Как я за 3 года вырос от новичка-стажера до тимлида в рекламном агентстве

Я работал механиком в боулинг-клубе, прошел инфоцыганские SMM-курсы про «сказочное Бали», болтался на фрилансе, а потом пошел работать в агентство стажером и за 3 года вырос до руководителя проектной группы рекламного агентства Студии Чижова

Всем привет, на связи Леонард Вандерер, руководитель проектной группы в Студии Чижова. Недавно увидел в «Дзене» пост, как 31% россиян хотят уйти со своей работы либо в IT, либо в маркетинг. Что тут можно сказать — маркетинг небезызвестных онлайн-школ работает хорошо :D

На этом фоне захотелось поделиться опытом, как прошел свой путь от стажера, ну и в целом рассказать, почему и как Студия стала для меня второй семьей.

Как я за 3 года вырос от новичка-стажера до тимлида в рекламном агентстве

Десятки и сотни тысяч людей в погоне за розовой мечтой о любимом деле, о том самом «призвании», о солнечном Бали покупают курсы, пробуют себя и бросают, разочаровавшись от первых неудач. Но правда в том, что новичком всегда быть тяжело: не важно при этом, фрилансер ты или работаешь в агентстве. И никакие курсы не помогут этих трудностей избежать.

Прежде чем я по-настоящему пришел в профессию, я прошел по всем граблям, по которым ходят люди, которые хотят попасть в маркетинг: покупал курсы, вхолодную искал клиентов на фрилансе, писал «успешно-успеховые» посты, долбился лбом в закрытые двери.

Надеюсь, что эта статья даст примерное понимание того, с чем можно столкнуться при входе в профессию, даст повод подумать, прежде чем покупать курс, менять профессию, образ жизни и так далее. Да и в целом даст понимание, что такое SMM, чем здесь занимаются на самом деле.

И также надеюсь, что кто-то сможет понять для себя, нужно оно ему на самом деле или нет. И что делать, если нужно.

Кто я такой вообще?

Вопрос хороший, конечно же, я расскажу сначала немного о себе.

Как я за 3 года вырос от новичка-стажера до тимлида в рекламном агентстве
  • Вырос от стажера — трафик-менеджера до руководителя проектной группы за 3 года;
  • спикер Академии Студии Чижова;
  • продвигал более 70 разных проектов по самым разным нишам: от товарки, кофт с принтами и свадебных шкатулок до банковских и юридических услуг, аккаунтов крупных федеральных сетей и еще некоторых проектов, о которых я вам рассказывать не буду, потому что нельзя;
  • прошел через несколько сотен созвонов: как с командой, так и с клиентами;
  • потратил 10 тысяч часов на споры с нашим Head of SMM и еще где-то 5 тысяч часов — на споры со всеми остальными;
  • за 5 лет прошел путь вместе со Студией Чижова от маленького агентства в 10 человек до огромной команды в 60+ и с местами в топ-рейтингах.

Начнем потихоньку.

Купи курс и работай 3–4 часа в день на Бали…

Перед тем как пойти в SMM, я работал:

  • механиком в боулинге — я не только чинил дорожки, но еще и обувь выдавал. А один раз какая-то мадама бросила себя вместе с мячом — смешно было, ей-богу;
  • специалистом по ремонту холодильников — я очень удивился, что их вообще ремонтируют, у родителей холодильник «Бирюса» стоял дома, так он, сколько себя помню, ни ломался ни разу;
  • корреспондентом на местном ТВ — придумывал сюжеты, как бабушки пили чай, и снимал весенние стендапы на раздолбанных остановках со словами «Да что же это такое делается-то?!»;
  • копирайтером на бирже — килознаки отгружал, шо мама не горюй, гороскопы и тексты про переустановку Windows на раз-два заходили.
Это пишут копирайтеры без астрологического образования, а сейчас еще и нейросети, не верьте в это!
Это пишут копирайтеры без астрологического образования, а сейчас еще и нейросети, не верьте в это!

В мир SMM я зашел в 2017 году. Не с ноги, конечно, залетел, но аккуратненько так постучался через один из курсов, которые тогда продавались всюду и повсеместно.

Все это заворачивалось под слоганом «Работай на Бали, занимаясь любимым делом 3–4 часа в день». Кстати, обратите внимание, какая подмена понятий — «занимаясь любимым делом». То есть вы еще знать не знали ни про SMM, ни про закупки товара на WB, ни про госзакупки — а объявление уже так составлено, что это дело вашей жизни и вообще зов судьбы.

Инфобизнес — сам по себе не плох и не хорош, это просто бизнес. Есть курсы, где можно действительно чему-то качественно научиться. Сейчас я уже понимаю, что отличить плохие курсы от хороших чисто по рекламному объявлению достаточно просто.

Если в рекламе ставят акцент не на прокачку профессиональных навыков и не на образование, а на «собираю команду ребят рубить бабло», «парни, вы издеваетесь?», «не надоело жить от зарплаты до зарплаты» — это цыганщина.

Рисуют картинку вашей «плохой жизни», а потом сравнивают ее с «хорошей» — зарабатывай деньги, путешествуй, НЕ ЗАВИСЬ, — цыганщина.

Орут на вас, тыкают тем, что вы живете как-то не так, «не по-инстаграмному», манипулируют, рассказывают про «гибель на заводе за 40к» — цыганщина.

Показывают скрин с hh.ru, где дизайнер/smm-менеджер зарабатывает 120 тысяч рублей в месяц, — помните, что тут «как повезет». Что вы уже через 3 месяца будете такую сумму зарабатывать, вам никто не гарантирует, так что на свой страх и риск.

Бинго!
Бинго!

Ну я тогда был молодой-зеленый, всего этого не понимал, не знал, куда себя деть, вообще ничего о маркетинге и SMM не знал. Поэтому увидел классическую рекламу про «сказочное Бали» и выложил последние 20 тысяч рублей, чтобы освоить профессию.

Поначалу все шло хорошо, учился с удовольствием, жадно поглощал все, что есть по теме. Но затем начали закрадываться некоторые сомнения. Так, например, когда я смотрел двухчасовой урок по использованию TargetHunter, меня смутила формулировка спикера: «Ну я использую это и вот это, а то — %№@ его знает зачем» (цитата дословно).

А финальным заданием курса было написать «продающий» пост о себе. Куда обязательно нужно было вставить свою фотографию, где ты «успешный в пиджаке». С тезисом типа «Ваш бизнес загибается? Я продвину вашу группу ВКонтакте».

Все происходящее казалось каким-то цирком. Я сначала даже так и сделал. Правда, потом пост удалил, ну потому что камон, Карл! Это же полный кринж.

Как я за 3 года вырос от новичка-стажера до тимлида в рекламном агентстве

В общем, после курсов «продвигать группы» мне не хотелось. Но я понял, что маркетинг и SMM — это реально интересно. Хотелось научиться делать реально классные вещи, а не повторять мантру «Бесплатно сделаю аудит вашей продающей группы», как учили на курсе.

Таргет, контент, SMM, свадьбы-торжества

Вскоре после курса произошла еще одна важная история. Я написал сторителлинг про свою собаку, который завиралился в каком-то крупном сообществе собачников. Сам пост, к сожалению, уже не сохранился, но могу в общих чертах рассказать цимес ситуации.

Он не то чтобы был прям круто-продающе-маркетингово написан. Просто я где-то в рассказе допустил профессиональную ошибку. В таких узких по аудитории сообществах часто собирается очень жесткое комьюнити, которое не прощает ошибок и нелепостей. Скажешь что-то не так, не по делу — тебя тут же забросают помидорами. Я же собачник не самый профессиональный, вот и выхватил… охвата.

Но был и плюс: мой неплохо написанный пост увидели много людей. В том числе предпринимателей. И я закрыл своего первого постоянного клиента на фрилансе — чебоксарский салон груминга Rafa Style. Люба, если читаешь это, то привет ). Она прочитала мой пост, ей понравилось, как он был сделан, — так и начали работать.

Не то чтобы с этого поста я «получил путевку в жизнь» и ко мне начали приходить серьезные дяди, говоря: «О, чел, прочитал твой пост про собаку, а может, ты мне такое будешь писать? У меня завод промышленных вентиляторов». Но я в первый раз получил возможность по-настоящему руками поработать в этом вашем эсэмэме. Так что считаю это просто везением.

Кстати, логотип (собака в шляпе) до сих пор остался с тех времен. Собирал его в канве с фотошопом пополам.

Magnum Opus
Magnum Opus

Параллельно начал пробовать привлекать клиентов через таргет, писал во ВКонтакте им сам с предложением настроить эсэмэм. Кстати, с настроенного таргета так ни одной заявки не закрылось. Все клиенты, которых я смог найти в тот период, пришли с лички или с заказов/вакансий на всяких биржах.

Так я и работал примерно полгода, до конца 2018 года — там настрою таргет, тут тексты напишу, даже логотипы/обложки в фотошопе собирал. Но чтобы выйти на постоянный стабильный доход, конечно, не хватало.

Продающий желтый
Продающий желтый

И как-то раз мне знакомый накидал карточек предпринимателей из базы «Бизнес-Молодости». Я их начал прозванивать. Ну а что, вдруг продам что-нибудь.

Где-то на тридцатой карточке подряд попадается «Александра, мишки из роз». Ну нормально, думаю, мишки из роз, ща таргет продадим. Набираю — а там мужской голос. Оказывается, это был директор какого-то крутого агентства. Приколоться он так решил или что. Назадавал мне вот этих вопросов с маркетинговыми терминами — я ничего не понял и испугался, бросил трубку.

Очень хорошо помню, как в этот момент меня осенило: так я далеко не уеду. Надо устраиваться в какое-то рекламное агентство. Стажером, помощником, кем угодно. И учиться работать.

Возьмите на стажировку, пожалуйста, буду работать за кейс / два мешок рис

Я решил собрать вообще все агентства, которые найду, и спамить «Ну возьмите на работу, пожалуйста» везде, где только можно.

Сперва устроился на работу в одно агентство, там слил свой первый бюджет в 20 тысяч рублей. За ночь. Но уволили не из-за слитых денег, а из-за того, что я по какой-то причине разосрался со всеми и ушел сам.

Затем снова спамил, спамил — были отказы и отказы, пока наконец не откликнулся Саша Чижов. Он только запустил собственное агентство, которое тогда еще называлось «Иваныч».

Как я за 3 года вырос от новичка-стажера до тимлида в рекламном агентстве

В декабре я отдал тестовое задание трафик-директору «Иваныча» Ксении Гришко. Меня приняли и отправили на первые проекты. Можно сказать, что я буквально вгрызся в работу. Стучите, и вам откроют, как говорится.

Стажировка «принеси-подай»

Сначала, естественно, работа заключалась в «принеси-подай». Я делал креативы для каких-то рекламных кампаний, собирал нужные материалы по запросу, формировал отчеты и все такое.

Постепенно мне начали давать запускать первую рекламу. Сперва на небольших проектах — «Гостпринт» и «Крафтбюро». По «Гостпринту» получилось даже очень удачно — этот проект забрали на подготовку кейса.

Продвигать такие проекты было интереснее всего — там не было ограничений по брендингу, креативу, как на «Улыбке радуги» или банке «Александровский». Поэтому можно было разгоняться и творить.

Я придумывал разные сегменты, придумывал дурацкие креативы для них, которые потом могли выстреливать. Например, для того же «Гостпринта» я спарсил всех людей с фамилией Воробьев и отправил по ним вот такой креатив.

Тогда еще во ВК не было ограничения 20% по площади, золотые времена
Тогда еще во ВК не было ограничения 20% по площади, золотые времена

Постепенно я выработал для себя вектор работы с любым проектом по таргету, когда заходит что-то новое. Сначала я ищу всю информацию по проекту, по нише — все, что найду в интернете. Конкретно упарываюсь в какие-то мелочи, детали, которые кажутся мне важными, — а потом наливаю трафик, исходя из стратегии запуска.

Креатив для Фрольча
Креатив для Фрольча

В целом, я не только настраивал таргет, но и участвовал в брейнштормах, делал посевы в телеграм-каналах (например, наливал трафик на канал для Андрея Фрольченкова), накидывал креативные идеи, сценарии для роликов. В общем, пробовал себя везде, где давали пробовать, совал нос вообще всюду.

Сначала я работал с мелкими бюджетами — 300–500 рублей в день, еще и под контролем старшего трафик-менеджера на тот момент и трафик-директора сейчас — Олега Глухова.

Как я за 3 года вырос от новичка-стажера до тимлида в рекламном агентстве

Потом меня перевели на более крупные проекты — «Улыбку Радуги», «Ривьеру».

Здесь, конечно, бюджеты были выше, принципы работы отличались — пришлось дополнительно обучаться, проходить курсы, смотреть вебинары по таргету. Ну и требования к фирстилю совсем другие — уже в канве не наклеишь картинок с мемами. Нужно работать с шаблонами от дизайнеров, осваивать Photoshop на уровне «уверенного пользователя». И все такое — тоже плотнее изучать пришлось.

В апреле 2019 года произошел ребрендинг. Мы стали называться Студией Чижова. Дооформили кейсы, запустили в работу трафик на лидген. Мне доверили очень ответственную работу — привлекать лидов для Студии. По сути, обеспечивать и самого себя, и нашу постоянно растущую команду работой.

С этим периодом у меня связано первое неловкое воспоминание: я сделал креатив для рекламы нашего кейса, согласовал его, запустил. Примерно через час после запуска один из знакомых Чижова скидывает креатив ему в личку, а дальше “картину” пришлось зацензурить.

Как я за 3 года вырос от новичка-стажера до тимлида в рекламном агентстве

Сказать, что мне было стыдно, — не сказать ничего вообще. К моему удивлению, никто особо не бомбил: ни трафик-директор, ни Саша Чижов. Напротив, отношение было такое: новичок — он ведь и в Африке новичок. Тут я словил первый инсайт, будучи в Студии: право на ошибку есть. Если сравнивать с предыдущими местами работы, то в подобных случаях обычно из новичка делали козла отпущения и сваливали на него все грехи.

Со временем я словил еще один инсайт: 95% ошибок — системные. В них зачастую виноват не конкретно взятый «бестолковый сотрудник», а несовершенство бизнес-процессов. И в Студии в таких ситуациях не концентрируются на следствиях, а ищут причины и работают над ними. Истина, казалось бы, простая, но многие менеджеры не всегда это понимают. И такое непонимание потом служит источником огромного количества проблем, влияющих на всю структуру в целом.

Если взять тот случай с ракетой — она взялась не потому, что я был «дурак-неумеха» (хотя я таким и был), а потому, что не было жесткой редполитики, требований к креативам. Я просто взял шаблон от одного из постов, накидал туда текст. Типографика — это вообще что такое? И получилось, что получилось.

Кстати, вскоре после этого случая, под чутким руководством нашего дизайн-директора Павла Запольского у нас появился наш первый фирстиль.

Как выглядят наши креативы сейчас:

А я заставил себя пойти и прочитать книгу:

Всем советую, даже если вы не дизайнер
Всем советую, даже если вы не дизайнер

Эта нелепая история стала для меня поворотной.

Я стал больше анализировать все происходящее. Разнообразие продвигаемых проектов раскачивало мозг, порой он просто пытался взорваться. И при всем этом я испытывал дикий кайф. Подсел на работу как на наркотик, что называется. А затем — началось то самое выгорание, в которое я не верил и думал, что это отмазки для лентяев.

Как я с ним справился — а вот, ставьте плюсы, комментарии; если будет хотя бы 50 реакций, то напишу следующую часть.

Подведем пока общим знаменателем, что можно извлечь новичку:

Самый простой путь для новичка — не фрилансить, а устроиться поработать хотя бы для начала уже в существующее агентство.

Ошибаться — не страшно. Делать хрень на старте — не страшно. Лучше, чем совсем ничего не делать.

Один курс не сделает вас специалистом. И двадцать курсов тоже не сделают. Реальный результат дают только реальная практика и реальные ошибки.

Если хотите чего-то достичь, учиться придется много, нередко — самостоятельно. На старте больших денег платить никто не будет (если только вы не прирожденный продавец себя).

Будьте внимательны при выборе курса: если вам предлагают не прокачку навыков, а красивую жизнь — 98%, что не будет ни прокачки навыков, ни красивой жизни. По крайней мере, это зависит в большей степени от вас, чем от курса.

Ну все, жду вашей обратной связи :)

3838
12 комментариев

Ставлю лайк за: мем в начале статьи, замечательную историю с креативами и комментариями Саши, что он не сельпо, ну и за открытость автора — опыт становления спеца, и тем более спеца Студии — это круто! Ждем продолжения и интеграции Академии Студии в статью :)

6

были бы еще котики, лайков было бы больше

1

Спасибо большое за такую крутую статью! Очень искренне, по-настоящему и то, что нужно.

Бизнесы бизнесами, а за ними всегда стоят люди, которые круто делают свою работу, так что такой неожиданный формат ну прям в сердце ❤️

С нетерпением ожидаю продолжение этой истории)

4

Если верить теории 10 000 часов, то в с спорах с Head of SMM ты стал гранд-мастером и точно можешь запускать инфопродукт на эту тему))

А если серьезно, спасибо за статью, прочитала на одном дыхании! Жду следующую серию)

3

Комментарий удалён модератором

вечером в воскресенье я обычно предварительный план накидываю, что нужно на неделе, что нужно в понедельник-вторник.

в 9:00 - 9:30 прихожу на работу и готовлю дашборд к новой неделе. Иногда могу в 8 приехать, но это очень редко))

в 10 утра у нас управленческий созвон, где собираются директора, тимлиды, обсуждаются задачи на неделю.

в 11 утра: созвон с проектной группой, смотрим по проектам цифры, статистику за прошедшую неделю по таргету, контенту — тут тоже ставятся разные задачи, принимаются какие-то решения по проектам.

если между 12 и 13 часами никаких созвонов нет, я иду пообедать где-то в 12:20, и минут 20 "отдохнуть", позалипать во что-то. Или с ребятами в дартс сыграть (купили недавно) или в какого-нибудь "шпиона"

Во второй половине дня — тут уже либо созвоны, которые вообще невозможно запланировать (по каким-то проблемным ситуациям, например), либо какие-то брейнштормы, частные созвоны по проектам или со спецами/проджектами, созвоны с клиентами по тем или иным вопросам.

Плюс еще, т.к. ты тимлид, директор или просто старший специалист, к тебе кто угодно может прийти с каким угодно вопросом/проблемой, и вы там что-то придумать пытаетесь.

Работа по заходящим заявкам еще иногда (либо сам что-то заберу, либо помочь попросят)

Ну и болтовни по рабочим темам с теми кто рядом сидит (два директора, иногда приезжает третий, и еще 2 тимлида) — тоже бывает.

Так где-то часов до 6-7 вечера. Раньше нередко было, что прям мог до 8-9 засидеться, пока охранник бизнес-центра выгонять не приходил, но сейчас такое тоже редко.

В общем — гугл-таблицы и коммуникации.

2

Вот про агентства для начинающих специалистов, согласен: получить представление об организации процессов, общение с клиентом, а дальше уже и во фриланс можно податься

1