Формируем HR-бренд: мой начальник козёл! Или нет?

Формируем HR-бренд: мой начальник козёл! Или нет?

Содержание:

HR-бренд отражает преимущества компании перед другими работодателями на основе мнений сотрудников и кандидатов. Статистика Glassdor говорит, что 67% соискателей «пробивают» компанию перед собеседованием и читают отзывы сотрудников. Какое мнение они сформируют — зависит от HR-репутации.

Хорошая репутация влияет на организацию:

  • Кадровый отдел имеет выбор из целевых специалистов. От престижной компании они ожидают хороших условий труда, высокой зарплаты и удовлетворения потребностей в развитии карьеры. Расширяются каналы поиска кандидатов, на вакансию выстраивается очередь.
  • Организация избегает текучки специалистов. Улучшается внутренняя культура: сотрудники транслируют свои впечатления о работе коллегам, родственникам и знакомым, постоянно подкрепляют репутацию сарафанным радио.
  • Руководство работает со сплоченной командой. Сокращаются затраты на поиски, обучение и адаптацию сотрудников, снижается риск остаться без персонала.
  • Растет доверие инвесторов и партнеров: если соблюдаются договоренности внутри компании, то соблюдаются и снаружи.

У малого и среднего бизнеса репутация формируется автономно: за поиском не следят, жалобы бывших сотрудников не отрабатывают. Что-то написали в сети, вот и репутация. Нормальная картина, если на продуктовых отзовиках у бренда хороший рейтинг, а на рабочих минусовой. Но забивать на HR-направление не стоит.

Полно инфоповодов, когда компанию осуждали и бойкотировали из-за скотского отношения к сотрудникам. Результат — убытки. За 2022 год скандалами отличились Wildberries, IBM, Amazon, DNS и ряд других брендов. Twitter досталось из-за массовых сокращений. Когда внутренняя кухня оказывается неприглядной, остается только извиняться. А ведь можно предупредить ситуацию.

Что формирует HR-бренд

Бывшие сотрудники. После увольнения они выскажутся, и если «в офисе степлеры летают», катком проедутся по всем: начиная от уборщицы, заканчивая гендиректором. Достаточно посмотреть на pravda-sotrudnikov и antijob, большинство отзывов анонимные и описывают опыт работы постфактум. Сколькие из них сказочники — неизвестно. Действующие сотрудники пишут отзывы реже: их либо всё устаивает, либо они опасаются репрессий.

В основном жалуются на:

  • Недовольство условиями: низкая заработная плата, график с переработками, ужасное рабочее место.
  • Несправедливое отношение к сотрудникам: штрафы, унижения, крики.
  • Нет карьерного роста и развития.
  • Нет обучения и поддержки для выполнения работы.
  • Негативный рабочий климат: конфликты с коллегами, руководством, заказчиками.
  • Несоответствие ожиданиям по проектам и задачам.
  • Текучка кадров.

Люди неохотно разглашают данные о себе, но охотно — о руководстве и коллегах, припоминая имена, фамилии, должности и косяки. Тяжесть мести зависит от уровня обиды. Ростелекому и Ozon не повезло — досталось и компании, и клиентам (бедняга просто хотел купить массажер). Сливы обходятся дорого: вместо одного обиженного бренд получает толпу, которой нужен козёл отпущения. С особой любовью в отзывах славят руководителей.

Жалобы на руководителя бросают тень на всю компанию
Жалобы на руководителя бросают тень на всю компанию

Отзывы могут появиться не только на отзовиках, но и на личной странице бывшего сотрудника, в блоге, в группе VK, на форуме, в TG канале о работе. На Пикабу вирусятся посты про рабочие будни, на Youtube обосновались разоблачения «внутрянки» компаний: крупнейшие каналы имеют более миллиона подписчиков.

Люди вовлекаются в обсуждения, пишут истории, объединяются в сообщества. Не стоит забывать и о профсоюзных организациях, куда сливаются переписки с данными. Локальный конфликт курьера с руководством перерастает в инфоповод, а отсутствие туалета на этаже — в мем.

Цифры просмотров внушают
Цифры просмотров внушают

Ремарки заслуживают отзывы соискателей. Собеседование — презентация компании, где обе стороны решают, подходят ли они друг другу. И то, каким будет первое впечатление о компании, зависит от HR-специалиста. Жалуются на хамство и фамильярность, менеджер не отвечает на вопросы, не даёт фидбэк? Поток откликов упадёт: зачем соискателю тратить время на общение с компанией, если ничего нового о вакансии он не узнает? Хаять эйчаров — своеобразное хобби, не любят их повсеместно, а «всратые» вакансии коллекционируют в пабликах. На Youtube походы по собеседованиям отдельный жанр контента.

Щепотка стресса от HR
Щепотка стресса от HR

Реакция бренда на негатив тоже формирует репутацию и показывает отношение компании к сотрудникам. Позиция «Все козлы, а я Д'Артаньян» отнимает очки лояльности, Xsolla знает. Бывают плохие работники, бывают плохие директора, но, если расстаться с сотрудником на добром слове не получилось, травить его бесполезно. В случае тиражирования темы общественность не встанет на сторону «проклятых капиталистов». Зато подсуетятся другие бренды, готовые взять отвергнутых на работу и выехать на хайповой теме.

Резюмируя, на HR-репутацию влияют: отзывы, рейтинги, скандалы, упоминания в СМИ и соцсетях, готовность работодателя решать проблемы.

Как изменился рынок найма за последний год

По данным новостных изданий, из России за период февраль-сентябрь уехало свыше 100 тыс. айтишников. Сколько уехало инженеров, слесарей, руководителей — история умалчивает. Точной статистики нет. Но ясно одно: «утечка мозгов» из вялой стала активной, кто-то надеется выучить язык и начать карьеру на новом месте, кто-то работает удалённо. Потребность в безопасности вытеснила другие и за год рынок кадров порядком обеднел.

Формируем HR-бренд: мой начальник козёл! Или нет?

Сотрудники выросли в цене: теперь не компания выбирает из десяти кандидатов, а кандидат из десяти компаний. Динамика справедлива для топовых специалистов и для линейного персонала: часть мобилизовали, часть предпочли релокацию. Дефицит кадров связан не только с оттоком, но и с психологией: в нестабильное время люди реже меняют работу. Уходят только оттуда, где плохо.

В ситуации кадрового голода недостаточно предложить специалисту десять деревянных и кулер, оценивается рабочий климат, перспективы роста, политика компании. Производствам нужны рабочие руки, рабочим рукам — лучшие условия труда. Никто не хочет батрачить в режиме 5\2 на успокоительные, выберут ту компанию, где есть доверие, сотрудника ценят и рационально используют его ресурсы.

График падения количества резюме по пяти направлениям
График падения количества резюме по пяти направлениям

Найти специалиста — полбеды, надо его удержать. Конкуренция диктует правила и компании с принципом «ушел один холоп, возьмем другого» останутся за бортом рынка. Об этом говорят опросы TalentTech: сохранение сотрудников — главная задача эйчаров в 23 году. Стоит ли следить в таких условиях на HR-репутацией? Вопрос риторический.

Как измерить эффективность HR-бренда

Для полноценной картины, оценивать репутацию нужно изнутри и снаружи.

Снаружи проводят:

  • Анализ поисковой выдачи по запросу «компания + отзывы сотрудников». По такому ключу соискатель будет искать компанию. Выдача должна быть положительной, в первой двадцатке: рейтинг отзовиков 4+ звёзд, корпоративный сайт, статьи, конференции и другая полезная информация.
  • Анализ отзывов и комментариев сотрудников. Каждый негативный отзыв — потенциальный мыльный пузырь. Клевету стоит удалять, объективный негатив отрабатывать в день появления.
  • Отслеживание компании с помощью инструментов мониторинга. Что пишут о работе в компании, где, в каком контексте. Мониторить нужно отзовики, форумы, соцсети, Youtube. Хорошо, если компания присутствует на всех ключевых ресурсах и может оперативно вступить в диалог.

Поиск — лицо бренда, что соискатель найдет, то и сформирует его впечатление о компании. Путь строится так: вакансия ➡ поиск ➡ отзывы, сайт, информация ➡ собеседование ➡ устройство/отказ. Из-за плохих рейтингов часть кандидатов «отваливается» ещё на этапе отклика.

статистика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhabr.com%2Fru%2Fcompany%2Fhabr_career%2Fblog%2F530598%2F&postId=597818" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хабр</a>
статистика Хабр

Изнутри руководство проводит:

  • Опросы сотрудников: что нравится в работе, что не нравится, что можно улучшить. Подойдет анонимное анкетирование или беседа тет-а-тет.
  • Анализ статистики по увольнениям и поиску новых сотрудников. Сравнение вакансий с конкурентами.
  • Сбор фидбэка от соискателей и кандидатов.

Опрос поможет понять, где компания может улучшить внутренние процессы, чего хватает и не хватает сотрудникам. Оценить компетенцию HR-специалиста. Без внешней репутации соискатель не дойдет до компании, без внутренней — не станет сотрудником.

Выстраиваем HR-репутацию

HR-репутация создается в комплексе, с учетом позиционирования бренда, его философии, бэкграунда, текущей ситуации и ожиданий. Универсального рецепта нет: Магниту не нужна репутация Digital-агентства, Медцентру — Макдональдса. Важно создать устойчивый имидж, который бренд сможет поддерживать.

Формируем HR-бренд: мой начальник козёл! Или нет?

Когда стоит задуматься над HR-репутацией:

  1. Компания месяцами не может закрыть вакансию.
  2. Мало откликов/отклики не целевые.
  3. Кандидаты не приходят на собеседование.
  4. Компания неизвестна на рынке.
  5. В интернете много негатива от бывших сотрудников.
  6. Зарплата у конкурентов выше, условия лучше.
Формируем HR-бренд: мой начальник козёл! Или нет?

Определяем задачу:

📌Каких соискателей вы хотите привлечь?

Возрастная группа, пол, релевантный опыт. Необходимо составить портрет идеального кандидата. На какие преимущества он обращает внимание, что его волнует? Формируем EVP. У каждой возрастной группы свои ценности: для человека в возрасте стабильность может быть плюсом, для молодого парня — признаком застоя. Ищем точки соприкосновения.

📌Чем компания отличается от конкурентов?

«Дружная команда» и «регулярные выплаты» давно воспринимаются как нормальность. Выделяем и продвигаем объективные плюсы: корпоративное питание, развоз, лояльность к опозданиям, удалёнка, премии и т.д. Красиво обещать можно многое, но если «шикарный офис в центре» на деле душный опенспейс, где прогеры сидят рядом с коллцентром и туалетом, это всплывёт.

📌Какой посыл компания хочет транслировать?

Про «молодую динамично развивающуюся компанию» народ уже наслышан, не пошутил на тему только ленивый. Посыл должен отражать реальные цели и достижения компании: сделали то-то, планируем такой-то проект, вот наша шоколадная медаль. Человек должен захотеть работать у вас, как аналитик хочет в Google. Подойдут достижения в профессиональной сфере, вдохновляющие истории, награды, участие в благотворительных акциях, конференции. Всё, что подчеркивает престижность и цепляет потенциальных сотрудников.

На базисе ответов можно начать работу с репутацией: наполнять сайты и соцсети контентом, отзывами, упоминаниями. Вычистить мусор из поиска. Отзовики всегда будут в топе по ключевому запросу, поэтому уделяем им особое внимание: отзывы должны нативно закрывать боли соискателя, формировать мнение о рабочем процессе и атмосфере в коллективе.

Популярные HR-отзовики:

Но важно помнить: всегда есть риск наткнуться на отзовики-мошенники, подробнее о них уже рассказывали. Вымогатели особенно любят портить HR-репутацию брендам и навариваться на этом.

По итогам, забив в поиск название компании, человек увидит позитивную информацию, оценит перспективы и немного окунется во внутренний процесс. Миссия компании ему понятна, у бренда есть репутация. Компания не будет тратить время на случайных соискателей, они отсеются сами, а целевые дойдут до собеседования.

Средства мониторинга

Хочется следить за HR-репутацией? Начните с малого — мониторинга, это доступный способ быть в курсе ситуации 24\7. Программ для мониторинга множество: Google Alerts, Topvisor, Br-analytics. Для наглядности остановимся на бесплатной — PromoPult (нет, за рекламу они не платили).

Берем название бренда — «Детский мир», выставляем желаемое ГЕО и забиваем вариации ключей для мониторинга:

«Детский мир»

«Детский мир отзывы сотрудников»

Promopult показывает частотность запроса
Promopult показывает частотность запроса

Программа делает снимок поиска по ключам, охватывая топ 20 Яндекс и Google.

Ссылка ведет на конкретную страницу: видео, обсуждение, группу, отзовик и т.д.
Ссылка ведет на конкретную страницу: видео, обсуждение, группу, отзовик и т.д.

В топе негатив с Правды сотрудников и Айрекоменда, низкие рейтинги: «Детскому миру» пора задуматься над обликом HR-бренда.

В поиске преобладает негатив
В поиске преобладает негатив

Сайты автоматически распределяются на позитив, негатив, нейтральные и нерелевантные (не ключевые). Идеальное соотношение ссылочной массы — 80% позитив, 20% нейтральные. Promopult не всегда корректно разбирает ссылки, перепроверить вручную будет не лишним.

Отчет за месяц
Отчет за месяц
Отчет за квартал
Отчет за квартал

После настройки программа будет мониторить поиск, формируя график за месяц, квартал или год. Негатив попёр вверх, появилась неизвестная площадка в топе? Упустили источник и сайт начал вируситься. Постоянной контроль ситуации убережет компанию от репутационных рисков и позволит почистить поисковую выдачу.

Правда сотрудников висит на первом месте и не удивительно...
Правда сотрудников висит на первом месте и не удивительно...

Средства мониторинга помогут отследить отдельные филиалы, вести статистику за длительный период и отслеживать динамику. Что касается результата: «Детский мир» давно похоронил HR-бренд.

Есть проблемы с формированием HR-бренда? Напишите нам, подберем индивидуальную стратегию 🤗

1515
2 комментария

вот на этих отзовиках столько всего,что трудно понять на что ориентироваться

1
Ответить

Привет) Есть такая проблема, поэтому рекомендуем брендам создавать альтернативные HR-платформы — подконтрольные)

Ответить