{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как мы «проели» инвестиции, но через год смогли успешно перезапуститься

Глеб Ковалев начал работать с рекомендательными системами для сайтов в проекте своего одноклассника. Позже он стал техническим директором этого стартапа. Однако все получилось далеко не сразу.

Инвестиции, взлет, падение, найм, новые инвестиции, взлет, буст. Основатель Popmechanic рассказал, почему не стоит сдаваться и как в новых победах ему помогает участие в программе Yandex Cloud Boost.

команда Popmechanic

Сейчас наша компания развивает два продукта:

Popmechanic – платформа для сбора базы, увеличения конверсии и персонализации сайтов с помощью всплывающих и встроенных виджетов. Работаем в основном с ecommerce, но попадаются и другие проекты. «Подпишись на новости за 500р», «Добавь в корзину товаров еще на Х рублей» – за такими механиками обращаются к нам.

Botmechanic – платформа для создания чат-ботов в Telegram/VK/WhatsApp. Делаем разных ботов: поддержки, промо, личные кабинеты и боты-компаньоны.

Рассказываю, как все начиналось.

Мода на поп-апы в 2014: первые продажи и первые ошибки

В 2014 году на последнем курсе университета мой одноклассник Саша основал Malerex – компанию, которая выросла из случайного запуска простого всплывающего окна с предложением подписки на продакшн в крупном ecommerce. Я участвовал в этом случайном запуске, поэтому был приглашен в проект сначала разработчиком, а потом – техническим директором. Позже мы наняли на работу Капитона (сейчас он генеральный директор в Popmechanic) на роль маркетолога-стажера.

С этого момента и начались наши совместные проекты. Мы работали с комплексом услуг: рекомендации на сайте, кобраузинг для операторов call-центра, сбор контактов. Скорее всего на выбор бизнеса повлиял эффект новизны, но нас мотивировали результаты, поэтому мы стали отчаянно делать MVP. Сбор контактов как раз «выстрелил» – ecommerce конверсия была чуть ли не 10%.

Мы получили инвестиции от акселератора МГУ, работали в нем, пытались делать первые продажи и совершали первые ошибки в разработке. Тогда же появились наши первые долгосрочные клиенты.

Мы ушли в найм, но ненадолго

Постепенно наш проект Malerex «заснул» – мы не смогли сделать разумных продаж, «проели» инвестиции и разбежались, поддерживая только работоспособность сервиса. Ошибка была в том, что мы пытались сделать продажи масштабируемыми сразу, создавая self-service продукт. Сейчас мы понимаем, что обычному пользователю (по крайней мере, в начале) нужен не инструмент, а конечное решение.

Я устроился в Яндекс, Капитон помогал отцу развивать бизнес, Саша стажировался в Facebook. Через почти год такой спячки нас нашел Виталий Александров – основатель и генеральный директор агентства Out of Cloud, которому мы ранее презентовали свой продукт. Виталий предложил нам перезапустить проект, перераспределить доли и «помчаться как можно быстрее к золотым горам». Признаюсь честно, тогда казалось, что можно очень быстро заработать на SaaS с минимальным наймом разработчиков. Это оказалось не совсем верно.

Команда Popmechanic

Снова заново

Через некоторое время между мной и Сашей произошла ссора: мы плохо понимали, кто чем занимается. В итоге я решил выйти из компании. За мной пошли Капитон и Виталий — втроем мы начали делать Popmechanic с нуля (до сих пор папка с проектом на моем ноутбуке называется «project-b»).

Около года мы работали на свои накопления, выплачивая себе минимальную зарплату из выручки, которую старались получать с первого же дня. Мы стали понимать, что мне и Капитону больше хочется фокусироваться на развитии Popmechanic, а Виталию — на развитии старого проекта Out of Cloud. Мы договорились, выкупили его долю. Еще несколько месяцев мы продолжали работу сами, пока на нас не вышел сервис массовых рассылок UniSender. В то же самое время мы начали думать над новым продуктом – Botmechanic, который позволил бы работать не только на сайте, но и в мессенджерах. Мы успешно продали разработку чат-бота, начали нанимать разработчиков и договорились об инвестициях с UniSender – а также о совместном продукте форм подписок внутри ЛК UniSender.

Как мы получили облачный грант

Когда я узнал о том, что Яндекс запускает Облако, впервые задумался о миграции – мне всегда интересно поэкспериментировать с технологиями и довести их до продакшна. Мы попали на раннее тестирование, получили небольшой грант от программы Yandex Cloud Boost, протестировали ClickHouse, но поняли, что цена и ценность для нас сейчас не подходят. Зато после демо от архитекторов Yandex.Cloud подняли на своем железе ClickHouse, и с тех пор наша аналитика работает намного быстрее.

Первая крупная сделка — проверка надежности сервисов

На следующий год на нас вышли Mindbox — это стало очень важной сделкой. Мы получили не только инвестиции, но и партнера, готового интегрировать в наше решение и продавать вместе с нами. Мы впервые столкнулись с «бирюзовой» компанией, в которой процессы не похожи на те, что мы видели до этого. Кажется, первое время была определенная степень недоверия между командами, но сейчас мы уже достаточно успешно работаем бок о бок над совместными решениями.

К сожалению, именно быстрый рост в связке с Mindbox указал на проблему надежности наших сервисов. Я по-прежнему не был специалистом в системном администрировании — мы сталкивались с первыми крупными падениями. Пережили разное: полное падение сервера БД, статики, столкновение с ковровыми блокировками РКН, а также несколько раз упирались в разные лимиты ОС и сети. Главное, что я из этого вынес – хочу отдать эти проблемы и решать их не нашими руками. Так я пришел к необходимости переходить в Облако. Я не хотел вечером в субботу восстанавливать базу из бэкапа и смотреть, во что на этот раз мы уперлись по производительности.

Признаюсь честно, не получилось все так радужно, как хотелось бы — мы все равно держим внешние сервера, потому что 10-15% наших клиентов находятся в Украине, а все IP Яндекса там заблокированы. Однако поддержка небольшого количества edge-серверов куда проще, чем поддерживать PostgreSQL, ClickHouse, RabbitMQ, приглядывать за каждым app-сервером.

команда Popmechanic

Советы, которые я бы дал основателям-технарям в B2B:

  • Сначала вы хорошие люди, а потом у вас появляется хороший продукт – без личного бережного включения первые проекты не запустятся. Не стесняйтесь помогать своим первым клиентам.
  • Автоматизируйте все, что повторяется – это лучший способ избежать ошибок (и придерживайтесь вашей автоматизации, потому что иначе она станет не актуальна).
  • Когда вы уже собрали команду, старайтесь сделать процесс разработки прозрачным, чтобы все знали, кто и чем занимается. Например, мы проводим «стендапы» по утрам: так «технари» и «гуманитарии» знают почти все друг о друге.
  • Старайтесь держать фокус! Держите в голове измеряемую цель компании, сверяйте с ней свои действия и планы. Канбан хорошо помогает команде разработки видеть цель спринта и двигаться к ней.
  • Старайтесь решать сложные задачи, не относящиеся к сути вашего сервиса, «чужими руками» – используйте готовые решения, сервисы: чем больше вашего кода, тем больше поддержки и ваших багов.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории наших партнеров и клиентов, которые активно читают наши подписчики:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда