Чек-листы 2.0: как я пытался облегчить свою работу и случайно запустил стартап

Валентин Колесов работал директором в сети салонов связи в Екатеринбурге. Чтобы контролировать все торговые точки, он использовал чек-листы. За пять лет он развил инструмент, созданный для личного использования, в компанию со 150 клиентами, среди которых Lamoda, OBI, «Горздрав» и «Декатлон».

Делимся еще одной историей компании-участника программы Yandex Cloud Boost.

<i>Команда CheckOffice</i>
Команда CheckOffice

Как родилась идея

В 2015 году я руководил сетью салонов связи, которая по франшизе открывала салоны Tele2, МТС, «Билайн». У компании было семь точек, и она активно росла. Мне приходилось контролировать все салоны, и для этого я создал чек-листы, с которыми удобно проверять торговые точки и можно не бояться ничего упустить:

Чек-листы 2.0: как я пытался облегчить свою работу и случайно запустил стартап

Когда салонов стало больше двенадцати, появилась потребность автоматизировать проверки.

Самый удобный способ контролировать магазины — проверки по чек-листам, однако если использовать традиционные бумажные чек-листы, уходит много времени на перенос данных на компьютер. Кроме того, можно что-то пропустить, не разобраться в почерке. А результаты таких «ручных» проверок неудобно анализировать.

Тогда я решил сделать программу для создания удобных чек-листов. Еще не было планов строить отдельную компанию — я лишь собирался упростить свою работу. Нанял программиста, который к концу 2016-го сделал первую, самую примитивную версию этого инструмента.

Сервисы с чек-листами были и раньше, но в них можно было только проставлять галочки. Я же хотел фиксировать отклонения и нарушения, высылать салону список того, что нужно исправить, и отслеживать, как это выполняется. Важно, чтобы в любой момент можно было проверить, что из поручений выполнено, ведь без работы над ошибками толка от проверки не будет. Вторая задача — чтобы было удобно собирать отчеты. С новым инструментом я в один клик назначал салонам проверки, они оценивали все зоны и процессы по чек-листу и прикрепляли фотографии.

На начальном этапе система умела составлять отчет по результатам проверки, отправлять его мне, моему руководителю и салону, чтобы там видели зафиксированные ошибки. Все отчеты хранились в облаке.

<mark class="cdx-marked-text marked-text"><i>Команда CheckOffice</i></mark>
Команда CheckOffice

Как простая программа выросла в большой проект

Когда я понял, что инструмент работает, сразу начал придумывать, как его улучшить и расширить функционал. На MVP ушло 15 000 рублей, тогда сервис работал в веб-версии. Через четыре месяца понял, что нужно мобильное приложение, и вложился в него. Еще через пару месяцев задумался, почему бы не предлагать это как продукт. Пообщался с другими управленцами, и они подтвердили, что такой инструмент очень поможет им в работе. Сам сделал сайт и под конец 2017 года заключил договор с первым клиентом — ветклиникой «Свой доктор». Всего за тот год я вложил в проект 815 000 рублей.

С первым клиентом стало понятно, что нужно направить все силы на проект: я уволился с прошлого места, снял офис и начал набирать команду. Разработчик, который делал MVP, перешел ко мне на фултайм. Компания развивалась без огромных инвестиций, поэтому сотрудников нанимали постепенно, под конкретные задачи. Пытались работать с фрилансерами и аутстаффом, но качество и уровень прозрачности не устраивали. Это стоило столько же, сколько штатный разработчик, но ответственности и вовлеченности у исполнителей было меньше. В итоге собрали собственную команду, которая работает уже третий год. Сейчас нас 15 человек.

К концу 2017 года у CheckOffice было уже около 30 мелких клиентов и первый крупный — компания общественного питания, которая обслуживает 70% школ и буфетов в Москве. Потом к нам подключились партнеры, включая одного из лидеров охранного рынка, группу компаний «Император». За 2018 год мы получили выручку 888 000 рублей, в основном у нас тогда были небольшие заказчики. За следующие пару лет среди клиентов появились такие крупные игроки, как «МясновЪ» и «Отдохни», «Декатлон», Metro, Lamoda, Baon, OBI, аптеки «Горздрав» и «36,6».

Как правило, клиенты тестируют сервис в одном отделе, а потом внедряют его в другие процессы и подразделения. Так было с сетью строительных гипермаркетов OBI, которые сначала использовали CheckOffice в службе безопасности, на 30 сотрудников, а теперь с ним работают более 600 человек в компании.

На данный момент у нас 150 клиентов разного размера и из разных сфер. Есть ритейл, промышленные предприятия, гостиницы, рестораны, транспортные и логистические компании, фитнес-центры, охранные организации и даже частные клиенты. Вырученные деньги пока вкладываем в развитие.

Пандемия ударила по бизнесу клиентов, и это отразилось на нас: в период самоизоляции в 2020-м мы потеряли 30% выручки. Эту проблему решили, изменив рекламную стратегию и переключившись на отрасли, которые меньше пострадали от COVID. Например, открыли для себя девелопмент и управление недвижимостью.

Как докручивали продукт

Некоторые идеи доработок нам подсказывали клиенты. Одна из компаний сказала, что было бы здорово, чтобы задачи ставились автоматически по результатам проверки. И в 2017 году мы сделали модуль автозадач. Если выявляется нарушение — система по специальному алгоритму назначает задачи ответственным сотрудникам. Это значительно ускоряет работу и коммуникации.

В 2018-м добавили модуль планирования, который позволяет назначать проверки по расписанию, например, ежедневно, еженедельно или каждый первый понедельник месяца.

В апреле 2020 года мы запустили единственную в России библиотеку готовых чек-листов для бизнеса. Мы проанализировали поисковые запросы и поняли, что многие менеджеры и руководители ищут чек-листы по определенной теме. Например, чек-лист для ресторана, гостиницы, чек-лист по безопасности и так далее. Поэтому мы создали на сайте библиотеку готовых решений и выкладываем туда собственные наработки, а также чек-листы партнеров и экспертов из различных отраслей. Ими можно пользоваться бесплатно, а также адаптировать их под свой бизнес в нашем конструкторе.

Сначала сервис работал по двум моделям: коробочное решение и подписка (SaaS), которую можно было купить только через менеджера. В марте 2020-го добавили возможность регистрироваться самостоятельно. По подписке данные хранятся в нашем облаке, а при коробочном решении мы разворачиваем продукт на серверах компании или ее подрядчиков. Для «коробок» выпускаем фирменные приложения: такие сделали для OBI (iOS, Android) и «36,6» (iOS, Android). В марте 2020 года мы добавили бесплатный тариф и триал, сделали удобный онбординг и за счет всего этого расширили аудиторию. Конверсия из триала сейчас составляет 5%, а общая, из качественных лидов, — 11%.

Нашли решение в облаке

Поиски удобного облачного решения начались давно. Сначала мы попробовали DigitalOcean, но так как это американский провайдер, хранение данных там не соответствовало российским законам. Рассматривали еще ряд сервисов, но они были похожи просто на хостинг или виртуальные машины — с очень ограниченным функционалом. На время перешли на OneCloud, но когда нам нужно было полностью адаптироваться под закон о хранении персональных данных, в компании начали предлагать непонятные тарифы, сложные процедуры, ничего толком не объяснили. Я посмотрел несколько облачных решений, отвечающих требованиям 152-ФЗ, но там не устроило управление серверами с точки зрения UX/UI. Так мы пришли к Yandex.Cloud. Нам сразу понравился понятный интерфейс и множество дополнительных решений, которые можно использовать для развития нашего продукта.

Чем пользуемся сейчас:

Yandex Compute Cloud. Используем вычислительные мощности облака и легко масштабируем сервис.

Yandex Object Storage. Называем его резиновым хранилищем — оно избавляет от головной боли по отслеживанию наполненности дисков. Тарификация позволяет использовать неограниченный объем хранилища, оплачивая только фактическое время работы с сервисом.

Yandex SpeechKit. Мы недавно реализовали перевод голосовых заметок в текст. Отличное качество и скорость распознавания.

Yandex Managed Service for ClickHouse. Развернули там системы внутренней аналитики продукта.

Особенно подкупает то, что все находится в одном месте. Любую технологию можно деплойнуть в два клика и протестировать, как она работает. Еще мы участвовали в программе Yandex Cloud Boost, причем сначала о ней даже не знали. Мы взяли бесплатный триал, развернулись в тестовом режиме, а когда триал подходил к концу, менеджер Яндекса рассказал нам про программу. Yandex Cloud Boost помогла бесплатно развернуть продукт и в течение года получать скидку на инфраструктуру.

Ближайшие планы

Самая важная задача, над которой мы сейчас работаем, — это полный редизайн сервиса. Хотим повысить интуитивность и улучшить пользовательский опыт. Новый интерфейс готовили более трех месяцев, и вот что получилось:

Запустить обновленную версию планируем в начале июня. Еще одна большая задача — развитие аналитических отчетов. Мы создадим больше видов отчетов, чтобы они подсвечивали разные детали проверок и задач.

Месяцев через пять планируем вернуться к работе с сервисом Yandex SpeechKit, который распознает и синтезирует речь на основе технологий, использующихся для Алисы. С помощью него хотим добавить в приложение голосовой ввод.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории наших партнеров и клиентов, которые активно читают наши подписчики:

1818
24 комментария

Yandex Cloud хорошая попытка, но....нет

12
Ответить

Интересно узнать какая у вас пошла выручка в год после 880к и больше других цифр о деньгах

5
Ответить

Мы готовим цикл статей, где будем делиться интересными фактами в том числе и цифрами

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Это скорее необходимость, а не преимущество, для прозрачной работы в РФ

Ответить

Я так понимаю, что это намеренно сделано 

Ответить

Класс. Мне пока нравится то, что прочитал: интуитивно полагаю ценность применения на галерах, на одной из которых гребу.
Если подвоха не считаю, то, возможно (но, не точно), - впрягуся по самое не хочу:)

3
Ответить