Двусмысленность — желательная и нежелательная
Когда двусмысленность работает на автора, а когда — против него. Разбираем на примерах из СМИ и рекламы.
Иногда двусмысленность выглядит забавно. Понятно, что в таких случаях ее допустили намеренно, и ничего исправлять здесь не надо. Если, конечно, такие шутки соответствуют целевому назначению текста и его целевой аудитории.
Здесь намеренно использовали омографы «передохнУть» и «передОхнуть». Если бы не хотели двусмысленности, то использовали бы какое-нибудь другое слово. Например, «отдохнуть».
А вот тут у нас чудесный пример игры с законом тождества: у понятия «попасть на кладбище» несколько значений — «добраться до кладбища» и «умереть».
Аналогичный пример из Нижнего. «У памятника» можно понять и как «на памятнике», и как «возле памятника».
Иногда двусмысленность выглядит просто глупо. В общем-то, ничего страшного. Но все-таки неприятно: любой текст работает на образ того, кто его создал.
Здесь вот не поставили запятую после слова «девочка», и получилась «раздвижная девочка». Один знак — а какая разница!
А здесь у нас мужчины и женщины с лицом панды. Наверное, живут там же, где и люди с песьими головами. Вот к чему приводит экономия на переводе.
Ну а здесь, видимо, просто не перечитали написанное, и получился «наполнитель для котика». Вы чем своих котиков наполняете? Я вот предпочитаю для этого использовать кошачий корм.
Чаще всего двусмысленность очень плохо сказывается на тексте. Читатель не понимает, что автор хотел сказать, или понимает неправильно. И уходит. Вряд ли это тот эффект, которого намеревался добиться автор.
Вот отличный пример. Хотели сказать, что дешево, а вышло, что невероятно дорого.
А здесь два примера двусмысленности, и оба — из одного текста. Первая ошибка — в заголовке: из формулировки не ясно, Троцкий убил кого-то этим орудием, или Троцкого им убили. Вторая ошибка — в первом же абзаце: не ясно, музей находится в Вашингтоне или шпионили в этом городе. Нет, так-то тут легко понять, что имелось в виду, но норм русского языка это не отменяет: если двоякое прочтение возможно (и нежелательно), то следует изменить формулировку.
Можно подумать, что в медицинском центре предлагают не избавиться от проблем со здоровьем, а вызвать их. Следовало бы просто добавить слово «лечение».
Что делать, чтобы избежать нежелательной двусмысленности?
Не экономьте на тех, кто готовит для вас тексты. И по возможности давайте текстам отлежаться денек-другой. Или хотя бы пару часов. На свежую голову ошибки искать легче!
Дарья Козлова, главный редактор коммуникационного агентства The Mellows
Например, запретить только исходящие звонки и сообщения от компаний.
Распространение искусственного интеллекта и дипфейков, цифровая усталость — это новые вызовы в коммуникациях. Как не потеряться в потоке информации и находить общий язык со всеми, от кого зависит ваш успех в жизни и бизнесе, рассказывает Алексей Марков, тренер топ-менеджеров и официальных лиц по эффективным коммуникациям.
Дата их запуска пока неизвестна.
История о том, как мы взломали рекламу недвижки и продавали мечты, а не квартиры
Не радуют результаты на Авито? Возможно, проблема не в площадке, а в отсутствии тестов и новых подходов? Не обязательно быть маркетологом или экспертом в рекламе — достаточно простых инструментов, таких как A/B тестирование. Разбираем в статье какие изменения в объявлениях действительно работают, а какие нет.
Вы развиваете бизнес и хотите снизить затраты на рекламу, а ещё — монетизировать свою экспертность и отстроиться от конкурентов. Вам нужен контент-маркетинг! Системы нет, откуда брать экспертную фактуру и где размещать контент — непонятно. Вы наняли контент-маркетолога и думали, что теперь всё наладится. Не тут-то было! Бедный маркетолог, испугавши…
Про Алиэкспресс вы это серьезно? По меркам названий товаров на Али - это более чем понятное название. Можно на раз найти более "выдающиеся" примеры: угадайте, например, что такое "ЕС мощность разъем электрической розетки". И кстати, почему из формулировки не ясно, Троцкий убил кого-то этим орудием, или Троцкого им убили? Словосочетание "орудие убийства" имеет вполне конкретную практику речеупотребления.
Самая адовая жесть, которую я там видел, называлась "электрический стул для пожилых" и была при этом просто массажным креслом.
Прочитал статью и ударился яйцами. Христос воскрес!
Вы слишком хорошо думаете о аудитории приведенных текстов.
Подавляющее большинство даже не поймет, о чем вы «умничаете» - смысл для них считывается однозначно. Собственно, из этой же аудитории и составители приведенных примеров. Нет там никакой намеренности, если только бейтовые заголовки в СМИ
Прочитал