Итоги 2020-го. Главные прорывы, провалы и тренды мобайла

Кажется, мы навсегда запомним 2020-ый год. Год, который человечество будет хором провожать вопросом «Что это было?». Мы же от вселенских масштабов переместимся в нашу уютную песочницу мобайла. Проанализируем, как этот год отразился на индустрии. Рассмотрим главные взлеты и падения. И, конечно же, поделимся трендами и разберем локальные феномены. Читайте и делитесь с коллегами.

Итоги 2020-го. Главные прорывы, провалы и тренды мобайла

Содержание

Главные приложения, сделавшие 2020-ый

TikTok мог бы победить в номинации «Ньюсмейкер года». Приложение-скандал. Оно вырвалось в топ в самом начале 2020-го и больше его не покидало. В течение года все с интересом наблюдали за сериалом «Приключения TikTok в США»: конфиденциальность данных, подозрения в шпионаже, судебные тяжбы. После выборов обстановка стала менее накаленной, но все же в следующем году нас явно ждет второй сезон.

Zoom феерично и без труда отвоевал себе место под солнцем в начале марта, когда весь мир ушел в онлайн. Он не просто сделал прыжок на первые места по всему миру, но моментально встроился в нашу жизнь. В Великобритании он прыгнул с 18-го места, в России – с 27-го, в Бразилии с 36-го, в Китае – с 51-го. Пандемия оказалась лучшим генератором трафика. И даже скандалы с утечками данных не смогли пошатнуть его позиции.

Among Us – мотивация и диссонанс года. Как несколько лет идти к успеху и наконец-то выстрелить в 2020-ом? Мы об этом писали – почитайте. Где-то игра стала популярнее чуть раньше, где-то позже. Но к осени они уже были в топе всех стран. Забавно, что Among Us до сих пор там. Их история – удивительный микс вдохновения (крошечный инди-проект, который стал настолько популярным!) и негодования (почему не продвигали свое приложение?).

Если бы была номинация «Хайп года», она досталась бы Reface. То, как быстро волна виральности вынесла приложение на верх сторов, поражает. Где-то приложение попало в топ-10 в июле (Великобритания, Австралия, Россия), где-то – в августе (США, Бразилия, ЮАР). При этом еще в июне они были на 200-ых и 500-ых позициях в большинстве стран. Обычно вирусным приложениям сложнее удерживать пользователей, нежели привлекать. Так что будем следить за их дальнейшим развитием.

Главная битва мобайла: Apple и Epic

Пожалуй, разбирательство Apple с Epic можно назвать главной битвой мобайла. 13 августа Epic намеренно внесла изменения в Fortnite, чтобы обойти платежную систему App Store. Стор в свою очередь заблокировал игру, что привело к затянувшимся судебным тяжбам. Недовольство магазином приложений давно копилось среди разработчиков и владельцев компаний. Но, кажется, именно блокировка Fortnite стала последней каплей – появилась Коалиция за справедливость приложений. Впрочем, революции не случилось – Apple всех обыграли. Они пошли на уступки и снизили комиссию в App Store до 15%. Но только для разработчиков с доходом менее 1 миллиона долларов в год. Хитрость в том, что 95% всех комиссионных платят те 2% приложений, которых нововведения не коснутся.

Главные тренды сторов

Видеозвонки, классические соцсети и стриминги

Популярность приложений для видеозвонков – очевидный тренд года локдаунов и изоляции. Помимо Zoom в этом году выстрелили Google Classroom, Google Meet, Microsoft Teams. Стало появляться много подобных приложений. Вообще, самоизоляция породила очередную волну классических соцсетей, основанных на общих интересах. Например, появились приложения по социализации молодых мам (Pumpspotting, Peanut), профессионалов из разных областей (Fishbowl, Lunchclub), фриланс-путешественников (Homeis), миллениалов (Friended), поколения Z (Pickle).

Итоги 2020-го. Главные прорывы, провалы и тренды мобайла

Популярность видео-стриминговых сервисов – еще один тренд года. Что делать дома, когда за окном бушует пандемия? Конечно же, смотреть сериалы. В США значительно поднялись в позициях сервисы Quibi (апрель), Netflix, HBO (май), Pluto TV (июнь), Peacock TV (июль), Hulu (ноябрь). По данным App Annie пользователи в этом году стали использовать видео-стриминговые сервисы на 85% больше. Новостные приложения тоже оказались под пристальным вниманием. В США выстрелили Smart News, News Break и Apple COVID-19. В Великобритании – Sky News и BBC News. В Мексике – Azteca Conecta, HSBC. В Австралии – ABC.

Отслеживание COVID-контактов, доставка и виджеты

Разработка приложений, отслеживающих контакты для предупреждения распространения вируса, один из самых неоднозначных трендов года. Страны пошли разными путями в работе с персональными данными. Как должна храниться и предоставляться столь деликатная информация? Может ли инструмент борьбы с вирусом превратиться в средство контроля? Имеют ли право ли гиганты вроде Apple и Google диктовать свои условия государствам? Мы делали подробный обзор.

Итоги 2020-го. Главные прорывы, провалы и тренды мобайла

Конец сентября в App Store запомнился взрывом интереса к виджетам и приложениям с цитатами. Все благодаря обновлению iOS. На фоне этого Pinterest очень вырос в позициях – прыгнув с 40-ых позиций в топ-10. Его скачивали для визуального вдохновения.

Заключительный тренд связан с ростом популярности приложений для заказа еды и шоппинга. Если в обычной жизни героями стали курьеры, то в мобайле – приложения-доставки. Например, в США лидировали Walmart Grocery Shopping, DoodDash, Instacart, Amazon Shopping, Shop. В Великобритании – Wish, Wetherspoon, Greene King, Uber Eats. В Мексике – Mercado Libre. В Австралии – Woolworths. В России – Яндекс.Еда (до объединения сервисов в Яндекс Go), Delivery Club.

Локальные феномены мобайла

🇺🇸 США. Один из феноменов – попадание в топ приложений-сканеров в конце мая. Они отслеживали приближение полиции. Их популярность была связана с протестами после убийства Джорджа Флойда и развитием движения BLM. Еще один локальный американский феномен – приложение Parler. Оно попало в топ в ноябре – на фоне президентских выборов. В отличие от социальных сетей вроде Facebook, Twitter, YouTube и TikTok, контролировавших распространение дезинформации, контент в Parler никак не модерировался. Поэтому многие назвали его оплотом свободы слова. Впрочем, есть и альтернативные мнения.

🇬🇧 Великобритания. В апреле в топ вышла игра Border Patrol. Идея – играть роль пограничника и не позволять пересекать границу подозрительным людям. Игра явно терапевтическая и построена по принципу «Не можешь обойти запрет на передвижение – возглавь его!». В ноябре на первых местах оказалось приложение «I'm A Celebrity...». Это гибридный формат – одновременно шоу, сериал и игра, в которой ты делаешь выбор, как будут развиваться события дальше.

🇷🇺 Россия. Весь январь и февраль в топе было приложение «Getcontact», позволяющее определять спам и блокировать нежелательные звонки. По данным опросов 83% россиян получают как минимум один спам-звонок в неделю. Так что популярность приложения закономерна. В июле в Россию пришел Spotify. С тех пор сервис еще ни разу не опустился ниже топ-5 в своей категории.

Рекламная кампания Spotify
Рекламная кампания Spotify

🇲🇽 Мексика. В феврале новый виток популярности получило приложение «Life360: Find Family & Friends», позволяющее отслеживать местоположение близких. А в марте в топ-5 выбралось онлайн-лотерея «Loteria Online», державшаяся на самом верху до середины апреля.

Изучайте новые рынки с помощью Performance

Главные события ASO

  • В App Store основные изменения связаны с новой iOS 14. Одно из главных – автокоррекция запросов в поиске. Из-за этого многие ключи стали нерелевантными. Еще появилась возможность создавать промокоды на подписки. А совсем недавно App Store обновил форму для заявки на фичеринг. Появились новые поля для более подробного рассказа о команде и исчезла информация о том, что заявку нужно подавать за несколько недель. До этого стор анонсировал запрет на использование оружия на баннерах для фичерингов.

  • В Google Play перестали блокировать приложения с ошибками сразу – стали давать 7 дней на решение проблемы. В самом магазине появился фильтр по рейтингу и исчезла категория «Для всей семьи». Ее заменили на раздел «Для детей». Еще появилось нативное окошко для оценки приложений. Среди недавних нововведений Google Play – запрет на включение в название цены и эмодзи.

  • Checkaso тоже внес лепту в развитие ASO в этом году. Например, выпустил больше 10 инструментов, среди которых уникальный раздел Performance, и разработал систему индексов. Мы празднуем день рождения прямо перед Новым годом – поэтому как раз успели подвести итоги. Кликните, чтобы посмотреть нашу инфографику.

P.S.

Желаем вам стремительного роста в следующем году. Рады помогать вам в этом, предоставляя точные данные и инсайты. Надеемся скоро увидеть вас в топе. До встречи в 2021-ом!

66
Начать дискуссию