Почему неопределенность возникает внутри организации, когда многие процессы регламентированы?

Почему неопределенность возникает внутри организации, когда многие процессы регламентированы?

Неопределённость — неполнота и/или неточность информации для принятия управленческих решений, касающихся деятельности предприятия и/или реализации конкретного проекта.

На стратегических сессиях в разных компаниях я постоянно слышу о возрастании неопределенности внешней среды, что существенно повышает риски при принятии управленческих решений. Наука и экспертные статьи на тему неопределенности также фокусируются на внешней среде, изобретая аббревиатуры типа VUCA, BANI, SHIVA. Действительно, уровень неопределенности серьезно влияет на способность компании получать желаемые результаты.

Для управления бизнесом необходимо понимать происходящее во внешней среде, так как источники прибыли бизнеса находятся вне бизнеса (во внешней среде).

Достаточно ли понимания угрозы неопределенности внешней среды для управления ростом и устойчивостью бизнеса?

Является ли такой же угрозой неопределенность во внутренней среде компании?

Считают ли топ-менеджеры, что внутренняя среда компании является достаточно определенной?

На первый взгляд, есть основания считать, что ответ — ДА.

В компаниях могут быть описаны и сформулированы:

  • Миссия и Цели

  • Организационная структура
  • Должностные инструкции

  • Процессы

  • Система стимулирования

  • Система подбора и обучения персонала

  • Существуют бюджеты и планы по достижению целей

Все вышеперечисленное должно создавать ощущение высокой степени определенности во внутренней среде.

При этом часто можно столкнуться с легендарной фразой «Хотели как лучше, а получилось как всегда» при описании ряда ситуаций.

Игнорирование неопределенности внутренней среды компании таит в себе многие риски ведения бизнеса.

Примеры:

1. Неопределенность Целей

Считается
Цели верхнего уровня сформулированы и утверждены, значит:
- все топ-менеджеры и сотрудники их знают
- одинаково понимают
- руководствуются этими целями в своей повседневной деятельности

На самом деле
Я часто сталкивался с ситуацией, когда при наличии в компании сформулированных целей, топ-менеджеры все равно дают разные формулировки. Рядовые сотрудники вообще не понимают связи между своими конкретными задачами и целями отдела и компании.

Считается
Наличие сформулированных целей автоматически фокусирует топ-менеджмент на их достижении.
На самом деле
Вал операционных мелких задач захлестывает топ-менеджмент и вместо важного они часто выбирают срочное.

2. Неопределенность организационной структуры в части распределения ответственности и полномочий руководителей разного уровня.

Считается
В компании есть организационная структура, в которой зафиксированы обязанности и полномочия всех руководителей: от генерального директора до руководителей нижнего уровня. Все взаимодействие по вертикали и горизонтали строится на основе существующих документов.

На самом деле
Управление деятельностью сотрудников часто реализуется топ-менеджерами через голову непосредственных руководителей подразделений.

3. Неопределенность системы знаний и навыков, необходимых для реализации целей бизнеса (система подбора и обучения)
Периодически слышу на бизнес-тренингах для среднего менеджмента вопрос: Вы нашим руководителям об этом тоже будете говорить?

Считается
Сотрудники, получив новые знания и умения на бизнес-тренингах будут их активно применять в своей работе.

На самом деле
После бизнес-тренинга участники возвращаются в компанию и продолжают работать так «как принято в нашей организации».

Считается
Каждый сотрудник и руководитель может в своих компетенциях расти бесконечно. Главное дать ему возможность их развивать.

На самом деле
В иерархической системе каждый человек в своем развитии достигает уровня своей некомпетентности (Принцип Питера).

4. Неопределенность с влиянием корпоративной культуры на деятельность сотрудников.

Считается
В компании выбраны и сформулированы ценности. Все сотрудники ознакомлены с их содержанием, поэтому они будут руководствоваться ими в своей деятельности.

На самом деле
Интерпретация смысла выбранных ценностей и соответствующих моделей поведения существенно разнятся в коллективе. Формально ценности есть, однако они «не работают». Все продолжают действовать в соответствии с исторически сложившимися установками в компании.

Считается
Раз мы не сформулировали систему ценностей, то в нашей компании их пока нет.

На самом деле
Они есть и родились опытным путем в процессе взаимодействия сотрудников компании. Просто их никто не попробовал сформулировать.

5. Неопределенность с отношением сотрудника к своей работе или «тихое увольнение» сотрудника.

Считается
Раз сотрудник приходит на работу, значит он работает.

На самом деле
Выявленный эффект «тихого увольнения» означает, что формально сотрудник на месте. На самом деле он снял с себя ответственность за выполняемые задачи и результаты и совершает только минимальные действия, чтобы официально не уволили.

Вопрос для размышлений

Как описанные примеры неопределенности внутри организации влияют на ее способность достигать желаемых целей?

Важно

Главный источник неопределенности во внутренней среде любой компании – поведение ее сотрудников в различных ситуациях.

Из школьной программы по алгебре мы знаем, что «минус на минус» дает плюс. В реальном бизнесе это работает таким же образом.

Неопределенность внутри и неопределенность во вне взаимно усиливают друг друга, увеличивая общую неопределенность бизнеса.

Топ-менеджмент, принимая управленческие решения в очень малой степени может влиять на уровень неопределенности во внешней среде. Он может только ее учитывать при своих решениях.

Однако своими решениями топ-менеджмент может или усиливать, или снижать неопределенность во внутренней среде своей компании.

Если для вас важно разобраться с тем, как работает ваша компания на самом деле, давайте на стратегической сессии проведем совместный глубинный анализ ее деятельности и вы поймете как она устроена на самом деле, а не на бумаге.

1111
Начать дискуссию