Тук-тук, ваш маркетинг устарел

Анализ ЦА — глупая трата времени. Передайте своим маркетологам, чтобы перестали это делать. А пока они злятся, давайте читать статью!

Тук-тук, ваш маркетинг устарел

Еще со времен классических работ Котлера, маркетологи работали по принципу, что есть «нечто» под названием целевая аудитория. Концепция очень сомнительная, но в то время научной критике не поддавалась.

Тук-тук, ваш маркетинг устарел

Суть концепта: Существуют определенные группы людей, которые объединены полом, возрастом, интересами, соц. статусов, уровнем образования, уровнем дохода и тд. С этими группами мы и должны работать.

В какой-то период времени концепт был прорывной, очень сильно помогал нашим пра-пра-прадедам маркетологам и продавцам. Это никак не отменяет того, что мы сегодня должны опираться на современные инструменты и методологии в маркетинге.

Сейчас мы знаем, что типировать людей по разным критериям — абсолютно неверно. Здравый смысл подсказал маркетологам, что никаких устойчивых групп людей, сегментов «Молодая мама, Плохой папа» и тд. не может существовать. Люди меняются в течении жизни, года, месяца, дня и часа. Решают в разное время, разные задачи, по-разному, для достижения разных целей.

И на смену таком древнему подходу пришла концепция Jobs to Be Done.

Тук-тук, ваш маркетинг устарел
Тук-тук, ваш маркетинг устарел

Суть методологии: Люди не просто покупают продукты, а «нанимают» их для выполнения «работы». «Работа» в этом понятии — это конкретная проблема или задача, которую человек пытается решить в своей жизни, для достижения какой-либо цели.

Наглядный пример

Давайте теперь разберем оба подхода на конкретном примере. Я буду выступать в роли представителя целевой аудитории.

Руслан
Типичный представитель ЦА

Мой портрет

  • Имя: Руслан
  • Возраст: 21 год
  • Пол: Мужской
  • Гео: Челябинск
  • Есть какой-то уровень дохода
  • Люблю бильярд и покер

Ситуация при покупке

У меня есть ноутбук и компьютер. Когда я отправляюсь в магазин техники покупать себе мышку для ноутбука и для компьютера, то выбираю основываясь на совершенно разных характеристиках. При этом обратите внимание не меняется не мой возраст, не мой пол, не мой уровень дохода, ни-че-го. Меняется только то, ради чего я нанимаю свою мышку на работу. Для компьютера я буду использовать для одних целей, а для ноутбука для других. Если бы у компании были данные обо мне, то она бы не догадалась, что я один и тот же человек. Я веду себя по-разному, покупаю разный товар, но являюсь представителем одной и той же ЦА. Отличатся только работы, на которые нанимаю мышку, чтобы решить свои задачи.

Итого

Резюмирую всю мысль. Анализ ЦА и типирование - фу, JTBD - кайф. Поделитесь, а какой концепцией пользуетесь вы?

  • Рассказываю как выживать b2b диджитал агентствам и не только
  • Делюсь кайфовыми секретами по маркетингу и продажам
  • Провожу бесплатные аудиты отделов маркетинга и разбираю ошибки
1717
55
33
30 комментариев

Мне кажется, что этот метод или тот зависит от того, что продавать. Например не все молодые мамочки знают, что есть слинг для переноса ребенка и это удобно и безопасно. Здесь есть смысл вести таргет по критериям ЦА, потому что реклама будет формировать запрос, а только потом решать. А формат JtbD суперски подходит для сформировавшихся проблем - все знают что есть мышка для компьютера. Что думаете? Имеет это смысл или я не до конца осознала концепцию?

3
Ответить

Я не уверена, что реклама влияет на выбор мам. Мы обычно полагаемся на рекомендации других мам и педиатров.

1
Ответить

Анастасия, тут смотрите, проблема только в том, что мы не можем настраивать таргет на jbtd-задачи)

То есть мы его настраиваем на соц.дем характеристики

А так jbtd отлично подходит и для разработки абсолютно новых продуктов, которых рынок и не знает

Ответить

Ещё CJM круто работает🔥

1
Ответить

Факт, но только если делают на основе реальных данных, а не по догадкам

1
Ответить

ICP MQL SQL СТС Э БЭ МЭ 🔥😁

1
Ответить

Анализ ЦА всегда делается первостепенно, из него потом сегментация, а потом уже образ покупателя и карта пути клиента

1
Ответить