Amazon: в чем секрет успеха и какие планы на будущее у мирового гиганта?

Проще сказать, что не продает Amazon в сегменте B2C: животных, сигареты, автомобили и недвижимость.

Amazon: в чем секрет успеха и какие планы на будущее у мирового гиганта?

Что предопределяет триумфальное развитие Amazon? В чем секрет?

Ответ заключается в двух вещах, которые одновременно представляют собой фундаментальные принципы компании: клиентоцентричность и постоянные поиски новых направлений.

Клиентоцентричность не нужно путать с клиентоориентированностью, подробнее в этой статье.

Что понимается под клиентоцентричностью?

Лучше всего это объясняет фреймворк, который мы в Университете Эволюции называем «Стратегический Jobs-To-Be-Done» (не путать с обычным JTBD, который объясняет вам ситуацию в моменте - “as is”).

«Стратегические задачи, которые необходимо адаптировать» основываются на новой парадигме потребительского поведения, согласно которой клиент находится в состоянии дальнейшего развития и перехода на наиболее оптимальные для решения своих задач продукты.

Такое поведение клиента в современном мире приводит к постоянному оттоку. Клиенты бесконечно «дезертируют» в продукты конкурентов. Стратегический Jobs-To-Be-Done призван удерживать клиента в продуктовом контуре компании, подсвечивая новые области незакрытых задач клиентов и выстраивая продукты в эволюционные цепочки.

По сути, следуя клиентоцентричному подходу и закрывая эволюционирующие со временем задачи клиента, Amazon оберегает себя от подрыва со стороны конкурентов. Мысль о том, что стратегии развития компаний, опирающиеся на принцип клиентоцентричности в целом и Jobs-To-Be-Done в частности, надежно защищают от атак конкурентов, — высказал не я, а Клейтон Кристенсен. А его идеи были признанными самыми значительными концепциями в начале XXI века в силу их применимости в бизнесе.

Компания Amazon четко следовала эволюции задач своих клиентов, глубоко изучая их. В общих чертах покажу, как развивался клиент и как на это отвечали в Amazon.

#1 ступень эволюции задачи клиента Amazon

Зачем мы начали пользоваться маркетплейсами? Да просто потому, что это проще, чем совершать телодвижения в сторону кучи разнонаправленных магазинов. Поэтому маркетплейс решил задачу человека минимизировать время на покупку товара-коммодити. В Штатах до этой задачи потребители доросли уже к началу 2000-х. Поэтому Amazon неустанно работал над расширением ассортимента:

— 1995: книги

— 1998: книги + музыка + видео

— 1999: книги + музыка + видео + лекарства

— 2002: книги + музыка + видео + медикаменты + одежда + офисные товары + аксессуары и т.д.

Ну, вы поняли, чем занимался Amazon. Новое качественное изменение произошло в 2005 году.

#2 ступень эволюции задачи клиента Amazon

В 2005 году случился запуск Amazon Prime. Система лояльности. За деньги. Сервис платный — 99$ в год. Членство в этом клубе дает ряд привилегий, таких как бесплатная доставка некоторых товаров, возможность хранить видео, фильмы и другие файлы. На сегодняшний день платной версией пользуется 200 млн человек в 16 странах мира.

В какой-то момент потребитель ощутил, что ценности непосредственно от приобретенного товара недостаточно. «В экономике изобилия слишком много товаров и предложений. Где моя добавленная выгода от того, что я выбираю именно эту компанию и этот продукт?» Задача клиента трансформировалась в купить товар-коммодити с максимальной выгодой. А Amazon еще в далеком 2005-ом не просто предложил скидку или кешбэк, заливая рынок халявой. Нет, за доп. выгоду он попросил оплату.

Кроме того, подобные подписочные сервисы «связывают» клиента внутри продукта и уже не отпускают. LTV растет. А финансовая отчетность компании переходит на новый качественный уровень, вселяя веру в акционеров.

#3 ступень эволюции задач клиента Amazon

Когда мы, Vision, изучали задачи клиентов экосистем, которые прочно «склеены» общей внутренней валютой между независимыми продуктами и подписками, то начал прорисовываться очередной эволюционный переход потребителя. Оказывается, становясь адептом той или иной экосистемы, ты «создаешь для себя ощущения лучших изменений и нового качества жизни». Некоторых наших респондентов подключение к экосистемам жизни, буквально, выводили из депрессивного состояния. Amazon, который стремиться к совершенству, — не исключение.

С 2019 года Amazon начал внедрять доставку с помощью дронов, стремясь сократить время доставки до одного дня. Ограничения скорости дронов, вызванные дорожными правилами, замедляют этот процесс. В настоящее время компания фокусируется на разработке собственных дронов-грузовиков для ускорения доставки.

В перспективе Amazon планирует использовать дирижабли для доставки товаров прямо в руки покупателей. Они будут летать на высоте 13 км в областях с повышенным спросом на определенные товары. Как только заказ будет размещен, дирижабли передадут его дронам для доставки прямо к дому покупателя.

Компания также рассматривает возможность создания собственной подземной инфраструктуры для доставки товаров. Ранее заявления о запуске собственной системы доставки по всему миру, обходящей услуги FedEX и UPS, вызвали скепсис. Однако после успешного запуска доставок с использованием дронов многие гиганты логистики пересмотрели свое отношение к амбициозным планам Amazon.

Вывод простой

Вы не можете игнорировать задачи клиента, которому плевать на продукты. Он просто решает свои проблемы, задачи. Вы также не можете игнорировать тот факт, что задачи потребителя развиваются. И чтобы не остаться у разбитого корыта, нужно понимать эволюцию задач клиента. Это единственный способ отпугнуть стаю черных лебедей.

Если разбор был полезен, подписывайтесь на телеграм, там публикую свежие разборы выигрышных бизнес-стратегий, основанных на клиентских инсайтах👌

1 комментарий

Особенно понравилось про дирижабли, футуризм всё ближе)

1
Ответить