Корпоративные путешествия: подробный гайдлайн по сплочению ИТ-команды
Дважды в год команда Kode отправляется в корпоративное путешествие. Мы уже успели побывать в африканском Марокко, Швеции, Италии, Франции, Испании и ещё 8 странах. Даже закрытые границы нас не испугали — мы отправились в Дагестан и Карелию.
Рассказываем, зачем мы ездим в корпоративные путешествия, с какими сложностями сталкивались и что теперь учитываем, когда организуем такие поездки.
Зачем мы ездим в корпоративные путешествия
1. Сплочение команды
Общение в неформальной обстановке и совместные активности сближают команду. Они создают общие впечатления и воспоминания, которые потом сплетаются в единый контекст и коллективную память. Поездки снимают напряжение и позволяют увидеть друг друга в новом свете, а это влияет на атмосферу всей компании, в том числе появляется общий фон для шуток. Командный дух формируется даже тогда, когда люди об этом не задумываются.
Выездные корпоративы — это возможность в неформальной обстановке пообщаться со многими людьми из компании. Сами того не подозревая, мы учимся эффективно взаимодействовать в простых бытовых вещах. Потом этот паттерн легко перенести в работу: если ты с человеком придумывал план, как избежать встречи с агрессивной коровой в горах Дагестана, то в рабочей обстановке любые переговоры будут успешны.
2. Отличная интеграция в компанию для новых сотрудников
В путешествие всегда ездит CEO Алексей Козак, топ-менеджмент и core team — лидеры мнений, которые формируют и передают корпоративные культуру и ценности.
У ребят, которые впервые отправляются в выездной корпоратив, скорость интеграции заметно выше. Для них вся компания внезапно становится своей: они начинают свободно высказывать идеи и коммуницировать с командой — с другими отделами и топами. У нас легко можно пообщаться даже с CEO, но после поездки ребята всегда отмечают, что коммуникация стала круче.
Новые сотрудники могут отправиться в путешествие только после прохождения испытательного срока. В течение этого времени они слышат много классных историй из совместных поездок. Это в том числе стимулирует их быстрее пройти ассессмент.
3. Хороший стресс-тест для команды с точки зрения взаимоотношений
В нашем коллективе не было серьёзных конфликтов, но иногда появлялись непредвиденные обстоятельства, которые требовали слаженной совместной работы. Команда, как и друг, тоже познаётся в сложных ситуациях.
4. Насыщенная программа и хорошая организация
Программа позволяет охватить много туристических и нетривиальных мест, которые было бы сложно посетить в одиночку. Например, многие бы не решились поехать в Марокко или Дагестан, зато смогли побывать в этих местах благодаря компании.
KODE также берёт на себя все расходы на передвижение: авиабилеты, аренду авто и автобусов, а также оплачивает совместные активности: это может быть организация сплавов в Карелии или аренда моторных лодок на весь день на Амальфитанском побережье.
13 стран, которые мы уже посетили
За 7 лет мы объездили несколько стран Скандинавии, Европы и даже побывали в африканском Марокко. По России начали путешествовать только после того, как закрыли границы: осенью побывали в модном Дагестане, а весной скатались в Карелию.
Трудности и решения
– Транспорт: форс-мажоры и страховка
В поездках мы часто брали разный транспорт, чтобы найти тот, который подходит нам больше всего.
Брали автомобили напрокат — более гибкое средство передвижения. Но в начале наших поездок мы не учитывали все риски и отказывались от страховки, чтобы сэкономить. Сейчас такого не допускаем — и вам не советуем: если с автомобилем что-то случится, придётся заплатить огромную сумму, чтобы покрыть ущерб.
Арендовали микроавтобус с постоянным водителем. Это комфортный вид транспорта, потому что может вместить большую команду и избавить от беспокойства за дорогу.
Решение: брать безопасный микроавтобус и отдельно свободное авто, которое будет обеспечивать мобильность. Обязательно со страховкой.
– Питание
Когда в команде 5–10 человек, это не вызывает сложностей. Можно спокойно зайти в любое открытое заведение, и вас обслужат.
Когда людей становится больше, сложно найти подходящее место с достаточным количеством посадочных мест. Особенно трудности возникают в Европе. В Португалии мы потратили много времени, чтобы найти заведение, где нас примут. Также в европейских странах часто нет актуальной информации: на картах указано, что место работает, а на самом деле оно закрыто.
Решение: заранее обзванивать заведения, бронировать дату и оформлять предзаказ. Так мы сделали в Карелии и в итоге смогли сократить время в поездке.
– Подрядчики: а оно вам надо?
Пользоваться услугами сторонних агентств по организации выездов — это всегда риск. Однажды нам предложили заехать утром в один отель, а вечером — переехать в другой. Для большой команды это дополнительное время и ресурсы, которые и так ограничены в четырёхдневной поездке.
На пути могут попасться и недобросовестные подрядчики. Так, в Карелии мы заказывали комфортабельный автобус с кондиционером и туалетом, а также 2 водителями, чтобы они сменяли друг друга каждые 70 км. Расстояния от достопримечательностей были огромными, и мы хотели провести это время комфортно. Но к нам приехал стандартный экскурсионный автобус без удобств, причём с одним водителем. Оказалось, что мы попали на субподрядчика.
Решение: взять ситуацию под свой контроль, ведь никто не знает коллектив лучше, чем вы. И попробуйте заранее продумывать запасные варианты на случай непредвиденных обстоятельств.
– Отели и совместные активности
Разъединять коллектив в путешествии — всегда плохая затея, потому что это не отвечает целям совместной поездки.
Самой большой проблемой это было в Италии, когда мы поселились в разных отелях в 2–3 километров друг от друга. Изначально нам казалось это хорошей идеей, к тому же это был единственный вариант размещения. Мы планировали собираться вместе каждый вечер, но после насыщенного дня все уставали и разъезжались. В итоге коллектив распался на небольшие группы.
В остальных поездках мы всегда собирались вместе и учитывали общие активности. В Италии на целый день арендовали лодки без водителей, в Карелии сплавлялись по горным рекам, а в Испании — проходили тропу смерти.
При подготовке к Дагестану мы также сразу учитывали общие пространства. Например, снимали конференц-залы, бани и спа в отелях. У нас всегда было место, где мы могли встретиться вместе, выпить чай и обсудить, как прошёл день.
Решение: не разъединять коллектив, заранее учитывать общие пространства и активности, которые будут направлены на сплочение команды.
– Способы связи
Чтобы сделать поездку комфортной, нужно заранее продумывать способы связи. Особенно это важно, когда вы выезжаете за границу или арендуете несколько машин и хотите поддерживать связь в дороге.
Например, в Неаполе было ужасное движение на дороге, и мы договорились двигаться сообща. Для этого выбрали позывных, которые по рациям сообщали, куда мы едем дальше.
Решение: переводить все карты в оффлайн, покупать по одной симке на машину и брать с собой рации.
– Россия VS Европа
Головной офис KODE находится в Калининграде, и до 2020 года мы активно пользовались возможностью выезжать за границу.
При составлении маршрута и программы мы отталкивались от стандартных ограничений: традиций, культуры и инфраструктуры той страны, куда отправлялись. Иногда приходилось работать с предубеждениями: когда мы решили отправиться в Марокко, часть команды думала, что там может быть опасно.
Пандемия и локдаун стали ещё одним ограничением для совместных путешествий, но и это нас не остановило. Мы решили отправиться по России и из самой западной точки России поехали в самую южную — Дагестан.
Решение: планируйте путешествие, отталкиваясь от установленных ограничений. Даже если они кажутся непреодолимыми.
Как организовать такое путешествие и сколько это стоит
Самое главное — найти лучшее решение в заданных ограничениях. Ими могут быть культурные особенности страны и инфраструктура, продолжительность поездки, стоимость билетов, количество желающих и так далее.
Далее нужно оттолкнуться от всех ограничений и расписать поездку по времени. Тайминг очень важен — чем подробнее он будет расписан, тем лучше. В него обязательно нужно включать дорогу, приёмы пищи, общие активности, отдых.
Стоимость поездки обычно равноценна большим корпоративам вроде Дня рождения компании или празднования Нового года. Но если корпоратив — история на один день, то путешествие длится 3–4 насыщенных дня, во время которых команда живёт общей жизнью.
Но начинать нужно с личного пристрастия к путешествиям, как это сделали мы
Впервые мы решили устроить совместную поездку в 2014 году. Тогда в компании KODE было в несколько раз меньше сотрудников — всего 30 человек, и путешествия не были корпоративной историей.
Первый раз решили полететь в Стокгольм — в сентябре билеты из Калининграда в Скандинавские страны стоят очень дёшево (около 10 евро туда–обратно). Собралось 5 человек: CEO, техдир, финдир, HR и веб-разработчик. Каждый сотрудник брал все расходы на себя.
Через год собрались вновь и отправились в Данию — уже тогда компания взяла часть расходов на себя. После второй совместной поездки KODE решила ввести традицию: ежегодно устраивать корпоративные путешествия. С тех пор наша команда стремительно растёт, а вместе с ней — и количество путешественников.
Вот, что думают сотрудники о корпоративных путешествиях
Мои самые яркие путешествия случились именно с командой. Мы танцевали на берегу Атлантического океана в Марокко, ели баранину и кричали тосты в Кавказских горах, любовались белыми ночами на Онежском озере. Увидеть за один день пустыню, горы и океан — непередаваемый опыт. Разделить захватывающее исследование другой культуры с единомышленниками — бесценно.
Каждое путешествие даёт капельку в понимании того, что ты всегда возишь с собой себя. А вместе с этим помогает осознать, что красота вокруг — лишь отражение того, что находится у тебя внутри. Но в последнее время я езжу даже не за красотой и видами, как это бывало раньше, а за более полным общением с людьми, за ситуациями, в которых я смогу понаблюдать за своим внутренним миром с иной перспективы. Поездки помогают встряхнуться и оказаться в обстоятельствах, оторванных от рутины.
Хобби помогут вам избавиться от тревоги и стресса, станут способом выплеснуть эмоции и переживания, отвлечься от компьютера и спустя время с удовольствием вернуться к рабочим задачам. Они вдохновляют на уникальные идеи для проектов, которые принесут новых заказчиков, помогут найти нестандартные решения как в работе, так и в жизни. Творчество разгру…
Объект, по оценке нынешнего владельца, может стоить от 1 млрд рублей.
А если и вернут, то неизвестно когда.
Из любопытного:
Это всё хотя бы добровольно?
Это ключевой вопрос, да!
Вот такой тимбилдинг, конечно, прекрасное решение, но есть несколько "но", анализ которых может перевернуть отношение к данному типу работы с коллективом на "нет":
"Подмена понятий":
* Если члены команды настроены на сотрудничество и видят взаимодействие для себя как единственный способ совместной работы - тогда тимбилдинг лишний. Если люди в коллективе не настроены на контакт - возможно, что нужно выстраивать с ними работу в другом ключе, применяя индивидуальный подход, беседы.
* Имхо, но работа — это работа. Смешивать личное пространство и работу — это как-то не верно.
"Корысть":
* Нет гарантии, что люди понимая, что этот тимбилдинг — "игра", в которую руководство с ними играет, они принимают правила игры, и притворяются "компанейскими" с целью получить "незабываемые ощущения" от "раздачи плюшек" в виде путешествий.
Из двух комментов сотрудников видно, что стокгольмский синдром - не выдуманная штука...
"У нас гибкая система оплаты труда. Подробнее о вознаграждении поговорим на интервью."
Ну пишите вилку, что вот юлить то и тратить свое и чужое время.
Остутствие удаленки тоже показатель так себе, когда для многих это уже маст хев. И зарплаты наверняка до уровня мск не дотянут даже в прышке.
При наличии удаленки и норм зп можно самому съездить куда угодно и без халявных тимбилдингов, на кого эта замануха расчитана не понимаю.
как избежать встречи с агрессивной коровой в горах Дагестананадеюсь она не была вооружена?)
А так классно, конечно!
Здорово у вас