Тук-тук, ваш маркетинг устарел
Анализ ЦА — глупая трата времени. Передайте своим маркетологам, чтобы перестали это делать. А пока они злятся, давайте читать статью!
Еще со времен классических работ Котлера, маркетологи работали по принципу, что есть «нечто» под названием целевая аудитория. Концепция очень сомнительная, но в то время научной критике не поддавалась.
Суть концепта: Существуют определенные группы людей, которые объединены полом, возрастом, интересами, соц. статусов, уровнем образования, уровнем дохода и тд. С этими группами мы и должны работать.
В какой-то период времени концепт был прорывной, очень сильно помогал нашим пра-пра-прадедам маркетологам и продавцам. Это никак не отменяет того, что мы сегодня должны опираться на современные инструменты и методологии в маркетинге.
Сейчас мы знаем, что типировать людей по разным критериям — абсолютно неверно. Здравый смысл подсказал маркетологам, что никаких устойчивых групп людей, сегментов «Молодая мама, Плохой папа» и тд. не может существовать. Люди меняются в течении жизни, года, месяца, дня и часа. Решают в разное время, разные задачи, по-разному, для достижения разных целей.
И на смену таком древнему подходу пришла концепция Jobs to Be Done.
Суть методологии: Люди не просто покупают продукты, а «нанимают» их для выполнения «работы». «Работа» в этом понятии — это конкретная проблема или задача, которую человек пытается решить в своей жизни, для достижения какой-либо цели.
Наглядный пример
Давайте теперь разберем оба подхода на конкретном примере. Я буду выступать в роли представителя целевой аудитории.
Мой портрет
- Имя: Руслан
- Возраст: 21 год
- Пол: Мужской
- Гео: Челябинск
- Есть какой-то уровень дохода
- Люблю бильярд и покер
Ситуация при покупке
У меня есть ноутбук и компьютер. Когда я отправляюсь в магазин техники покупать себе мышку для ноутбука и для компьютера, то выбираю основываясь на совершенно разных характеристиках. При этом обратите внимание не меняется не мой возраст, не мой пол, не мой уровень дохода, ни-че-го. Меняется только то, ради чего я нанимаю свою мышку на работу. Для компьютера я буду использовать для одних целей, а для ноутбука для других. Если бы у компании были данные обо мне, то она бы не догадалась, что я один и тот же человек. Я веду себя по-разному, покупаю разный товар, но являюсь представителем одной и той же ЦА. Отличатся только работы, на которые нанимаю мышку, чтобы решить свои задачи.
Итого
Резюмирую всю мысль. Анализ ЦА и типирование - фу, JTBD - кайф. Поделитесь, а какой концепцией пользуетесь вы?
- Рассказываю как выживать b2b диджитал агентствам и не только
- Делюсь кайфовыми секретами по маркетингу и продажам
- Провожу бесплатные аудиты отделов маркетинга и разбираю ошибки
Почему одни продукты становятся культовыми, а другие, даже с большими рекламными бюджетами, не находят отклика у аудитории?
Маркетинг без понимания целевой аудитории — это как стрелять из пушки по воробьям: громко, дорого, но бесполезно. Если ты не знаешь, кому продаёшь, готовься тратить бюджет на школьников, которые «просто смотрят», и пенсионеров, которым твой продукт вообще не нужен. Давай разберёмся, как нащупать свою аудиторию и бить точно в цель.
Зарабатывать на небольших Telegram-каналах сложно. Почти 80% владельцев каналов зарабатывают на них менее 60 тыс. руб. в месяц. Telegram как платформа быстро растет, но привлечь аудиторию сложно. Что делать?
В этой статье я раскрою 7 принципов эффективного маркетинга, которые действительно работают в 2025 году. Мы поговорим о том, почему большинство компаний зря тратят деньги на рекламу, как перестать гоняться за всеми подряд клиентами и начать привлекать именно "своих" людей, и как создавать контент, который не просто читают, а сразу же действуют посл…
Ищут SMM-специалистов, делают красивую упаковку, снимают креативные видео – всё ради того, чтобы «выделиться» на фоне конкурентов. Но если сам продукт – просто один из десятков аналогов, то никакие визуальные эффекты и хайповый контент не спасут.
Недавно ко мне обратился клиент с вопросом: «Вы работали с бьюти-бизнесом?» Для него это было принципиально важно, ведь он считал, что только тот, кто уже занимался похожими проектами, сможет добиться результата.
Как-то так сложилось, что вокруг продаж в соцсетях ходит много историй в стиле:
Мне кажется, что этот метод или тот зависит от того, что продавать. Например не все молодые мамочки знают, что есть слинг для переноса ребенка и это удобно и безопасно. Здесь есть смысл вести таргет по критериям ЦА, потому что реклама будет формировать запрос, а только потом решать. А формат JtbD суперски подходит для сформировавшихся проблем - все знают что есть мышка для компьютера. Что думаете? Имеет это смысл или я не до конца осознала концепцию?
Я не уверена, что реклама влияет на выбор мам. Мы обычно полагаемся на рекомендации других мам и педиатров.
Анастасия, тут смотрите, проблема только в том, что мы не можем настраивать таргет на jbtd-задачи)
То есть мы его настраиваем на соц.дем характеристики
А так jbtd отлично подходит и для разработки абсолютно новых продуктов, которых рынок и не знает
Ещё CJM круто работает🔥
Факт, но только если делают на основе реальных данных, а не по догадкам
ICP MQL SQL СТС Э БЭ МЭ 🔥😁
Анализ ЦА всегда делается первостепенно, из него потом сегментация, а потом уже образ покупателя и карта пути клиента