чтоб сотрудник понимал довольны ли его работой или нет
Согласны, обратную связь нужно давать всегда. И если что-то не так, помогать корректировать слабые стороны
Мы стараемся хорошо увольнять, чтоб гневных отзывов не появлялось. Пока ни одного такого не было.
Про найм, кстати, я сейчас статью написал, может будет интересно и в тему :)
https://vc.ru/u/1027904-ahmad-bokov/1076487-kak-ya-nanimayu-lyudey-v-komandu-i-pochemu-work-life-balance-tak-polezen-dlya-rabochey-atmosfery
🤗👍
https://torshina.me/assets/images/resources/vse_kartinki/kickbutt.gif
Отличная статья, приятно знать, что есть компании, которые пытаются призвать одних людей думать чувствах о других.
Проплаченная реклама очередной кривой ненужности,прикрытая стенгазетой социальных рассуждений.🤔
В реале сейчас отношения как на нерентабельной скотоферме: пинок с разбега исподтишка.
Сейчас доживает последнее поколение Умных Россиян,-с Совестью, пониманием,сопереживанием, Образованием и навыками не только на бумаге..к сожалению. Дальше идет поколение планшетников и ноутбукчиков,- или внуков Чингачкуков.
С удивлением читаю свою первую статью на этом сайте: 🤔😳 о культуре рабочих отношений в стиле Карнеги,удивительно,что есть ещё живые люди в России,которые его читали.🤷😄
Если объявить самостоятельно команде, то я не думаю, что сотруднику в таком случае будет легче морально, наоборот будет нагнетание, лучше пусть он сам скажет!
Ой, да никто так бережно не будет делать. Надо уволить — уволят, сам руководитель даже ничего и не скажет, даст задачку
Год назад мне сообщили о фактически моем увольнении в мой ДР в 40 лет! после пяти лет успешной работы в компании) Назначили встречу СТО и ХР, причем для меня это была неожиданность. Очень не приятный опыт)
В этом году я так же столкнулся с очень не приятным опытом в одной очень известной и крутой компании)