{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как создавать digital-продукты, приносящие пользу людям: опыт Notamedia.Agency

Я Максим Малышев, CEO digital-агентства Notamedia. Мы 19 лет занимаемся веб- и мобильной разработкой, дизайном и брендингом. В статье опишу свое видение того, как развивать бизнес в турбулентное время, оставаться в хороших отношениях с заказчиками спустя года, а также расскажу про секретный ингредиент в создании полезных для пользователей digital-продуктов.

Начнем со знакомства

13 мая было 10 лет, как я работаю в Notamedia. После долгого периода работы разработчиком в веб-студии я пришел в Notamedia на должность руководителя проектов. Позднее занял позицию group head (тогда эта должность называлась продюсер), у меня в подчинении было несколько менеджеров проектов. Затем в компании создали единый проектный офис, я стал его руководителем. Спустя еще какое-то время стал исполнительным директором и начал отвечать не только за project-менеджмент, но и за продажи и коммерческий сектор, стал курировать PR и маркетинг. На мой взгляд — классический, понятный, straight forward рост.

Notamedia была создана в 2004 году и изначально была небольшой веб-студией, которая специализировалась на создании сайтов для СМИ. В 2013 году, когда я пришел, компания была уже зрелой. По словам старших товарищей, компания сильно выросла в момент, когда стала вкладываться в PR и маркетинг, пересмотрела ценообразование. Еще серьезный скачок в развитии произошел, когда компания разделила экспертизу и выделила отдельный ресурс на проработку направления digital-интеграции, параллельно продолжая прокачивать классический для того времени набор услуг.

Сейчас Notamedia — это холдинг, развивающий бизнес в двух направлениях: как digital-агентство, чьим СЕО я являюсь, и как digital-интегратор, чьим СЕО является Сергей Ковтун. Агентство занимается веб- и мобильной разработкой, брендингом и созданием фирменного стиля. Интегратор — разработкой высоконагруженных сервисов и цифровых платформ, автоматизацией, IT-интеграциями, предоставлением услуг digital-маркетинга.

Я считаю, что миссия компании — делать продукты, которые приносят пользу людям. Продукты, пользуясь которыми люди могут одновременно получать от этого удовольствие и решать свои задачи.

Почему честность — главный принцип при работе с заказчиками

Чаще всего клиент приходит в наше агентство с определенной бизнес-целью, а мы помогаем эту бизнес-цель и вытекающие из нее бизнес-задачи достичь. Но не всегда эта бизнес-цель имеется или она корректно сформулирована. Поэтому иногда заказчику даже достаточно желания иметь бизнес-цель, а мы помогаем ему ее сформулировать, а потом — подыскать под нее оптимальное решение.

Когда к нам приходит клиент, есть несколько сценариев:

  • проект выполняем мы;

  • проект выполняет наш партнер;

  • мы даем заказчику рекомендации, как достичь его бизнес-цели.

Так, для простых проектов у нас есть партнерская программа — мы помогаем подобрать исполнителя на проект.

Иногда можем даже сказать клиенту — вам нужно просто найти подрядчика на Tilda. Есть наши — вот контакты, — или можете найти самостоятельно. Сделайте лендинг, купите рекламу, и этого будет достаточно. Даже если ко мне придет премиум-клиент, я ему прямо скажу, что бюджет сливать не нужно.

Это, во-первых, честно, а мы придерживаемся этого принципа в работе. Во-вторых, клиент сам со временем поймет, что переплатил, отношения испортятся, и это навредит репутации компании. А репутация важнее одномоментной выгоды: земля круглая, и люди иногда по несколько раз встречаются в разных ипостасях и ролях.

Какие проекты способствуют росту

Для сферы IT характерна высокая скорость принятия решений, а также серьезные требования к срокам внедрения изменений. Иногда приходится в буквальном смысле «залетать» в проекты, быстро и на глубоком уровне понимать идею заказчика и ее реализовывать.

И кажется, что у нас это получается — мы стабильно растем в полтора-два раза по прибыли из года в год. Кто-то скажет, что это скачкообразный рост, но я считаю, что для IT нормальный. Хотя для IT в период кризиса тоже можно считать скачкообразным.

Нашему росту способствуют именно сложные проекты с горящими дедлайнами. Это проекты, непонятные поначалу никому, кроме заказчика. Их нужно уметь реализовывать быстро и качественно: сайты, мобильные приложения, платформы и сервисы, корппорталы, CRM, а часто и все вместе взятое. При этом все это должно «дружить» между собой на уровне сервисов и микросервисов.

Какая команда помогает двигать бизнес вперед

В холдинге работает 350 человек, из них 130 — в агентстве.

В Notamedia.Agency есть состав топ-менеджеров и руководителей направлений, которые встречаются раз в месяц и обсуждают стратегические направления развития компании — около пятнадцати человек. Если бы не эта команда, мы не могли бы двигаться вперед. В нее входят: я, управляющий партнер, директор по развитию, руководители продуктовых команд, руководитель проектного офиса, HRD, руководитель отдела рекрутмента, креативный директор, руководитель отдела аналитики и проектирования.

В агентстве есть блок коммерческого производства, в который входит проектный офис. В этом блоке аккумулированы общие ресурсы: руководители проектов, дизайнеры, аналитики, разработчики. И эти ресурсы распределяются по проектам, так как решают задачи клиента по фиксу. Например, если клиенту нужен новый корпоративный сайт, то этим занимается проектный офис.

С масштабными, инфраструктурно-сложными и долгими проектами работают продуктовые команды (от 30 до 50 человек в зависимости от сложности продукта), которые заточены на работу над выделенным продуктом. У таких команд отдельный менеджмент и есть четко сформированный продуктовый план на годы вперед.

Наш подход к преодолению кризиса

Мы, как и многие коллеги на рынке, подвержены его колебаниям. Конечно, было нестабильно и неспокойно, когда происходили определенные события в 2020—2023 годах. Но на нашу бизнес-модель они принципиально не повлияли. За счет того, что мы много работаем вдолгую с крупными заказчиками, такие колебания удается переживать проще.

Я считаю, что кризис — это повод для роста. Любые изменения помогают под другим углом взглянуть на рынок, где-то открыть новые направления, где-то переформатировать команду, более жестко относиться к контролю расходной части и сокращению инвестиций.

Если говорить про количество заказов и средний чек, за последние три года у нас были волнообразные колебания. В какие-то моменты заказов было меньше, в какие-то была оттепель. Преодоление кризиса зависит от того, чем ты занимаешься, на какую нишу ориентируешься, какая из этих ниш пострадала меньше или больше. Например, рынок заказной разработки для госструктур пострадал в меньшей степени по количеству заказов. Госзаказчики умеют отлично считать и контролировать расходы, у них жесткие требования к оценкам — считаю, что это классно. Меньше вопросов потом к подрядчику.

Кризис и количество соискателей на рынке

Точно могу сказать, что из-за кризиса джунов на рынке стало больше. Хорошего специалиста как раньше сложно было найти, так и сейчас. Мы не строим стратегию найма так, что повально хантим людей. При этом для сферы IT у нас короткое окно закрытия вакансий — до 20 рабочих дней (включая позиции уровня Senior/Lead). В подборе помогает реферальная программа «Приведи друга» — коллеги рекомендуют вакансии знакомым и получают бонусы, если сотрудник пройдет испытательный срок.

Отношение к конкуренции

Я спокойно отношусь к тому, когда заказчик говорит, что выбирает между нами и другим агентством. И считаю, что из ближайших к нам конкурентов по прибыли, качеству и объему услуг, пересечению клиентского портфеля — все сильные.

Клиентам я обычно говорю так: выбирайте душой. Вам работать по большому счету с людьми, которые сейчас сидели на пресейле.

Если я вам близок по характеру, тому, как доношу, как вижу картину вашего бизнеса и решения проектов, то выбирайте меня. Если нет — выбирайте того, кто понравился.

Определенно у каждого агентства есть свои сильные стороны. Нам, например, обычно играет на руку наш опыт реализации проектов для госструктур, потому что мы умеем и грамотно оформить проект, и подготовить вовремя всю необходимую документацию, чтобы на формальном треке не было проблем, и в то же время сдать проект в заложенные сроки. Аналогично по опыту реализации проектов для застройщиков и СМИ.

При работе с госзаказчиками важно понимать, чего они ждут от команды подрядчика:

  • Надежность. Когда делаешь крупные государственные проекты, от которых зависит федеральная программа, без этого никак. Оценить надежность подрядчика можно в первую очередь по его репутации: смотрите на отзывы клиентов.
  • Гибкость. Кто видел, как выглядят госконтракты и технические задания, тот поймет, что если бы все сдавали только по техническим заданиям системы, то это выглядело бы очень грустно и непрезентабельно.

  • Умение команды подрядчика находить общий язык с заказчиком, даже когда тот плохо разбирается в теме веба. Наличие высокого уровня эмоционального интеллекта у команды, умения искать подходы в коммуникациях.
  • Опыт. Причем не бумажный, например, «сделали тысячу одинаковых сайтов для (какого-нибудь) ГБУ», а разносторонний. Если компания сделала последовательно много открытых (или полуоткрытых) известных инновационных систем для разных заказчиков (федеральные, региональные органы власти; законодательные, исполнительные) — это гораздо ценнее.

При работе с таким подрядчиком значительно сокращается время на коммуникацию и синхронизацию.

Что важно для меня в работе с клиентом

Главное — это профессиональная дружба и партнерство. У заказчика всегда есть определенные цели, KPI, ты должен понимать их. Но в то же время и заказчик должен идти навстречу, проявлять лояльность, гибкость. Это и есть необходимый ингредиент для создания проектов, приносящих пользу людям. Когда с обеих сторон есть тренд на сближение, получаются классные проекты. Все проекты, которыми мы гордимся, были сделаны именно с такими командами со стороны заказчика. Там была супер-вовлеченность, постоянное распределение сфер ответственности и реальное решение задач у каждого на своей стороне, правильная коммуникация — то есть работа в парадигме Win-Win.

Благодаря такому подходу со многими клиентами у меня остались хорошие отношения после завершения проектов. С некоторыми общаюсь спустя долгие годы и до сих пор могу спокойно позвонить, что-то уточнить.

От чего зависит развитие компании

На мой взгляд, стратегия развития компании зависит в первую очередь от того, какое видение этого развития есть у команды. Оно должно быть не только у учредителя, генерального директора и топ-менеджмента, но и исходить от конкретных команд и сотрудников. Мы создаем условия для того, чтобы каждый сотрудник мог подойти к своему руководителю и предложить что-то новое, что уже сейчас можно внедрить в работу, чтобы компания выиграла в будущем. Росту таких сотрудников мы активно способствуем.

У нас есть конкретная цель — расти х2+ в год. Исходя из этого строим стратегию продаж и создания новых продуктовых команд. На ближайшие годы есть и планы по расширению в странах СНГ, и по развитию партнерской программы.

В следующем материале я расскажу о том, какие качества должен иметь руководитель digital-агентства и что, по моему мнению, ему нужно делать, чтобы оставаться эффективным, востребованным и вести компанию вперед.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Ульяна Громова, GROMPR.RU

Спасибо! Жду вторую статью, очень интересует эта тема!

Ответить
Развернуть ветку
Jessica Logan

крутой кейс, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малышев
Автор

Вам спасибо за обратную связь!)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Delichev

Отличная ознакомительная статья от СЕО компании. Интересно

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Как создавать digital-продукты, приносящие пользу
Тут это каждый второй вам может рассказать. Вы бы лучше рассказали

Как создавать digital-продукты, приносящие деньги

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малышев
Автор

Добрый день! Мы уверены, что деньги начинают приходить тогда, когда в первую очередь вы создаете продукты, полезные для бизнеса и его целевой аудитории. Про создание таких проектов и рассказали.
Расскажите, о чем вам было бы интересно узнать из бизнеса digital-агентства? Мы будем иметь в виду и позднее расскажем подробнее.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Это был юмор.

Не помните старый анекдот?
Встречаются как-то два бизнес-тренера и один другого спрашивает: — Как увеличить продажи? — Могу рассказать... — Рассказать и я могу, как увеличить?

Мы коллеги, я тоже одно время рулил digital-агентством.

Рассказывайте больше об внутренней кухне. Может люди поймут что миллиарды digital-агентств, ой как тяжело даются....

Ответить
Развернуть ветку
ENDCODE

Спасибо за качественный и интересный материал 👍

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малышев
Автор

Рад, что вам понравилось!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Пылаев

это самое главное чтобы продукт приносил пользу!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малышев
Автор

Тоже так думаем:)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда