Принцип открытости: как он повышает эффективность бизнеса и как его использовать
Открытость у многих ассоциируется с уязвимостью, но бизнесу она дает преимущество. Сотрудники эффективнее работают, больше доверяют руководству, чаще проявляют инициативу, разделяют ценности и цели компании, не боятся отстаивать свое мнение. Рассмотрим этот феномен подробнее: в чем заключается принцип открытости, как его добиться и правильно использовать.
Почему открытость в бизнесе так важна?
Открытость означает высокую информированность внутри компании. Это комплекс определенных составляющих:
- зоны ответственности в команде четко определены;
- сотрудники понимают, что происходит в смежных отделах;
- руководство делится с командой ключевой информацией;
- сотрудники осознают ценность своего вклада и видят результат работы — собственный и коллег;
- цели и задачи бизнеса четко обозначены.
Открытость в разы повышает эффективность команды и создает обстановку, в которой сотрудники задерживаются и хотят развиваться. Согласно исследованию Limeade Institute, принцип открытости в бизнесе в 3 раза повышает вовлеченность команды, увеличивает доверие сотрудников к руководству и помогает персоналу чувствовать, что его ценят.
Рассмотрим подробнее.
1. В «открытом» бизнесе сотрудники больше вовлечены в процессы
Открытость создает атмосферу доверия и взаимного участия. Это позитивно влияет и на команду, и на руководство.
В условиях открытости руководители в курсе настроений в коллективе. Они понимают сильные и слабые стороны сотрудников, эффективно распределяют силы и руководят процессами. Между отделами складывается атмосфера взаимоподдержки. Коллеги готовы прийти на помощь и относятся друг другу с уважением, без снобизма и настороженности.
Сотрудники в такой атмосфере:
- отстаивают свое мнение на равных;
- открыто делятся страхами и сомнениями;
- чувствуют заботу руководства и больше ему доверяют;
- понимают ценность других отделов, готовы прийти им на выручку;
- охотнее идут на контакт, не замалчивают проблемы;
- быстрее реагируют на информацию и замечания;
- дают конструктивный фидбек;
- спокойно и адекватно решают конфликты.
В итоге сотрудники чувствуют себя частью команды и сильнее вовлекаются в процессы. А значит, лучше и усерднее работают, осознают свой вклад в общее дело, лояльнее относятся к возможным изменениям и кризису.
2. Открытость повышает доверие команды к руководству
Далай-лама как-то сказал: «Отсутствие открытости приводит к недоверию и появлению потаенного чувства незащищенности». Вряд ли он подразумевал под этим бизнес, но и здесь это подходит как нельзя лучше.
В структуре открытой компании между позициями «руководитель» и «подчиненный» нет длинной дистанции. Это не про фамильярность и отсутствие уважения — формальное разделение, безусловно, остается. Каждый понимает свою роль, цели и задачи, просто сотрудники при этом не чувствуют себя «ниже» или менее значимыми.
3. Открытость улучшает продуктивность команды
Когда команда знает о внутренней кухне компании, осознает свою роль в структуре бизнеса, не боится высказывать мнение и уверена в собственной значимости — она работает продуктивнее. Такие сотрудники понимают цели компании и больше ориентированы на их достижение. Они не боятся проявлять инициативу, предлагать идеи, реагировать на нарушения и открыто говорить о проблемах.
В атмосфере открытости и доверия сотрудники реже подводят друг друга. Они вовремя сообщают о проблемах, задержках или выгорании, потому что не боятся наказания и знают, что их поймут.
Чувствуя ответственность за общий результат, сотрудники склонны чаще обучаться и развиваться. Они с наибольшей вероятностью смогут добиться профессионального успеха и достичь целей, которые ставятся перед командой.
В «закрытых» же компаниях эффект противоположный. Сотрудники мало знают о внутренних процессах, не понимают ценности собственного вклада и не чувствуют за него ответственности, замалчивают проблемы и не делятся настроениями с руководством. Такая обстановка сказывается и на показателях, и на удержании персонала.
Правила общения: как использовать принцип открытости
Прежде всего, нужно понимать, что открытость не складывается сама собой — это результат вложенного труда. Усилия потребуются от всех, кто принимает участие в развитии общего дела: руководителей на всех уровнях, HR-специалиста и самих подчиненных.
Открытость требует ресурсов и контроля, но результат того стоит. Расскажем, как мы развиваем этот принцип в команде Compass.
Открытость начинается с коммуникации. Большинство процессов протекает на глазах у сотрудников — все вопросы решаются в общих чатах. Например, те же чаты для целей и задач, где мы публикуем план и стратегию. Показатели ежедневно обновляются, чтобы команда могла видеть, каких результатов мы уже достигли и сколько работы осталось впереди.
Во всех чатах с командой мы призываем сотрудников к диалогу. Начинаем с себя, подавая пример: ставим реакции, поощряем обратную связь и вовремя о ней напоминаем. Обсуждения локальных вопросов ведутся в тредах, чтобы каждый в команде мог высказаться и при этом не запутаться в потоке сообщений чата.
Мы регулярно поддерживаем связь с сотрудниками и помним об общей цели. СЕО компании проводит регулярные ежемесячные созвоны, на которых делится стратегией и подводит итоги прошедшего периода.
Мы поддерживаем ежедневную связь внутри отделов. Каждый день обсуждаем рабочую повестку, чтобы все в командах понимали, кто за что отвечает, на каком этапе находятся задачи и как планировать дальнейшую работу.
Мы поддерживаем открытость между разными отделами. Мы против «стен» между разными структурными элементами. Сотрудники из разных отделов не усложняют коммуникацию, общаясь через руководителей. Они обращаются друг к другу за помощью напрямую.
Например, сотруднику из PR-отдела нужны данные, которые есть только у бекенд-разработчика. Он может написать ему лично с любыми вопросами — и разработчик не станет закрываться, а поможет разобраться в деталях.
Мы не боимся говорить о проблемах и показывать свою уязвимость. Плохие показатели, пропуск сроков и другие деловые неудачи для нас — не конец света и мы не боимся это обсуждать. Так мы показываем команде — быть уязвимым не страшно. Наоборот, это мужество быть собой, признавать свои ошибки и быть готовым их исправить, работая на результат.
Мы не критикуем коллег на глазах у команды. Подобные разговоры всегда происходят тет-а-тет. С поощрением все ровно наоборот — у нас принято благодарить друг друга в общих чатах, отмечать заслуги сотрудников, мотивируя их лучше стараться и чувствовать собственный вклад в общее дело.
Для благодарностей мы используем функцию «Спасибо». Она автоматизирована и находится в карточке сотрудника. Каждый может в пару кликов поблагодарить коллегу, например, за помощь или вовремя сданный проект — и это отразится в общем чате.
Мы быстро реагируем на вопросы и просьбы сотрудников и поощряем честную обратную связь. Даже если она неприятная. Так команда не боится быть искренней и отстаивать свою точку зрения.
Мы за контролируемый конфликт. Это значит, что в нашей команде напряжение проговаривается. Мы не копим претензии и проблемы, а вовремя их разрешаем.
Открытость в процессах: несколько советов от команды Compass
Реализовать открытую коммуникацию не так сложно — для этого потребуется грамотно настроить процессы и найти подходящие корпоративные инструменты.
Например, вот базовый набор инструментов для командной работы:
- Miro — там можно создать карту для обозначения периметров ответственности, вести дейли-доски отделов и стратегические сессии;
- Confluence — для доступной всем базы знаний;
- Jira, Asana или Notion — для ведения проектов.
Если зарубежными продуктами пользоваться проблематично, на отечественном рынке есть не менее крутые сервисы. Например, Kaiten, Teamly, Shtab.
Что касается процессов, то их можно «упаковать» как чаты в корпоративном мессенджере. Вот примеры чатов, которые можно создать для повышения уровня открытости в команде:
- Чаты целей — для больших целей, в которых участвуют представители разных отделов. Такие чаты помогают сфокусированно вести прозрачную коммуникацию по конкретным задачам и заранее продумывать ресурсы и риски.
- Стратегия — тут руководители публикуют плановые показатели на месяц или год, делятся глобальной стратегией, обозначают намеченные результаты.
- Отчёты за день/неделю — подходит для любых отделов, где есть отчётность по показателям.
- Планы на неделю/месяц — позволяет руководителям понимать нагрузку своей команды. Можно создавать как чат с планами для отдельного сотрудника, так и для целого отдела.
- Предложения и идеи — здесь сотрудники делятся мнением и получают возможность проявить инициативу.
Что в итоге?
Открытость не формируется самостоятельно. Чтобы создать безопасную и доверительную атмосферу в коллективе, руководству стоит начать с себя. Наши советы просты:
- покажите сотрудникам, что признаваться в ошибках, рефлексировать насчет неудач и прорабатывать их — не стыдно, а смело и важно;
- позволяйте команде делиться мнением и поощряйте любой фидбек;
- создайте систему чатов для разных задач в корпоративном мессенджере, чтобы коммуникация была прозрачной и упорядоченной;
- разрушайте стены между отделами, чтобы разные команды чувствовали себя одним целым и могли комфортно взаимодействовать между собой;
- регулярно делитесь стратегией, напоминайте сотрудникам об общих целях.
Тогда сотрудники будут понимать, что компания, в которой они работают — это прежде всего люди. Понимание процессов, взаимоуважение и чувство целостности команды помогают добивается более высоких показателей и двигать компанию вперед.
Как приятно, что в последнее время так много говорят об открытости внутри компании, доверительной отношении между коллегами
Так странно выглядит, 30 лайков и всего 1 комментарий
Не про санкции же тема. И статья неплохо расписана, что тут обсуждать? Что российский стиль менеджмента обычно такое не подразумевает?
Такое часто бывает, в чат корпоративный бросают и все. В порядке вещей
чем компания больше, тем сложнее управлять этой открытостью. она растет вместе с компанией как раз таки. если цель такая стоит конечно
бред не собирайте