Корпоративные путешествия: подробный гайдлайн по сплочению ИТ-команды

Дважды в год команда Kode отправляется в корпоративное путешествие. Мы уже успели побывать в африканском Марокко, Швеции, Италии, Франции, Испании и ещё 8 странах. Даже закрытые границы нас не испугали — мы отправились в Дагестан и Карелию.

Рассказываем, зачем мы ездим в корпоративные путешествия, с какими сложностями сталкивались и что теперь учитываем, когда организуем такие поездки.

Корпоративные путешествия: подробный гайдлайн по сплочению ИТ-команды

Зачем мы ездим в корпоративные путешествия

1. Сплочение команды

Общение в неформальной обстановке и совместные активности сближают команду. Они создают общие впечатления и воспоминания, которые потом сплетаются в единый контекст и коллективную память. Поездки снимают напряжение и позволяют увидеть друг друга в новом свете, а это влияет на атмосферу всей компании, в том числе появляется общий фон для шуток. Командный дух формируется даже тогда, когда люди об этом не задумываются.

Выездные корпоративы — это возможность в неформальной обстановке пообщаться со многими людьми из компании. Сами того не подозревая, мы учимся эффективно взаимодействовать в простых бытовых вещах. Потом этот паттерн легко перенести в работу: если ты с человеком придумывал план, как избежать встречи с агрессивной коровой в горах Дагестана, то в рабочей обстановке любые переговоры будут успешны.

Екатерина, Руководитель PR-отдела KODE

2. Отличная интеграция в компанию для новых сотрудников

В путешествие всегда ездит CEO Алексей Козак, топ-менеджмент и core team — лидеры мнений, которые формируют и передают корпоративные культуру и ценности.

У ребят, которые впервые отправляются в выездной корпоратив, скорость интеграции заметно выше. Для них вся компания внезапно становится своей: они начинают свободно высказывать идеи и коммуницировать с командой — с другими отделами и топами. У нас легко можно пообщаться даже с CEO, но после поездки ребята всегда отмечают, что коммуникация стала круче.

Валерий, Директор департамента разработки KODE

Новые сотрудники могут отправиться в путешествие только после прохождения испытательного срока. В течение этого времени они слышат много классных историй из совместных поездок. Это в том числе стимулирует их быстрее пройти ассессмент.

3. Хороший стресс-тест для команды с точки зрения взаимоотношений

В нашем коллективе не было серьёзных конфликтов, но иногда появлялись непредвиденные обстоятельства, которые требовали слаженной совместной работы. Команда, как и друг, тоже познаётся в сложных ситуациях.

4. Насыщенная программа и хорошая организация

Программа позволяет охватить много туристических и нетривиальных мест, которые было бы сложно посетить в одиночку. Например, многие бы не решились поехать в Марокко или Дагестан, зато смогли побывать в этих местах благодаря компании.

KODE также берёт на себя все расходы на передвижение: авиабилеты, аренду авто и автобусов, а также оплачивает совместные активности: это может быть организация сплавов в Карелии или аренда моторных лодок на весь день на Амальфитанском побережье.

Поездка в Дагестан в 2020 году
Поездка в Дагестан в 2020 году

13 стран, которые мы уже посетили

За 7 лет мы объездили несколько стран Скандинавии, Европы и даже побывали в африканском Марокко. По России начали путешествовать только после того, как закрыли границы: осенью побывали в модном Дагестане, а весной скатались в Карелию.

Корпоративные путешествия: подробный гайдлайн по сплочению ИТ-команды
Корпоративные путешествия: подробный гайдлайн по сплочению ИТ-команды

Трудности и решения

– Транспорт: форс-мажоры и страховка

В поездках мы часто брали разный транспорт, чтобы найти тот, который подходит нам больше всего.

Брали автомобили напрокат — более гибкое средство передвижения. Но в начале наших поездок мы не учитывали все риски и отказывались от страховки, чтобы сэкономить. Сейчас такого не допускаем — и вам не советуем: если с автомобилем что-то случится, придётся заплатить огромную сумму, чтобы покрыть ущерб.

Арендовали микроавтобус с постоянным водителем. Это комфортный вид транспорта, потому что может вместить большую команду и избавить от беспокойства за дорогу.

Решение: брать безопасный микроавтобус и отдельно свободное авто, которое будет обеспечивать мобильность. Обязательно со страховкой.

– Питание

Когда в команде 5–10 человек, это не вызывает сложностей. Можно спокойно зайти в любое открытое заведение, и вас обслужат.

Когда людей становится больше, сложно найти подходящее место с достаточным количеством посадочных мест. Особенно трудности возникают в Европе. В Португалии мы потратили много времени, чтобы найти заведение, где нас примут. Также в европейских странах часто нет актуальной информации: на картах указано, что место работает, а на самом деле оно закрыто.

Решение: заранее обзванивать заведения, бронировать дату и оформлять предзаказ. Так мы сделали в Карелии и в итоге смогли сократить время в поездке.

– Подрядчики: а оно вам надо?

Пользоваться услугами сторонних агентств по организации выездов — это всегда риск. Однажды нам предложили заехать утром в один отель, а вечером — переехать в другой. Для большой команды это дополнительное время и ресурсы, которые и так ограничены в четырёхдневной поездке.

На пути могут попасться и недобросовестные подрядчики. Так, в Карелии мы заказывали комфортабельный автобус с кондиционером и туалетом, а также 2 водителями, чтобы они сменяли друг друга каждые 70 км. Расстояния от достопримечательностей были огромными, и мы хотели провести это время комфортно. Но к нам приехал стандартный экскурсионный автобус без удобств, причём с одним водителем. Оказалось, что мы попали на субподрядчика.

Решение: взять ситуацию под свой контроль, ведь никто не знает коллектив лучше, чем вы. И попробуйте заранее продумывать запасные варианты на случай непредвиденных обстоятельств.

– Отели и совместные активности

Разъединять коллектив в путешествии — всегда плохая затея, потому что это не отвечает целям совместной поездки.

Самой большой проблемой это было в Италии, когда мы поселились в разных отелях в 2–3 километров друг от друга. Изначально нам казалось это хорошей идеей, к тому же это был единственный вариант размещения. Мы планировали собираться вместе каждый вечер, но после насыщенного дня все уставали и разъезжались. В итоге коллектив распался на небольшие группы.

В остальных поездках мы всегда собирались вместе и учитывали общие активности. В Италии на целый день арендовали лодки без водителей, в Карелии сплавлялись по горным рекам, а в Испании — проходили тропу смерти.

При подготовке к Дагестану мы также сразу учитывали общие пространства. Например, снимали конференц-залы, бани и спа в отелях. У нас всегда было место, где мы могли встретиться вместе, выпить чай и обсудить, как прошёл день.

Решение: не разъединять коллектив, заранее учитывать общие пространства и активности, которые будут направлены на сплочение команды.

– Способы связи

Чтобы сделать поездку комфортной, нужно заранее продумывать способы связи. Особенно это важно, когда вы выезжаете за границу или арендуете несколько машин и хотите поддерживать связь в дороге.

Например, в Неаполе было ужасное движение на дороге, и мы договорились двигаться сообща. Для этого выбрали позывных, которые по рациям сообщали, куда мы едем дальше.

Решение: переводить все карты в оффлайн, покупать по одной симке на машину и брать с собой рации.

– Россия VS Европа

Головной офис KODE находится в Калининграде, и до 2020 года мы активно пользовались возможностью выезжать за границу.

При составлении маршрута и программы мы отталкивались от стандартных ограничений: традиций, культуры и инфраструктуры той страны, куда отправлялись. Иногда приходилось работать с предубеждениями: когда мы решили отправиться в Марокко, часть команды думала, что там может быть опасно.

Пандемия и локдаун стали ещё одним ограничением для совместных путешествий, но и это нас не остановило. Мы решили отправиться по России и из самой западной точки России поехали в самую южную — Дагестан.

Решение: планируйте путешествие, отталкиваясь от установленных ограничений. Даже если они кажутся непреодолимыми.

Наша поездка в Дагестан в 2020 году

Как организовать такое путешествие и сколько это стоит

Самое главное — найти лучшее решение в заданных ограничениях. Ими могут быть культурные особенности страны и инфраструктура, продолжительность поездки, стоимость билетов, количество желающих и так далее.

Далее нужно оттолкнуться от всех ограничений и расписать поездку по времени. Тайминг очень важен — чем подробнее он будет расписан, тем лучше. В него обязательно нужно включать дорогу, приёмы пищи, общие активности, отдых.

Стоимость поездки обычно равноценна большим корпоративам вроде Дня рождения компании или празднования Нового года. Но если корпоратив — история на один день, то путешествие длится 3–4 насыщенных дня, во время которых команда живёт общей жизнью.

Но начинать нужно с личного пристрастия к путешествиям, как это сделали мы

Впервые мы решили устроить совместную поездку в 2014 году. Тогда в компании KODE было в несколько раз меньше сотрудников — всего 30 человек, и путешествия не были корпоративной историей.

Первый раз решили полететь в Стокгольм — в сентябре билеты из Калининграда в Скандинавские страны стоят очень дёшево (около 10 евро туда–обратно). Собралось 5 человек: CEO, техдир, финдир, HR и веб-разработчик. Каждый сотрудник брал все расходы на себя.

Через год собрались вновь и отправились в Данию — уже тогда компания взяла часть расходов на себя. После второй совместной поездки KODE решила ввести традицию: ежегодно устраивать корпоративные путешествия. С тех пор наша команда стремительно растёт, а вместе с ней — и количество путешественников.

Вот, что думают сотрудники о корпоративных путешествиях

Мои самые яркие путешествия случились именно с командой. Мы танцевали на берегу Атлантического океана в Марокко, ели баранину и кричали тосты в Кавказских горах, любовались белыми ночами на Онежском озере. Увидеть за один день пустыню, горы и океан — непередаваемый опыт. Разделить захватывающее исследование другой культуры с единомышленниками — бесценно.

Анастасия, Менеджер по внутренним коммуникациям

Каждое путешествие даёт капельку в понимании того, что ты всегда возишь с собой себя. А вместе с этим помогает осознать, что красота вокруг — лишь отражение того, что находится у тебя внутри. Но в последнее время я езжу даже не за красотой и видами, как это бывало раньше, а за более полным общением с людьми, за ситуациями, в которых я смогу понаблюдать за своим внутренним миром с иной перспективы. Поездки помогают встряхнуться и оказаться в обстоятельствах, оторванных от рутины.

Дмитрий, Техлид Android-отдела
1818
8 комментариев

Это всё хотя бы добровольно?

3

Это ключевой вопрос, да!

Вот такой тимбилдинг, конечно, прекрасное решение, но есть несколько "но", анализ которых может перевернуть отношение к данному типу работы с коллективом на "нет":

"Подмена понятий":
* Если члены команды настроены на сотрудничество и видят взаимодействие для себя как единственный способ совместной работы - тогда тимбилдинг лишний. Если люди в коллективе не настроены на контакт - возможно, что нужно выстраивать с ними работу в другом ключе, применяя индивидуальный подход, беседы.
* Имхо, но работа — это работа. Смешивать личное пространство и работу — это как-то не верно.

"Корысть":
* Нет гарантии, что люди понимая, что этот тимбилдинг — "игра", в которую руководство с ними играет, они принимают правила игры, и притворяются "компанейскими" с целью получить "незабываемые ощущения" от "раздачи плюшек" в виде путешествий.

2

Из двух комментов сотрудников видно, что стокгольмский синдром - не выдуманная штука...

2

"У нас гибкая система оплаты труда. Подробнее о вознаграждении поговорим на интервью."
Ну пишите вилку, что вот юлить то и тратить свое и чужое время.
Остутствие удаленки тоже показатель так себе, когда для многих это уже маст хев. И зарплаты наверняка до уровня мск не дотянут даже в прышке.
При наличии удаленки и норм зп можно самому съездить куда угодно и без халявных тимбилдингов, на кого эта замануха расчитана не понимаю.

2

как избежать встречи с агрессивной коровой в горах Дагестананадеюсь она не была вооружена?)
А так классно, конечно!