Восемь жизней куба в Blender
Испытания для роботов
Новые MacBook и iPad Air
Посадка на Луну
Котодиско у Hyundai
Nothing Phone (3a) и (3a) Pro

Продвижение брендов через киберспорт — кейсы Snickers, Red Bull, Coca-Cola

Директор по стратегическому планированию рекламного агентства ADV Digital Александр Сафронов о том, почему игровой рынок ежегодно привлекает всё больше рекламодателей.

Александр Сафронов
Александр Сафронов

Киберспорт в последние годы развивается взрывными темпами: c 2014 года суммарный объем рынка вырос более чем в два раза, и теперь этот показатель стремительно приближается к отметке в $1 млрд.

Эта тенденция не обошла стороной и российскую киберспортивную индустрию. После того, как в конце 2015 года USM Holdings Алишера Усманова вложил $100 млн в российскую киберспортивную организацию Virtus.pro (на тот момент инвестиция была всего в шесть раз меньше объема мирового рынка), многие крупные рекламодатели всерьёз заинтересовались потенциальным «новым медиа».

Более того, согласно имеющимся у ADV Digital данным, российский рынок — второй по объему в Европе, а ядро киберспортивной аудитории составляют миллениалы — те самые, за которыми ведет охоту практически каждый крупный бренд.

Форматы продвижения, которые киберспорт предлагает брендам

Условно все существующие варианты можно разделить на три направления:

  • Сотрудничество со стримерами, каналами и сервисами прямых трансляций.
  • Финансирование киберспортивных команд или турниров.
  • Проведение собственного турнира или создание собственной команды.

Сотрудничество со стримерами, каналами и сервисами прямых трансляций

Здесь, пожалуй, стоит пойти от общего к частному и начать непосредственно со знакомства с сервисами:

  • ​Twitch — самая популярная стриминговая площадка на российском рынке.
  • Smashcast — анонсированный в мае 2017 года конкурент Twitch. Результат слияния двух сервисов прямых трансляций — Azubu и Hitbox.
  • Looch — также анонсированный в мае 2017 года проект российского киберспортивного холдинга ESForce.
  • Сюда же относится YouTube и собственные стриминговые сервисы социальных сетей.

В киберспорте также существует ряд дисциплин, которые отличаются по популярности в разных частях света и обуславливают специфику аудитории. В России и СНГ лидер — Dota 2, высокую популярность также имеют CS:GO и World of Tanks. Не стоит забывать и о League of Legends — хотя популярность игры в нашем регионе значительно уступает всем вышеперечисленным, пока это самая популярная киберспортивная дисциплина в мире.

Рекламные возможности на примере стриминг-сервиса Twitch

Стримеры

Сотрудничество со стримерами по своей механике мало чем отличается от сотрудничества с видеоблогерами: это прероллы, оверлеи, баннеры, реферальные ссылки, розыгрыши, продакт-плейсмент другое. Однако тот факт, что трансляция ведется в прямом эфире, способен сильно повлиять на конечный результат.

С одной стороны, стримеры пользуются колоссальным доверием у своей аудитории, так как предстают перед ней «такими, какие они есть». Поэтому инструменты вроде продакт-плейсмента здесь могут сработать эффективнее, чем в случае с другими каналами коммуникации. Да и конверсия в целевые действия может оказаться намного выше. Однако есть и обратная сторона: стримеры боятся потерять доверие аудитории и, как правило, гораздо тщательнее подходят к выбору потенциально рекламируемого продукта.

Цены, конечно, обговариваются индивидуально. А вот привести данные относительно количества подписчиков и просмотров вполне возможно: так, Андрей «Dread» Голубев, в прошлом профессиональный игрок в Dota 2 и довольно известная личность в киберспортивном сообществе, имеет более 440 тысяч подписчиков на своем канале DreadzTV, а общее количество просмотров приближается к 80 млн.

Отследить эффективность проводимой кампании можно по стандартным метрикам Twitch:

  • Уникальное количество пользователей за рекламную кампанию.
  • Среднее количество одновременных зрителей на трансляции.
  • Общее количество просмотров канала за время рекламной кампании.

Кейс Snickers, Switcheroo

В 2015 году Snickers провел довольно необычную рекламную кампанию, предложив популярным стримерам Twitch обыграть известный слоган «Ты — не ты, когда голоден». В ходе трансляции стримеры начинали совершать всё больше и больше ошибок во внутриигровом процессе по мере того, как их голод усиливался, и в итоге полностью «теряли силы». Батончик Snickers же возвращал их в боевое состояние.

Закупки прямой рекламы

Здесь речь идёт о двух основных видах рекламы: контекстная реклама и вставка рекламных блоков во время трансляций. Оба способа работают аналогично: вы имеете возможность самостоятельно выбирать объемы закупаемой рекламы, а также настраивать таргетинг целевой аудитории на основе различных характеристик. Учитывая специфику аудитории рекламных возможностей Twitch, это, прежде всего, жанр игры и её название.

Несколько слов о сервисах прямых трансляций в социальных сетях. Хотя ни VK Live, ни OK Live сейчас не предоставляют возможности покупки прямой рекламы во время трансляций, а охват именно киберспортивной аудитории у этих площадок в разы уступает Twitch, интеграции в рамках социальной сети в перспективе могут дать гораздо больше преимуществ.

Так, доля активной аудитории VK Live составляет 23%, в то время как на Twitch этот показатель равен лишь 13%. Если предположить, что доля поклонников киберспорта среди аудитории сервиса будет расти (VK Live активно работает в этом направлении), то в перспективе мы получим более эффективный канал продвижения, сотрудничая с которым, помимо всего прочего, сможем найти все инструменты в одном месте: и сотрудничество со стримерами, и прямую рекламу (которую сервис обещает в скором времени запустить), и SMM, и трансляции крупных киберспортивных событий.

Каналы

Отдельно стоит сказать о рекламе во время прямых трансляций крупных киберспортивных событий. В России первенство, бесспорно, принадлежит Dota 2. По данным ESports Charts, пиковое количество одновременных зрителей так называемого «мейждор»-турнира от Valve — The Boston Major, — прошедшего в декабре 2016 года, составило более 250 тысяч человек. А уже в апреле 2017 года в ходе проведения The Kiev Major это значение приблизилось к отметке в 500 тысяч человек.

Несколько более скромные показатели можно наблюдать в дисциплине CS:GO: здесь пиковое число одновременных зрителей, как правило, не превышает 100 тысяч. Интересная ситуация наблюдается с игрой World of Tanks: хотя суммарная аудитория этой дисциплины значительно уступает и Dota 2, и CS:GO, её ядро составляют русскоязычные зрители.

Так, пиковое количество единовременных зрителей турнира WGL Grand Finals 2017, проведенного Wargaming в мае 2017 года, составило менее 200 тысяч человек. Для сравнения, на трансляции The Kiev Major это число приближалось к миллиону без учета китайских зрителей. Однако около 80% всей аудитории пришлось на русскоязычных пользователей. Таким образом, реклама на популярном русскоязычном канале во время крупных событий может существенно повысить эффективность кампании.

Конечно, в этой статье мы приводим лишь некоторые показатели, и процент русскоязычной аудитории может очень сильно зависеть от того, участвует ли на турнире команда из России или СНГ, а также от канала трансляции. Согласно рейтингу Whatstat.ru, наибольшей популярностью в нашем регионе пользуются трансляции, проводимые студиями аналитики Starladder и RuHub.

Кейс Red Bull. Король контента

Red Bull, один из самых глубоко вовлечённых в киберспорт брендов, решил не тратить время на интеграции и сам стал производителем контента. Бренд создал собственные каналы Red Bull eSports на ключевых платформах (Twitch, YouTube, Twitter, Google+) и в сотрудничестве с ведущими мировыми игроками стал производить видеоконтент высокого качества.

Продвижение брендов через киберспорт
 — кейсы Snickers, Red Bull, Coca-Cola

Например, Cultivation: House of Snake Eyez — пятисерийное видео о киберспортсмене Red Bull и профессиональном игроке Street Fighter Дэрриле Льюисе (Snake Eyez), в котором рассказывается о его путешествиях по Америке и Японии, где он тренировался для получения титула чемпиона Capcom Cup в 2015 году.

Продвижение брендов через киберспорт
 — кейсы Snickers, Red Bull, Coca-Cola

Финансирование киберспортивных команд или турниров

Спонсорские контракты — пожалуй, самый распространенный формат сотрудничества между рекламодателями и киберспортивным рынком. Хотя изначально его использовали так называемые «эндемические партнеры» — производители игр, технологических устройств и других продуктов, в которых непосредственно заинтересован геймер, то теперь индустрией заинтересовались бренды из самых разных областей.

Так, Aviasales не так давно заключила спонсорский контракт с киберспортивной командой NaVi, став одним из первых непрофильных брендов в этом сегменте в РФ. А игрок из состава Virtus.pro по CS:GO, известный как Паша Бицепс, также в рамках контракта с организацией снялся в рекламе MediaMarkt.

Что включает в себя спонсорский контракт? Опции здесь могут быть самыми разными: игроки организации производят огромное количество контента на стриминговых платформах, в который можно интегрироваться со своим продуктом.

Кроме того, у организации, как правило, имеются собственные каналы, на которых наиболее популярные видео могут пересматриваться аудиторией десятки и сотни тысяч раз. Сюда же входит продвижение в соцсетях, брендирование, публикации в профильных (и не только) СМИ и многое другое. Аналогично заключается сотрудничество с организаторами турниров: оно включает продакт-плейсмент на собственных каналах трансляции физическое присутствие бренда на офлайн-мероприятии.

Кейс Coca-Cola

В 2013 году бренд объявил о партнерстве с Riot Games — разработчиком самой популярной в мире киберспортивной дисциплины League of Legends. Coca-Cola стала спонсором Challenger Series — недавно созданной профессиональной лиги, а затем и мирового чемпионата по LoL в 2014 году.

Продвижение брендов через киберспорт
 — кейсы Snickers, Red Bull, Coca-Cola

В 2015 году стороны объявили о расширении сотрудничества: так, помимо увеличения активности на мероприятиях и в социальных сетях, Coca-Cola вместе с со своим партнером Cinemark Cinemas стала организатором трансляций для фанатов игры на больших экранах.

Компании и сейчас успешно работают вместе: например, Coca-Cola неоднократно выступала титульным спонсором южнокорейской лиги LCK, которая считается сильнейшей в мире по League of Legends.

Продвижение брендов через киберспорт
 — кейсы Snickers, Red Bull, Coca-Cola
Продвижение брендов через киберспорт
 — кейсы Snickers, Red Bull, Coca-Cola

Согласно внутренним исследованиям компании, всего через один год сотрудничества Coca-Cola стала FMCG-брендом №1, ассоциируемым с League of Legends — самой популярной киберигрой в мире, которая охватывает более 85 миллионов людей. И, что самое главное, это исследование показало, что 70% игроков положительно относятся к такой спонсорской кампании бренда.

Краткий обзор ключевых игроков индустрии

Продвижение брендов через киберспорт
 — кейсы Snickers, Red Bull, Coca-Cola
  • ESForce — первый в России киберспортивный холдинг, в состав которого входят организации Virtus.Pro и NaVi (две самые популярные команды на российской сцене), организатор турниров Epic Esports Events, студия аналитики RuHub, профильный сайт Сybersport.ru и ряд других активов.

    То есть холдинг способен обеспечить рекламодателям комплексное предложение, аналогов которому на рынке пока нет. Основной турнир: Epicenter (проводился по дисциплинам CS:GO и Dota 2) с призовым фондом в размере $500 тысяч.

  • Starladder — крупнейший после ESForce организатор турниров и производитель контента в СНГ со своей студией аналитики. Основной турнир: SL i-League, проводимый совместно с китайской организацией Imba.TV, с призовым фондом в размере более $100 тысяч.

  • Game Show — также организатор турниров и производитель контента. Среди активов имеет собственный телеканал с одноименным названием. Основной турнир: Game Show Open. Сейчас компания находится в процессе реструктуризации.

  • Gamer Stadium — федеральная сеть компьютерных клубов, позиционируется как «пространство для геймеров».

  • Wargaming — разработчик игры World of Tanks и организатор турниров по этой же дисциплине.

  • Федерация компьютерного спорта РФ — организатор Всероссийской студенческой киберспортивной лиги, а также Кубка России по киберспорту. Основная миссия ФКС — развитие киберспорта в регионах. Также в планах федерации создание Всероссийской школьной лиги.

  • Vega Squadron, Team Spirit, Team Empire, M19 — каждая из организаций владеет несколькими командами в различных игровых дисциплинах (чаще всего это Dota 2 и CS:GO).

Однако главный вопрос, стоящий перед рекламодателями: как правильно интегрироваться в новую экосистему и всем ли подходит такое специфическое направление, как киберспорт? Конечно, производитель автомобилей класса «люкс» вряд ли найдет здесь свою целевую аудиторию, однако даже для «непрофильных» брендов возможности в этом сегменте чрезвычайно велики.

Ключевая проблема заключается не столько в выборе правильного канала коммуникации, сколько в способе подачи информации: ведь для успешного продвижения бренду нужно не только хорошо знать своего пользователя, но и говорить на одном языке с аудиторией стримеров, игроков и многочисленных турниров.

Недостаточно просто взять копию ТВ-ролика и поместить её в принципиально другой канал коммуникации или закупить рекламу на Twitch в ожидании роста продаж. Эта аудитория ценит жесткий юмор, сарказм и отдаёт предпочтение брендам, которые оказываются с ней на одной волне, поэтому создание креатива здесь становится ключевым моментом.

Кроме того, никто не отменял и такие факторы, как построение ассоциативных цепочек, формирование имиджа и «выращивание» собственных потребителей. Тот же Aviasales вряд ли ожидает быстрого возврата инвестиций. Однако, возможно, через пару лет слегка подросшие фанаты NaVi, которые в течение этого времени лицезрели логотип компании, красующийся на форме их любимой команды, начнут посещать международные турниры. И покупка билетов через Aviasales покажется им более чем логичной.

66
реклама
разместить
16 комментариев

Пиздец, M19 тупо взяли себе такое название?!

1

Да, прихватизировали.

У нас больше 1000 турниров, а нас в списке нет. И ещё многих ребят. Странновато :)

1

Вопрос к автору.

У ESForce множество профильных активов, это настоящий холдинг, но как получилось, что они крупнее StarLadder как организатор турниров и производитель контента? Какие критерии оценки?

По известным мне критериям, StarLadder — не только крупнейший организатор турниров и производитель контента в СНГ, но и один из крупнейших в мире вообще. Если мы говорим об organized esports content.

Александр, а какой собственный турнир StarLadder можно сравнить с тремя турнирами Epicenter?
(WESG, естественно, турниром StarLadder не считается)

"Конечно, производитель автомобилей класса «люкс» вряд ли найдет здесь свою целевую аудиторию"

Совсем недавно были новости о том что Mercedes-Benz ведет переговоры о том что бы стать спонсором китайского турнира по LoL.

Господа, вообще-то Audi уже выступали спонсорами Astralis (CS:GO).

Раскрывать всегда
Сайт криптобиржи Garantex заблокировали в ходе совместной операции спецслужб США и ЕС

Площадку обвиняют в связях с хакерами-вымогателями.

Сайт криптобиржи Garantex заблокировали в ходе совместной операции спецслужб США и ЕС
55
33
11
реклама
разместить
Президент США Дональд Трамп подписал указ о крипторезерве

Он может состоять примерно из 200 тысяч биткоинов, заявил спецпредставитель по ИИ и криптовалютам Дэвид Сакс.

Источник фото: David Sacks / X
22
11
Аренда самокатов в App Store | Часть 3: ASO-обзор приложения Sun Rent (Mar, 25)
Аренда самокатов в App Store | Часть 3: ASO-обзор приложения Sun Rent (Mar, 25)

Sun Rent — сравнительно молодой кикшеринговый сервис. Он присутствует в App Store с 2021 года. Давайте посмотрим, удалось ли ему добиться успеха в нише аренды самокатов за четыре года!

22
Business Insider рассказало о «чёрных» списках в Meta* — для бывших сотрудников, которых больше не возьмут в компанию

Компания говорит, что в них включают по чётким критериям. Собеседники издания — что попасть в список можно, просто если не понравился менеджеру.

66
44
22
11
«Tether вступил в войну против российского крипторынка»: криптобиржа Garantex рассказала о блокировке кошельков на сумму 2,5 млрд рублей

Платформа временно приостановила все операции, включая вывод средств.

4646
77
55
33
11
11
Я вот не понимаю почему "это стало неожиданным поворотом для платформы" ? Ну вот почему? Пусть владелец Garantex объяснит. Tether обязан блокировать кошельки санкционных лиц и компаний, это известно всем. Почему Менделеев не опустошил кошельки сразу после введения санкций?
Новые правила расчета логистики для продавцов на Ozon
Новые правила расчета логистики для продавцов на Ozon
Как VC хочет получит с меня 350К за год использования VC
Как VC хочет получит с меня 350К за год использования VC

Свой личный блог на VC я веду с 2016 года, это уже почти 10 лет, за это время я написал огромное количество статей, которые получили тысячи просмотров и лайков. И недавно зайдя на VC я получил уведомление, что для продолжения использования VC мне надо платить 29К в месяц. Хорошая такая подписка.

4444
44
Но по итогу чёрную галочку вы всё же купили)) В модерации vc не дураки же сидят, видят, как через личные аккаунты на самом деле владельцы пиарят свои компании, вот и приравнивают их к аккаунтам компаний.
[]