Как я из СММ вкатывался в маркетинговые стратегии. Усвоение новой информации, прокачка памяти и порядок из хаоса
Обычно в статьях разбираю адаптогены, грибы, инструменты для повышения продуктивности и прочего. Но всё это выглядит как «сферичный конь в вакууме». Это относительно новая рубрика, которая публикуется нерегулярно, но с разбором живых примеров. И это первый материал по теме.
Каждый участник сообщества может поделиться своим опытом на пути к лучшей версии себя. Что делал, какие предпринимал действия и попытки, что из этого было успешным и результативным, а что не увенчалось успехом. Ниже история одного из участников.
Этап знакомства. Кто я, что делаю, как пришел к такой жизни
Всем привет! Зовут меня Алексей, читаю статьи Михаила примерно полтора года. Так совпало, что на канал вышел как раз, когда искал способ как справиться с гигантскими объемами данных. И вот моя история.
Путь эникейного СММ-щика
По воле судьбы, когда еще учился в политехе, попал на практику к местному производителю чая. Достаточно крупный FMCG бренд. Не всероссийский, но с достаточно широкой аудиторией. Во время практики сошелся с руководителем отдела, и закончив семестр перевелся на заочку, и устроился работать кем-то вроде СММ-щика в маркетинговый отдел. Развитие умственной работоспособности упиралось исключительно в количество решаемых задач.
Забегая наперед, работа маркетингового отдела в рамках завода практически никак не связана напрямую с рекламными кампаниями. Нашей главной задачей было тушить локальные пожары в СМИ и разбирать жалобы. В духе: «бабуля не может прочитать ГОСТ и жалуется, что мы продаем отраву», «купила чай, ребенок засунул в рот чайный пакетик, вы же людей травите!», «купил чай, в нем должно было быть 60 пакетиков, а оказалось 59, вы людей дурите».
Львиную долю времени занимало усвоение новой информации, когда отлавливал такие высказывания, и или прямо в комментариях отвечал людям, или передавал по звену выше, и отдел маркетинга писал большую бумагу, мол приносим извинения и т.д.
Перекатывание
Так продолжалось 3 года. Параллельно с этим потихоньку варился в каталогах продукции, вкусах и саббрендах, пытаясь побороть дневную сонливость. Производитель изначально начинал с базаров. Там всем похрен на то, какой у тебя дизайн, шрифт и картинка. Аудитория базаров мигрирует между продавцами, накручивая круги, и берет там, где дешевле.
Конкуренция дикая. На 10 рублей поднял цену – на 50% потерял аудиторию.
Чайные магазины проще, но там все решает локальный менеджер по продажам. Идет дикая борьба за «золотую полку» на уровне глаз покупателя. Со всеми нужно договариваться. Можно, конечно же, пойти на рынок и скинуть товар по цене чуть выше опта, что менеджеру в плюс. Но компании в минус.
Так уж совпало, что разговоры о каком-то движении в рекламе велись, но вяло. Все было на уровне: «деньги есть, вроде обороты неплохие, но и ладно». А сам бренд существует с 90-тых, но как-то на периферии. И вот, после зимних праздников в наш отдел пришла благая весть – мы будем делать маркетинговую стратегию!
Как запустить усвоение новой информации в крупных объемах?
В ковидные времена, когда все сидели на удаленке. Нашему отделу был куплен курс «бренд стратегии» и мы добровольно-принудительно его проходили. В целом курс был добротный, бодрый, в чем-то весьма интересный. И ключевым его фактором были данные. Развитие креативности для стратегического планирования? Да, но только после того, как напитаешься знаниями.
У нас есть данные, но нет аналитики
Сложность была в том, что у компании было несколько саббрендов. Вызвано это тем, что чай для каждого сегмента рынка нужно упаковывать по разному.
- Для базаров это может рулон чайных пакетиков, закинутый в коробку. или чайные листья в прозрачном пакете с лейблом компании. Индивидуальные сашеты? Боже упаси.
- Для магазинов ситуация кардинально другая. Тут уже нужно и на полке выделиться и быть «приятным для второго контакта». Целостная упаковка, выложенные пакетики, дизайн. Сетевики +\- та же история.
- Третий сегмент – «эксклюзивный бренд». Продуманность дизайна упаковки, экологичность, яркие названия. Сработало то, что заходили на рынок через кофейни. Год, примерно, продукция распространялась только по кофейням, потом вышли на супермаркеты и там «выстрелили».
- Четвертый сегмент – подарочные наборы. Это тот же чай в сашетах, но упакованный в подарочные коробки.
Поскольку наш отдел был с продвижением все еще на «вы», было решено заняться одним из саббрендов. Но как выбрать какой именно и в какую сторону его толкать? Было решено сперва проанализировать общую картину продаж. И эта задача легла на мои плечи, а с ней и ранние подъемы.
Ленин гриб и постер из «Друзей»
Суть в том, что на производствах каждому виду продукции присваивается свой SKU. И нужно перебрать все данные, чтобы собрать некую единую картину происходящего. При этом чай черный Кения в сашетах и чай черный крупнолистовой – идут под совершенно разными SKU, в разных файлах, но их нужно найти и представить в одной категории.
Поэтому, чтобы строить маркетинговую стратегию для саббренда, нужно знать все о продукте. Проблема в том, что мне на изучение давался месяц. А рабочий день выглядел так:
- На ноуте есть 5 экселевских файлов, которые я сперва терпел, потом ненавидел, потом презирал, и в конце концов, они поселились в моем сознании.
- Используя навык «делай скучную работу, в которой не видишь смысла» который достался из универа, опыт гугления по функциям экселя и литры чая, я занимался тем, что упорядочивал данные разбивая и пересобирая их на категории.
- Усвоение новой информации. Помните Кая, который складывал слово «Вечность» из льдинок? Только у вас тысячи льдинок, нужно собрать от 4 до 8 слов, вот только слова периодически меняются, а льдинки очень похожи друг на друга. Спокойствие и ясность разума мне только снились.
- Параллельно с этим я искал всё, что можно, для улучшения памяти. К счастью, хватило ума не расстраивать режим сна. Просто искал безопасные способы прокачки памяти. А раз работаю с чаем, то держусь принципов: натуральное, безопасное и рабочее. Такими темпами и вышел на ежовик гребенчатый, который принимал по 600 мг 3% экстракта эринацинов три раза в день.
Фактически, постоянное обучение, грибы и системный труд позволили рассортировать и упорядочить информацию по категориям. Выделить новое направление для продвижения: кенийский черный чай с фруктовыми добавками, и уже этот саббренд продвигал наш новый полу-отдел.
В итоге, должность СММщика передали новой девушке, которая как и я пришла из универа. А я теперь работаю кем-то вроде посредника между производством и маркетинговым агентством, которое занимается бренд-стратегиями для остальных саббрендов компании.
Почему нельзя просто вкатиться даже в смежную должность, и какие есть катализаторы?
Даже если ты несколько лет проработал в компании и знаешь внутрянку, переход в смежную должность будет тем еще испытанием. Со субъективным ощущениям, мне помог ультимативный труд, желание выполнить задачу, сон и ежовик. Именно в такой последовательности. Гриб не сделал меня умнее или сообразительнее. Он помог скорее фигачить задачи беззабвенно и впитывать знания как губка.
Материал написан от лица Алексея, участника нашего скромного сообщества людей, которых интересует повышение личной эффективности, работоспособности и общего ощущения счастья. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!