Цифровая трансформация доставки еды — как локальной сети бороться с Delivery Club и Yandex Eda?

На рынок доставки еды очень сильно давит активность крупных агрегаторов. Как выжить в этих условиях локальному игроку? Местные игроки вынуждены либо включаться в их экосистемы (с неизбежным ростом зависимости своего бизнеса от агрегатора), либо попытаться вступить с ними в гонку за клиента, обыгрывая за счет качества продукта, программы лояльности и качества сервиса.

Цифровая трансформация доставки еды — как локальной сети бороться с Delivery Club и Yandex Eda?

То, что работа с агрегаторами — это риски для Вашего бизнеса — сейчас очевидно. Это видно и на примере рынка такси, где агрегаторы забирают себе значительную часть маржи, и на самом рынке доставки еды, где Delivery Club начал открытие собственных кухонь, все глубже проникая в бизнес. Так что желание сохранить независимость остается у многих рестораторов.

Важную роль в этой борьбе играет автоматизация бизнеса, т.к. она позволяет сократить издержки и повысить управляемость процессов.

Причем, надо говорить не просто об автоматизации, речь идет о цифровой трансформации бизнеса, превращении его из общественного питания в FoodTech.

Наша компания уже более 5 лет работает на рынке FoodTech, обслуживая несколько сетей пиццерий, службы доставки еды из ресторанов, доставку роллов и суши. Мы работаем с клиентами из этой отрасли по трем направлениям:

  • Web-разработка
  • Performance-маркетинг
  • SEO и поисковый маркетинг

Расскажу о том, как мы себе представляем цифровизацию Food Tech на основе нашего опыта.

Что такое цифровая трансформация и когда она нужна доставке еды

Цифровая трансформация — это возможность экономии на издержках и мощный ресурс для кратного масштабирования Вашего бизнеса.

Сейчас любой FoodTech-бизнес крупнее киоска с шаурмой уже имеет определенные средства автоматизации — систему управления производством (IIKO, R-keeper и аналогичные), систему лояльности клиентов, 1С-решения для бухгалтерии и т.д. Для небольшого бизнеса с 1-5 точками использование стандартного ПО — это неизбежность, т.к средств и сил на разработку своих решений нет. Но, обычно, данное ПО закрывает все базовые потребности бизнеса и его можно дорабатывать под себя.

Потребность в цифровой трансформации возникает когда:

  • Вы хотите расти (запускаете свою франшизу, открываете собственные точки в других городах и т.д.)
  • Ваш бизнес становится географически распределенным
  • Вы хотите контролировать ключевые показатели бизнеса в режиме онлайн
  • Вы хотите иметь службу доставки и программу клиентской лояльности независимую от крупных агрегаторов и адаптированную под Ваш бизнес

Что нужно для цифровой трансформации доставки еды

Каждый бизнес имеет свою специфику, свой уникальный стиль и свои бизнес-процессы и поэтому, цифровая трансформация всегда требует уникальных решений или, как минимум, серьезной адаптации и доработки готовых программных решений под нужды бизнеса. Значит, если Вы хотите расти и цифровизироваться — Вам понадобится бюджет, на порядок (или 2 порядка) больший, чем текущие затраты бизнеса на ПО и автоматизацию.

Помимо денег бизнесу для цифровой трансформации нужны мозги и воля:

  • Сильный управленец (владелец проекта), который будет руководить процессом цифровой трансформации (возможно, собственник бизнеса либо топ-менеджер, облеченный полномочиями лично собственниками)
  • Компетентные сотрудники, понимающие каких целей они должны достичь и знакомые с digital-инструментами
  • Подрядчики, имеющие опыт подобных внедрений.

Что еще показывает наш опыт:

  • Цифровая трансформация службы доставки — это не просто сделать новый сайт и связать его с IIKO или R-keeper, это перестройка процессов в организации
  • Лучше двигаться от известного к новому — не пытаемся перестроить все сразу и целиком — сперва автоматизируем то, что уже работает и лишь постепенно внедряем новый функционал.
  • “Нужно есть слона по частям” — детализация проекта и его разбивка на максимально небольшие блоки, доступные для внедрения и несущие конкретную пользу, внедрение SCRUM — это истории, облегчающие процесс трансформации.
  • Информационная прозрачность процесса цифровизации для всех участников проекта — облегчает его внедрение.

Преимущества для бизнеса

Цифровая трансформация службы доставки позволяет решить следующие бизнес-задачи:

В менеджменте:

  • повышение управляемости системой, уменьшение проблемы «человеческого фактора»
  • упрощение функциональных обязанностей менеджмента в ресторанах — становится меньше задач по планированию нагрузки кухни, контролю курьеров, взаимодействию с операторами — как следствие:
  • снижение требований к уровню подготовки менеджеровболее быстрое обучение менеджеров (что важно для региональной франшизы и любой распределенной сети)возможность масштабирования бизнеса без потери управляемости
  • Контроль ключевых показателей бизнеса в режиме online

В экономике:

  • экономия на ФОТ операторов и привлечении аутсорс-операторов в период пиковых нагрузок
  • экономия на сервисах и лицензиях ПО за счета перехода к своему ПО
  • экономия на бухгалтерском обслуживании и учете за счет автоматизации процессов
  • снижение потерь от ошибочных заказов, недовозов и пересорта

В маркетинге:

  • Создание своей экосистемы для клиента — больше возможностей для удержания клиента, повторных продаж и увеличения LTV клиента
  • Больше возможностей для повышения качества сервиса — получение обратной связи от клиентов и реагирование на нее в режиме Online
  • Больше возможностей для персонализированного подхода к каждому клиенту и адресного воздействия
  • Более точное планирование и бюджетирование маркетинговой активности за счет внедрения системы сквозной аналитики и дашбордов

Что можно цифровизировать

Из опыта наших внедрений возможен следующий направления цифровой трансформации:

  • разработка сайта и мобильного приложения
  • взаимодействие сайта и мобильного приложения с производственной базой в режиме online
  • автоматизация расчета стоимости заказа
  • автоматизация расчета сроков доставки с учетом нагрузки в конкретном ресторане
  • учет на сайте и в приложении блюд, недоступных для заказа в конкретной точке в режиме онлайн (учет стоп-листов)
  • автоматическая обработка заказа без участия операторов колл-центра
  • автоматическая балансировка нагрузки на кухню в конкретном ресторане — перенос сроков доставки, возможность закрытия доставки в точке на какой-то период и т.д.
  • автоматическое применение промокодов и скидок из IIKO (или другой аналогичной системы) на внешних витринах (на сайте, в мобильном приложении и т.д.)
  • внедрение личного кабинета клиента
  • внедрение дополнений к бонусной программе, расширение бонусной программы своими механиками
  • внедрение личного кабинета управляющего рестораном/франчайзи с отображением всех показателей ресторана в режиме online
  • внедрение личного кабинета оператора
  • внедрение личного кабинета курьера
  • автоматизация расчета маршрутных листов и расчетов с курьерами
  • разработка системы работы с претензиями (аналог CRM-системы), интегрированной с сайтом, личным кабинетом управляющего и личным кабинетом пользователя
  • Внедрение чат-ботов для заказа пользователями в telegram
  • Разработка базы знаний компании
  • Внедрение чат-ботов для информирования сотрудников внутри компании
  • Внедрение сквозной аналитики заказов в привязке к рекламным каналам
  • Внедрение системы сводных показателей (дашбордов) по маркетинговой активности и экономике компании в разрезе регионов, ресторанов, маркетинговых компаний, ассортимента и т.д.
Цифровая трансформация доставки еды — как локальной сети бороться с Delivery Club и Yandex Eda?

Вероятно, это не исчерпывающий список. Буду благодарен, если вы укажете в комментариях, что еще можно улучшить и какие еще резервы для роста есть у компании в ходе ее цифровой трансформации.

Риски цифровой трансформации

Цифровая трансформация дает возможности для роста Вашего бизнеса. Но она также создает новые сложности и риски для бизнеса.

Во-первых, очень сильно возрастает зависимость от программного обеспечения и «железа» — чем больше вы заменяете людей на программы, тем больше Ваш бизнес уязвим к ДДОС-атакам, программным ошибкам, поломкам серверов, действиям хакеров и т.д. и т.п. Не продленный вовремя домен или отключение энергии в дата-центре, где расположен Ваш сервер, могут заблокировать работу всей системы на несколько часов (а порой и суток) и нанести вполне ощутимый финансовый ущерб.

Сложность Вашей бизнес-системы при цифровой трансформации вырастает в разы, а возможные риски — в десятки раз. Почему так происходит — Есть простое математическое объяснение: сложность системы при увеличении количества ее элементов возрастает не линейно, а в степени. Если в системе 2 узла, то может быть 4 источника сбоя — узел А, узел Б, и две связи между ними.

Цифровая трансформация доставки еды — как локальной сети бороться с Delivery Club и Yandex Eda?

Если в системе 3 узла, то возможных источников проблем уже как минимум 9 — 3 узла и 6 связей между ними:

Цифровая трансформация доставки еды — как локальной сети бороться с Delivery Club и Yandex Eda?

Если узлов 4, то источников проблем уже как минимум 16 и так далее.

Цифровая трансформация доставки еды — как локальной сети бороться с Delivery Club и Yandex Eda?

При цифровой трансформации в Вашу бизнес-систему добавляются десятки новых узлов: программные комплексы и их модули, сервера и другие устройства, различного рода сторонние сервисы (банковский эквайринг, определение геолокации пользователя, сервис SMS-сообщений, виджет обратной связи и т.д. и т.п.), а значит возникают СОТНИ новых возможных источников сбоев.

Во-вторых, возрастает зависимость от «дорогих» кадров: снижая требования к персоналу в целом, мы неизбежно повышаем эти требования к ключевым сотрудникам, сопровождающим цифровые процессы.

Цифровая трансформация — это “модная” фишка, а количество специалистов, кто может успешно решать такие сложные задачи — ограниченно, рынок труда испытывает сильный дефицит таких кадров. Именно поэтому каждый год мы наблюдаем опережающий рост зарплат в сфере Digital и сейчас это один из самых “перегретых” рынков труда.

При этом, Ваша цифровая система будет уникальной и по мере ее развития для новых ключевых специалистов будет расти “порог входа” — объем знаний, которыми они должны обладать, чтобы влиться в систему и далее успешно ее развивать. Т.е. в перспективе Вам придется бороться на все более дорожающем рынке труда за все более компетентных и способных специалистов. Для примера, сравнительно свежая статья о ситуации на рынке разработчиков от Хабр.Карьеры — https://vc.ru/hr/295864-deficit-v-it-platite-bolshe

Подводя итоги

Цифровая трансформация службы доставки в FoodTech — это увлекательная, современная и сложная задача, которая дает бизнесу огромные возможности для роста, но также содержит в себе большие уязвимости.

Это путь, который должна пройти каждая компания в массовом сегменте, которая в ближайшие 10 лет хочет сохранить собственную клиентскую базу и не превратиться в филиалы Яндекс.Еды и Delivery Club.

Преуспеют те, кто сможет создать эффективную цифровую инфраструктуру, собрать у себя сильную команду, отвечающую за цифровизацию бизнеса и внедрить понимание принципов цифровой трансформации на всех уровнях компании.

Если у Вас есть вопросы по поводу этой статьи или Вас интересует наш опыт конкретных внедрений, то мы с радостью готовы ответить.

Также вы можете посмотреть больше информации по тем проектам, что мы делали, на нашем сайте Siteonic.ru

33
17 комментариев

Вы про одну важную вещь забыли.

Про еду.

Если у вас есть хорошая еда - у вас всё будет хорошо. С цифровой трансформацией, без цифровой трансформации, как угодно ещё. Можно вообще без компьютеров работать.

6

:)) Очень ценное замечание :). Качество самого продукта никто не отменял. Но вырасти в распределенную сеть только за счет вкусной еды сложно, тогда и нужна цифровая трансформация.

Бороться бестолку - всё равно поглотят. Надо делать своё хорошо, тогда всё пойдет в гору, но это не точно!

3

В перспективе возможно поглотят, но в ближайшие несколько лет самостоятельное плавание имеет смысл.

Насчёт поглощения: Додо Пицца, а за ней и некоторые другие компании отказались от агрегаторов-доставщиков. Выстраивают свою.

Автоматизация конечно плюс, но ответа на вопрос в заголовке так и нет. Основная проблема ж не в организации процессов. Проблема в ресурсах и как результат - качестве работы. Нет у ресторана 100 курьеров чтоб за 15 мин доставить 100 заказов. Он все равно будет везти заказ 2 часа, как бы быстро этот заказ не был обработан.

1

У одного ресторана нет такой возможности, у сети - возможны и сто курьеров. И больше. И тут как раз нужна цифровизация, чтобы управлять такой логистикой. Бывают пиковые нагрузки, но их во-первых, можно планировать заранее, а во-вторых, привлекать аутсорс на это время. Так что проблема ресурсов по логистике - вполне решаемая.