«Ты ж редактор». Как я взяла себя на слабо и сделала печатный журнал о муже ему в подарок

Меня зовут Ксения Захарова, я контент-редактор. В сентябре 2023 я увидела в Твиттере тред — девушка рассказывала, как сверстала в Canva журнал о своем парне и подарила ему тираж из 10 копий. Меня пронзили две мысли сразу: а) это гениально, почему это придумала не я? и б) я точно смогу сделать такой медиапроект на грядущее 30-летие мужа в декабре, это же по моей специальности.

В статье описываю свой путь подготовки: от идеи до вручения тиража имениннику. Рассказываю, как я собирала контент у 40 человек, во сколько обошелся такой журнал по времени и по деньгам и делюсь шаблонами вопросов, с которыми любой контентщик сможет подготовить такой медиапроект в подарок своим близким. В конце статьи — листаю получившийся журнал.

«Ты ж редактор». Как я взяла себя на слабо и сделала печатный журнал о муже ему в подарок

Сентябрь. Делаю подготовительную работу: договариваюсь с верстальщицей и типографией

День рождения моего мужа — 17 декабря. Идею о журнале я увидела в конце сентября. Кажется, что времени на подготовку и дизайн предостаточно. Но о двух вещах нужно было позаботиться сразу, чтобы весь проект не сорвался.

Договориться с типографией. Несколько лет назад я окончила кафедру Издательского дела, так что была знакома с некоторыми нюансами. В декабре у типографий горячий сезон — бизнес печатает брендированные календарики и блокнотики к Новому году. Поэтому я рассчитывала закончить журнал к последней неделе ноября, чтобы не вставать в бесконечные очереди и точно получить тираж к дню рождения.

Договориться с верстальщиком. Та же кафедра издательского дела подарила мне шикарные знакомства в этой сфере. Я умею работать в InDesign и смогу собрать простой макет, но у меня уйдет на это слишком много времени и сил. Одна из моих одногруппниц — Наиля Хамидулова — несколько лет проработала верстальщиком в типографии, у нее хорошее портфолио и интерес к дизайну изданий, сейчас она фрилансер. Когда я прикинула структуру номера, то написала ей и спросила, возьмется ли она за такой необычный заказ в конце ноября. Мне повезло и Наиля забронировала для меня место.

Наиля же помогла мне сформировать заказ и договориться с типографией — проконсультировала по параметрам печати и через знакомого менеджера оставила заказ на мое имя
Наиля же помогла мне сформировать заказ и договориться с типографией — проконсультировала по параметрам печати и через знакомого менеджера оставила заказ на мое имя

Когда я была уверена, что журнал точно сверстают и напечатают в срок, я вплотную взялась за подготовку материалов.

Первая неделя октября. Работаю над структурой номера: придумываю рубрики и форматы материалов

Мне хотелось сделать типичный глянцевый журнал по определенной теме. Темой в моем случае был конкретный человек — мой муж. Материалы должны были быть разноплановыми — в одном много текста, в другом много фотографий. Это нужно, чтобы издание выглядело динамичным, его было интересно и пролистать, и углубиться в чтение.

Все идеи по рубрикам и форматам я собирала в одну таблицу. Практически все задумки я реализовала — несделанные выделила красным
Все идеи по рубрикам и форматам я собирала в одну таблицу. Практически все задумки я реализовала — несделанные выделила красным

Несколько идей я подсмотрела в том самом журнале из Твиттера — там был материал «Мужская дружба» о питомце парня, кроссворд на отвлеченную тему. Я решила, что в моем журнале будет интервью с реальными друзьями мужа, а кроссворд будет обо мне. Еще несколько рубрик и форматов родились сами собой — я знала, что точно нужно сделать что-то о спортивных увлечениях, но без большого полотна текста. Так появился разворот с ценами на фридайверское и сноубордистское снаряжение. А еще одну рубрику я взяла из своего читательского опыта — когда-то мне очень нравились статьи «Правила жизни» в Esquire. Правда, в Esquire источником информации был один человек, герой рубрики, а в моем журнале о правилах жизни героя говорили 33 человека.

Первая-третья неделя октября. Собираю материал: прошу 40 человек бесплатно и тайно поделиться контентом

Когда я только задумывала журнал, я сразу решила, что писать все материалы в одиночку не буду — это слишком сложно и объемно. А в том, чтобы организовать других людей — причем несколько десятков, у меня очень общительный муж, — был профессиональный интерес и азарт. Расскажу, как я организовала сбор материала для разных статей.

Фотоподборка детских снимков с комментариями от мамы. Мама мужа живет в другом городе, все старые снимки она хранит на даче уже несколько лет. Я знала, что этот материал вызовет фурор, потому что муж свои детские фотографии последний раз видел в детстве.

С мамой я договорилась, что она пришлет сканированные копии фотографий из разных периодов жизни сына. Сначала у меня была идея попросить ее присланные снимки прокомментировать, но мама отправила мне больше полусотни фотографий. Как в итоге я построила материал, смотрите в галерее.

Интервью с лучшими друзьями. Я написала вопросы для интервью, договорилась с двумя друзьями мужа на созвон. Оба оказались мужчинами занятыми, созвон никак не получался, поэтому я предложила им записать ответы в голосовых сообщениях в Телеграме. Затем прогнала войсы через бот и получила несколько страниц расшифрованного текста. Оставалось только взять самое интересное из двух монологов и причесать текст.

Пожелания от друзей детства. Мой муж вырос в небольшом поселке городского типа в Свердловской области и до сих пор общается со своей школьной компанией. Сначала я хотела сделать галерею фотографий поселка с подписями от друзей. Но эта идея снова не сработала, комментировать снимки оказалось сложно. Зато один из друзей прислал панорамные снимки знаковых для мужа мест и фотографии их компании в разные периоды времени. Я быстро переиграла формат: попросила друзей ответить на вопросы, чтобы собрать их ответы в монологи и дополнить их снимками.

Просьба «расскажи что-нибудь» обычно не работает, поэтому я писала для друзей опорные вопросы
Просьба «расскажи что-нибудь» обычно не работает, поэтому я писала для друзей опорные вопросы

Правила жизни по версии друзей. Я знала, что нужен материал, в котором смогут принять участие многочисленные близкие знакомые. Брать у каждого интервью и обрабатывать ответы у меня не хватило бы сил и времени, поэтому нужно было изобрести способ собрать информацию быстро и просто. Я сделала гугл-форму. Над вопросами ломала голову пару недель — нужно было сделать такие, чтобы ответы получились содержательными и воспринимались автономно друг от друга, чтобы получились те самые «Правила жизни». В итоге мои страдания увенчались успехом. Я предложила поучаствовать 45 людям, 33 из них заполнили анкету. Получились интересные ответы, в печать пошли не все, но после дня рождения я показала мужу и неопубликованные «правила». Скриншоты гугл-формы в галерее далее.

Материалы от друзей и знакомых я собирала с 1 по 20 октября. Сначала провела подготовительную работу: формулировала идеи материалов, писала опорные вопросы. Потом рассылала сообщения с предложением поучаствовать и обозначала дедлайн, в который мне нужно получить контент. Обычно на заполнение анкеты / ответы на вопросы давала неделю, но обязательно уточняла, нужно ли будет напомнить, что жду ответы. Отмечала у себя в табличке, кто согласился поучаствовать, кому и когда нужно напомнить.

К 20 октября все материалы для журнала от других людей были у меня на руках. Оставалось отредактировать тексты, отсортировать фотографии и сделать остальные статьи, в которых единственным источником контента была я сама. В общем, подготовить всё к верстке.

Октябрь-ноябрь. Собираю журнал в гугл-документе, ставлю ТЗ и принимаю верстку

Собирать журнал было сложно. Во-первых, тяжело выкроить время в рабочем графике и делать бесплатный медиапроект, когда есть столько вариантов, как поделать медиапроекты заказчикам за деньги. Во-вторых, конспирация. Мы с мужем оба работаем удаленно, всегда ровно в тот момент, когда он подходил к моему ноутбуку, у меня была открыта вкладка с журналом. В итоге я отказалась от варианта делать журнал дома: заканчивала рабочие задачи с утра, а потом говорила мужу, что пойду поработаю в кафе.

Три полных рабочих дня я провела в кафешках, работая над журналом. На ноутбуке открыт документ с ТЗ на материал «Экстремальный спорт» с ценами на снаряжение
Три полных рабочих дня я провела в кафешках, работая над журналом. На ноутбуке открыт документ с ТЗ на материал «Экстремальный спорт» с ценами на снаряжение

Первые материалы на верстку я отправила Наиле в начале ноября — мы сверились, подходит ли такой формат передачи информации, всего ли хватает. И в это же время мы еще раз прикинули, сколько получится полос. Наиля по своим каналам в типографии оставила заявку на печать на первую неделю декабря. Еще одну порцию контента я прислала 13 ноября, слово редактора дописывала, уже когда вовсю шла верстка в конце ноября.

Количество страниц в печатном журнале на скрепке должно быть кратно четырем — это особенность сборки, иначе листы не сложатся в тетрадку на четыре страницы. Сначала мы рассчитывали, что получится ≈24 страницы, но решили заложить побольше полос на всякий случай. Если что, добить пустые развороты рекламой. Это было мудрое решение: рекламный разворот в итоге получился всего один, а вопросы к кроссворду даже пришлось переносить на обратную сторону обложки — пустого места на 32 полосах больше не было.

По верстке я давала примерные ТЗ и отправляла референсы, если у меня были идеи. Когда Наиля взялась за макет, она отправила мне несколько готовых разворотов, чтобы я дала обратную связь. Если я представляла себе разворот иначе, оставляла комментарий и все же искала и отправляла Наиле пример нужной мне верстки. Либо мы вместе придумывали что-то другое.

Разворот с цитатами долго не получался: десятка фраз было недостаточно для целой страницы, иллюстрации по нескольких цитатам сделала нейросеть, но и они в верстке не клеились. Вместе с рекламой на левой полосе выходила слишком пестрая картинка
Разворот с цитатами долго не получался: десятка фраз было недостаточно для целой страницы, иллюстрации по нескольких цитатам сделала нейросеть, но и они в верстке не клеились. Вместе с рекламой на левой полосе выходила слишком пестрая картинка
<p>У меня была заготовка материала о книгах. Я быстро докрутила ее, Наиля заменила рекламу и убрала подложку под цитатами. Красивый разворот получился</p>

У меня была заготовка материала о книгах. Я быстро докрутила ее, Наиля заменила рекламу и убрала подложку под цитатами. Красивый разворот получился

Комментарий Наили о работе над журналом: «Я искала вдохновение в домашних глянцевых журналах (делала вырезки), на Behance и в Pinterest. Там, где не было референсов, я позволила себе немного похулиганить — насмотрелась суперкреативных зинов на Behance. Позже с Ксюшей мы решили, что эти развороты плохо вписываются в общую визуальную концепцию, и я переделала их. Сделала два уровня макетирования — общий для всего журнала (сетка, главные шрифты, расположение колонтитулов и колонцифр) и для каждой статьи отдельно (цветовая гамма, расположение фото, декоративные элементы и т. д.). Завершали работу верстка, внесение правок и подготовка макета к печати.

Раскадровка журнала от Наили. Она активно зачеркивала готовые развороты
Раскадровка журнала от Наили. Она активно зачеркивала готовые развороты

Мне было очень приятно работать с Ксюшей. Она хвалила и бережно направляла меня. Мы обменивались идеями, круто было работать в команде. Я рада, что удалось внести свою лепту в этот масштабный проект. Здорово видеть эмоции человека, которому дарят целый журнал о нем».

Декабрь. Делаю корректуру, жду тираж из типографии и дарю журнал мужу

Когда Наиля присылала очередную итерацию макета, я сразу оставляла корректорские правки. В моем тексте иногда стояли неправильные тирешки, встречались буквы «ё» и появлялись висяки. Когда журнал пришел, я нашла, за что еще можно было бы пожурить корректора. Тираж был бы чище, если бы корректуру более внимательно делал другой человек.

Мы заказали в типографии Альфа Принт 10 номеров журнала А4, 32 страницы на скрепке. Обложка на меловой бумаге 250 г, без ламинации, цветная. Основной блок цветной на меловой бумаге 115 г. Журнал получился именно таким, как я задумывала. 30 ноября отправили макет на печать, 4 декабря он был готов. Тираж стоил 6200 р. Для интереса я оставляла заявку в несколько других типографий, цена была примерно такой же. Работа Наили — верстка номера — обошлась в 3400 р. Итого за подарок мужу я заплатила 9 600 р.

Мой муж Сережа от подарка был в восторге. Перечитал журнал несколько раз, обсудил с друзьями по телефону истории из их интервью, повспоминал с мамой сюжеты с детских снимков из ее комментариев к ним. А сколько материалов остались у меня неопубликованными! Все это я тоже показала мужу, рассказала, как собирала этот подарок. Планка задрана, с ужасом думаю, что мне придется придумать на его 35-летие.

Подвожу итоги и делюсь видео, где листаю журнал

Если бы я решила повторить этот опыт, я бы сделала практически все точно так же. Поделюсь списком правил, которые я для себя вывела.

  • Договаривайся с типографией заранее. Декабрь — точно жаркий сезон, еще бывают очереди в начале учебного года.

  • Делегируй то, что можешь. Журнал стал для меня отдельным большим рабочим проектом, он требовал много времени и сил. Если бы я не сняла с себя часть задач — сверстать номер, сделать фактуру для нескольких материалов — я бы надломилась и вряд ли довела дело до конца.

  • Работай с профи. Я знала, что Наиля — крутой верстальщик, знала, что типография не подведет. Благодаря этому стресса было меньше, чем могло бы.

  • Закладывай несколько месяцев на разработку. Особенно, если с контентом помогают другие люди. Чем больше респондентов — тем больше времени нужно закладывать на форс-мажоры.

  • Имей запасные варианты материалов и переиспользуй контент. Запасной материал о книгах спас разворот с цитатами. А из моего старого поста в Инстаграме* я собрала половину материала «13 причин почему».

  • Планируй большее количество страниц. Если бы в макете были пустые страницы, мы бы закрыли их рекламой, которую я отобрала. Резать и убирать готовые материалы обычно сложнее.
  • Делай референсы на верстку сразу. Когда я давала четкое ТЗ с примером, работа шла быстрее, переделывать не приходилось.

И, как и обещала, делюсь видео, где листаю весь журнал целиком.

Тираж журнала — 10 экземпляров. Хватит, чтобы раздать близким родственникам и друзьям и оставить пару штук себе

Собирать печатный журнал о любимом человеке было в радость: мне нравилось узнавать его с новых сторон, я предвкушала, как он удивится и обрадуется. А еще было интересно применить свои профессиональные навыки. После того, как мы опубликовали фотографии журнала в социальных сетях, несколько знакомых попросили сделать такие журналы об их близких — чтобы и они смогли сделать родным такой подарок. Так что у этой истории может быть продолжение 🙂

Как вам такая идея подарка? Если остались вопросы по созданию журнала, пишите в комментарии, с радостью поделюсь опытом.

*Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ

3333
24 комментария

Подарок останется на века теперь, в нынешние цифровые времена мало кто так заморачивается

3
Ответить

Даа, я как раз об этом писала в журнале в слове редактора — хотелось сделать что-то такое, что долгие годы будет лежать на книжной полке, что будешь периодически доставать, листать, что будешь показывать гостям 🤓

Подарила всего две недели назад, но пока сценарий сбывается 😂

2
Ответить

оч классная идея,главное запоминающаяся

2
Ответить

Сколько же сил и любви вложено в этот подарок, представляю как было приятно вашему мужу

1
Ответить

Это точно ☺️❤️
Ради его реакции всё и затевалось, он оочень удивился и обрадовался, перечитал уже раз десять 😃

2
Ответить

Круть

1
Ответить

благодарю ☺️

Ответить