С глаз долой — из сети вон: как удалить негативную информацию без риска для репутации
Помните, в «Людях в черном» был прибор, стирающий недавние события из памяти людей, ― нейтрализатор? В интернете такого нет, но зато есть способы избавиться от неприятной и недостоверной информации о вас. О них и поговорим сегодня.
Что нужно знать об удалении перед тем, как им заниматься
Способы удаления данных в сети
Универсального способа удаления недостоверной информации из интернета нет. Чтобы понять, как избавиться от ложных данных, надо правильно выбрать формат удаления. Мы ― Sidorin Lab (SL) ― на практике регулярно сталкиваемся с тремя из них.
Претензионный ― через подачу жалобы к администрации ресурсов. Доступен любому человеку, даже без юридического образования. Главное ― при составлении претензии грамотно изложить мысль и аргументировать, почему информацию с ресурса нужно удалить. Если вы все правильно описали и доказали свою точку зрения, скорее всего, вам пойдут навстречу.
Административный ― через подачу жалоб в соответствующие инстанции, например Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Роскомнадзор (РКН). Это можно сделать через специальную форму или контакты на официальном сайте ведомства.
Лучше не составлять текст жалобы самому, а обратиться к специалисту с юридическим образованием или подобным опытом (базово сможет помочь и юрист вашей компании). Он корректно сформулирует заявление, и вероятность получить результат будет выше. Если попытаться составить текст самостоятельно по шаблонам из интернета, шансы на успех сократятся, потому что формулировки чужого документа могут не подойти для вашего случая.
Судебный ― через отстаивание своих интересов в суде. Дорогой и трудозатратный способ, потому что придется потратиться на подготовку необходимых документов, проведение экспертиз, а также услуги адвоката.
С просьбой о защите лучше обращаться к профильному юристу с опытом в подобных делах. Также для экспертиз могут потребоваться отдельные специалисты, например лингвисты или химики. В нашей практике был кейс с нефтеперерабатывающей компанией, о которой писали, что она производит некачественный бензин. Обратное доказали эксперты Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, изучившие состав топлива.
Да, судебные разбирательства — это долго и неприятно, но, если дело касается репутации, сидеть сложа руки не стоит. О том, почему важно заниматься удалением ложной информации, рассказывал в статье «Пять факапов в управлении репутацией».
Ресурсы, с которых можно удалить информацию
В целом удалить негатив можно отовсюду, главное ― выбрать правильный формат. Но по сложности удаления информации ресурсы можно разделить на две группы.
- Сайты с четким сводом правил, где в большинстве случаев сработает претензионный порядок: соцсети, рекомендательные ресурсы, геосервисы. С ними работать проще.
- Площадки, у которых также есть свод правил, но решать подобные вопросы сложнее, потому что мешает бюрократия (крупные поисковые системы, видеохостинги), а также субъективный взгляд (СМИ и блоги).
В этих случаях, если не помогает претензионный порядок, используйте административный или судебный. Например, в ситуации с поисковыми системами работает «право на забвение» ― возможность удалить ссылки на недостоверную или неактуальную информацию из поисковиков при наличии доказательств.
Пожалуй, это главное, что нужно знать, прежде чем приступать к удалению информации из сети. Если хотите познакомиться с темой подробнее, читайте статьи в блоге SL ― «Удаление негативной информации из интернета» и «Как удалить негативный отзыв».
Как удалить информацию без риска для репутации
Не платите за удаление негатива. Если кто-то постучался в личку с предложением удалить негатив о вас за плату, скорее всего, это мошенничество. Вполне возможно, что человек сам написал недостоверный комментарий с целью вымогать деньги. Лучше вообще ничего на такое не отвечать.
Будьте вежливы в любой ситуации. Общайтесь в правовом ключе и в рамках деловой переписки. Ни в коем случае не угрожайте и следите, чтобы ваши слова были восприняты однозначно.
Например, была такая история: между собой общались два должностных лица крупных компаний, и между ними возникло недопонимание. Один некорректно сформулировал мысль, второй — не так его понял, посчитал это угрозой и заявил об этом в СМИ. В итоге история надолго застряла в сети и повлияла на репутацию обоих.
Изучайте правила ресурсов. Часто в них кроется ответ на вопрос, можно ли удалить негатив. Например, однажды на конференции ко мне подошли участники и спросили, как удалить негатив с «Отзовика». Я уточнил, что включает в себя информация. Оказалось, отзывы неконструктивные и не соответствуют правилам площадки. В этом случае, если обратиться к администрации ресурса и аргументировать свою позицию, их без проблем уберут.
Всегда старайтесь мирно решить конфликт. Порой негатив бывает конструктивным, поэтому для начала нужно пообщаться с автором комментария, понять его боль, попытаться решить проблему, задать вопросы.
Вести коммуникацию нужно от лица официального представителя компании. Общайтесь на самом ресурсе, не уводите переписку в почту:
- чтобы можно было предоставить администрации ресурса скрин переписки как доказательство при удалении отзыва, если от пользователя не последует ответ;
- другие пользователи видели, что компания откликается на запросы.
Все запросы площадкам подкрепляйте доказательствами. Если дело дойдет до суда, первое, что нужно сделать, ― составить претензию и прикрепить доказательства. Это могут быть скриншоты переписок или результаты исследований, заверенные экспертами.
Удалить что-то из интернета, просто потому что вам так хочется, ― не получится. Всегда должен быть документ, подтверждающий, почему вы правы.
Проконсультируйтесь со специалистом. В SL такую консультацию можно получить бесплатно. Мы поможем объективно посмотреть на ситуацию и подсказать, как действовать.
А вы занимались удалением информации в сети? С какими сложностями столкнулись? Делитесь в комментариях.
Бывает, клиент приходит с таким запросом, что потом обтекаешь. Вот удачная аналогия: у пациента першит в горле, и он идет к врачу, чтобы тот выписал ему сироп от кашля.
Врач смотрит в горло и выясняет, что это не простуда, а гонорея и, если пить сироп от кашля, то першить перестанет, но отвалится кое-что важное. Вот и ко мне пришли с подобным запросом, только про отзывы.
Если у вас есть бизнес, вы, скорее всего, уже сталкивались с ситуацией, когда на вашу компанию начинают массово писать негативные отзывы. Возможно, это действия конкурентов или просто чей-то злой умысел, но факт остается фактом: бороться с такими отзывами бывает непросто. Особенно если площадки не спешат их удалять. Давайте разберемся, как работают…
Доставка товаров из Китая может стоить неоправданно дорого. Но есть способы сократить расходы до 60% без сложных схем и дополнительных вложений. Подготовили гайд с работающими методами экономии на реальных примерах.
Многие сталкиваются с негативными отзывами на Яндекс Картах.
Вопрос: можно ли такие отзывы удалить?
Ответ: 100% гарантии нет, но есть способы увеличить шансы. Делимся нашим опытом.
В статье рассказал, как пошагово удалить негативный отзыв с Яндекс Карт и что делать, если пришло письмо с отказом.
PR-агентство PRslon незаконно копировало наши статьи в промышленном масштабе, публиковало их на VC, а когда поймали за руку, отказывалось удалять. Думали, что мы не пойдем в суд. А мы пошли — и выиграли. Рассказываем все подробности дела и делимся советами, как защитить авторские права и наказать нарушителей. Проверили все на собственном опыте.
Хочешь успешный личный бренд - в первую очередь разберись в себе
Рано или поздно, они постучаться к вам в дверь.. Отрицательные отзывы от конкурентов и "своеобразных" клиентов. Не постучатся? В любом случае, подготовиться стоит.
У меня был опыт с Отзовиком, действительно все удалили, когда просто написала нормальную претензию. Главное, без эмоций и конкретно объяснить что не так)
А у меня вот с отзовиком как-то не сложилось.. Может я не так претензию составил, но они просто проигнорировали.
Удаление негатива — это всегда тонкая работа на грани репутации и прозрачности. Особенно понравилось, что вы сделали акцент на проактивной работе с обратной связью и взаимодействии с клиентами. Ведь иногда быстрее и эффективнее решить проблему, чем пытаться её скрыть.
интернет помнит все)) Бейонсе тому пример