В каких тематиках «ВКонтакте» самая дешевая реклама: сравниваем CPM, CPC, CTR

«Студия Чижова» изучила данные более 15 тысяч рекламных аккаунтов в 28 тематиках и выяснила, в каких нишах «ВКонтакте» дешевле всего рекламировать бизнес. Из этой статьи можно узнать средний CPM, CPC, CTR в разных тематиках и использовать для оптимизации продвижения своих проектов.

Привет! Это Студия Чижова.

В мае мы совместно с коллегами из TargetHunter и LiveDune выпустили большое исследование ВКонтакте, в котором собрали огромное количество цифр и данных, необходимых каждому директору по маркетингу:

  • сколько стоит реклама ВКонтакте,
  • как менялась цена рекламы в течение года,
  • какова ситуация с разными рекламными форматами,
  • что с вовлеченностью аудитории ВКонтакте.

Также они могут быть интересны маркетологам, эсэмэмщикам и предпринимателям, которые самостоятельно занимаются продвижением бизнеса в социальных сетях.

В этом материале подробнее остановимся на одном из аспектов исследования — стоимости рекламы ВКонтакте.

В каких тематиках «ВКонтакте» самая дешевая реклама: сравниваем CPM, CPC, CTR

Из статьи вы узнаете:

  • как различается CPM в разных тематиках,
  • как различается CPC в разных тематиках,
  • как различается CTR в разных тематиках,
  • как эти показатели различаются в разных рекламных форматах: адаптивном, записи в сообществе и историях.

Дополнительно поделимся своими выводами по изученным данным, а вам предлагаем написать в комментариях свои.

Поехали.

Сколько рекламодатели тратят на рекламу ВКонтакте

Одна из сложностей, с которыми мы столкнулись при работе с данными, — это неравномерное распределение рекламного бюджета между тематиками. В общей сложности мы изучили более 15 тыс. аккаунтов с совокупным бюджетом 10 миллиардов рублей.

Как видно по графику, в 2022 году 52,6% рекламных бюджетов приходилось всего на четыре сегмента — сферу образования (в том числе инфобизнес), развлечения, красоту и здоровье, финансы и страхование.

Сколько стоит реклама ВКонтакте: распределение бюджета по тематикам
Сколько стоит реклама ВКонтакте: распределение бюджета по тематикам

Это говорит о том, что рекламодатели в одних тематиках освоили ВКонтакте лучше, чем в других. Конкуренция в этих нишах выше, и это влияет на показатели CPM, CPC, CTR.

Важно!

Величина CPM, CPC, CTR не равна окупаемости инвестиций в соцсети. Если клик в нише одежды и обуви стоит 20 рублей, а в медицине — 45 рублей, это не означает, что продавать обувь ВКонтакте в два раза выгоднее, чем услуги пластического хирурга.

Для оценки окупаемости используются другие показатели: в первую очередь, ROMI (возврат маркетинговых инвестиций), ДРР (доля рекламных расходов).

Например, при продвижении аккаунта пластического хирурга клик по 100–150 рублей адекватен, если обеспечивает качественную аудиторию с низкой ценой заявки и высокой конверсией в консультацию.

В других случаях клик по 100 рублей — это очень дорого. Нужно работать на снижение его стоимости: тестировать новые воронки, создавать более качественные офферы.

Данные из этой статьи можно использовать для:

  • создания медиапланов и предварительного расчета срока окупаемости инвестиций в SMM;
  • корректировки стратегии на основе сравнения своих результатов со средними по тематике (при этом нужно учитывать, что тематики ВКонтакте очень широкие, бизнес-процессы разных компаний могут сильно различаться);
  • распределения бюджета между разными рекламными форматами.

Средний CPM ВКонтакте в разных тематиках

CPM — это стоимость тысячи показов рекламного объявления. То есть за какую цену ВКонтакте отдает рекламодателю охват аудитории по заданным параметрам.

Величина CPM зависит от многих факторов.

Во-первых, насколько широка аудитория продукта. В массмаркете CPM обычно ниже. У узкоспециализированных продуктов — выше.

Во-вторых, рекламный бюджет конкретного рекламодателя. При работе с небольшими бюджетами выгоднее сужать аудиторию и делать ставку на самые перспективные сегменты. Это обычно увеличивает стоимость охвата, но позволяет добиться более высокой конверсии: растут CTR и CR. Большой рекламный бюджет требует расширять аудиторию: искать новые сегменты, тестировать подходы. Как правило, это снижает стоимость тысячи показов. При этом качество аудитории тоже может снижаться.

В-третьих, конкуренция за аудиторию в нише различается. Чем больше активных рекламодателей, тем дороже стоит охват, и наоборот.

В-четвертых, он зависит от соцгеодем характеристик аудитории. Как правило, CPM в городах-миллионниках выше, чем в небольших.

Олег Глухов, трафик-директор Студии Чижова
Средний CPM рекламы ВКонтакте
Средний CPM рекламы ВКонтакте

На графике обращает на себя внимание аномально низкий CPM в тематике «Интернет». Это довольно широкая категория, сюда относятся аккаунты игр на разных платформах, сервисов, производителей в сфере мобильных и интернет-технологий и многое другое.

Средний CPC ВКонтакте в разных тематиках

CPC — это цена клика по рекламному объявлению. Это более значимая для оценки стоимости рекламы метрика, которая показывает, насколько продукт интересен аудитории.

Цена клика зависит от воронки и оффера. Иногда клик очень высокий, потому что оффер не интересен аудитории. В такой ситуации нужно думать, можно ли его изменить. Иногда работают даже небольшие манипуляции. Например, по нашему опыту, люди гораздо охотнее реагируют на скидку, если она указана в рублях, а не в процентах.

Олег Глухов, трафик-директор Студии Чижова
Средний CPC рекламы ВКонтакте
Средний CPC рекламы ВКонтакте

Дороже всего продвигать ВКонтакте сегмент недвижимости и строительства: в этой тематике самые высокие CPM и CPC. К этой категории относятся аккаунты застройщиков, риелторских агентств, сообщества по поиску жилья, соседей и прочее.

По нашему опыту, для продвижения проектов в сфере недвижимости нужны длинные воронки и тонкая аналитика на каждом этапе подведения к продаже. И что важно: клиента не всегда можно закрывать на продажу прямо в соцсетях. Например, если пользователь ищет квартиру в другом городе на время поездки и вынужден принимать решение без осмотра.

Для риелторских компаний и застройщиков, которые специализируются на продаже квартир и аренде на длительный срок, соцсети работают только на ранних этапах воронки. Можно прогревать пользователя с помощью контента и рассылки, но решение будет приниматься не раньше осмотра квартиры глазами.

Еще более сложная ситуация в сегменте B2B, связанном с недвижимостью. Ранее мы публиковали кейс продвижения ВКонтакте франшизы «Перспектива24». В рамках проекта мы помогали партнеру находить в соцсетях потенциальных франчайзи.

Мы выстроили воронку на привлечение целевой аудитории на вебинар и прогревали аудиторию именно на участие в вебинаре, а не на покупку франшизы. Главное — рассказать о продукте и сформировать первичный интерес. На последующих этапах воронки на дожим клиента работают уже другие инструменты.

Средний CTR ВКонтакте в разных тематиках

CTR — это показатель кликабельности объявлений, отношение количества кликов к количеству показов. Величина CTR показывает, насколько аудитории, которая увидела рекламное сообщение, оно было интересно, полезно и в целом релевантно.

Величина CTR тесно связана с ценой клика: при прочих равных чем выше CTR, тем дешевле клик. Чтобы повысить CTR, нужно готовить персонализированные предложения под аудиторию. Если настраиваете рекламу на ключевые слова, добавляйте в исключения фразы, по которым можно отфильтровать неподходящую ЦА.

Также стоит сокращать количество дней, за которые собираются запросы по ключам. Поработайте с гео, выделите Москву, Санкт-Петербург и города-миллионники в отдельные кампании. Периодически обновляйте креативы — со временем они приедаются пользователям и CTR начинает падать.

Олег Глухов, трафик-директор Студии Чижова
Средний CTR рекламы ВКонтакте
Средний CTR рекламы ВКонтакте

Сегмент одежды и обуви показывает лучшие результаты среди других тематик по CTR и CPC и занимает шестое место по CPM. В эту категорию попадают аккаунты, посвященные красоте и моде, бренды одежды и обуви и прочее.

Эти цифры подтверждают то, о чем мы неоднократно говорили в статьях из опыта: с точки зрения инструментария и объема заинтересованной аудитории ВКонтакте очень хорош для продажи одежды и обуви.

Можно прогревать аудиторию с помощью разнообразных инструментов контент-маркетинга (фотоальбомы, видео, клипы), сразу же вести заинтересованных пользователей в товары. Также недавно появились инструменты для товарной рекламы в маркетплейсах.

Из ВКонтакте теперь удобно переводить аудиторию на страницу в Ozon или Wildberries и догревать ее дальше с помощью инструментов маркетплейсов.

Дальше подробнее расскажем о ситуации в разными рекламными форматами. Она подсвечивает, что рекламодатели в разных тематиках по-разному распределяют бюджеты на разные форматы, и это тоже влияет на показатели.

Как рекламодатели ВКонтакте работают с разными рекламными форматами

Прежде чем разбираться с тематиками, зафиксируем важный тезис.

Стоимость рекламы ВКонтакте в разных форматах сильно различается

В каких тематиках «ВКонтакте» самая дешевая реклама: сравниваем CPM, CPC, CTR

Это средние по больнице показатели за 2022 год, без привязки к тематикам и динамике в течение года.

Основной рекламный формат ВКонтакте — сообщение в сообществе. На него приходится почти 8 миллиардов рублей, или 80% от совокупного рекламного бюджета ВКонтакте. В семи тематиках из 28 на него тратится более 90% бюджетов.

Сколько рекламодатели тратят ВКонтакте: доля рекламного бюджета, %
Сколько рекламодатели тратят ВКонтакте: доля рекламного бюджета, %

Ниже 50% доля записи сообщества только в двух тематиках: «Общественные организации» и «Финансы, страхование». Рекламодатели из этих сегментов выделяют сопоставимые бюджеты на адаптивный формат.

Сколько рекламодатели тратят ВКонтакте: доля адаптивного формата, %
Сколько рекламодатели тратят ВКонтакте: доля адаптивного формата, %

Если внимательно посмотреть цифры по этим сегментам, видим, что эта тактика оправдана.

Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Финансы и страхование»
Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Финансы и страхование»
Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Общественные организации»
Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Общественные организации»

Адаптивный формат дает более дешевый охват, низкую цену клика и лучшую кликабельность. Учитывая примерное равенство долей форматов в совокупном рекламном бюджете, это оказывает заметное влияние на общие CPM, CPC, CTR.

Сколько рекламодатели тратят ВКонтакте: истории
Сколько рекламодатели тратят ВКонтакте: истории

Доля бюджетов, которую рекламодатели выделяют на истории, пока невелика. В среднем, 2,9%. Но в сегменте «Услуги связи» она достигает 10,13%, а в сегменте «Подарки и сувениры» — 7,23%.

При близком рассмотрении картина в них не одинакова.

Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Услуги связи»
Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Услуги связи»
Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Подарки и сувениры»
Сколько стоит реклама ВКонтакте: тематика «Подарки и сувениры»

В сегменте «Услуги связи» CPM и CPC в историях очень высокие. Это типичная ситуация и по другим тематикам, как будет видно далее. А значительная доля инвестиций в этот формат может быть связана с неудачными попытками адаптировать к ВКонтакте принципы продвижения в Instagram*, где реклама в сторис имеет важное значение.

В сегменте «Подарки и сувениры» ситуация нетипичная — истории реально работают. Несмотря на высокий CPM, этот формат дает дешевый клик и хорошую кликабельность.

Читать также.

Исследование «ВКонтакте»: в каких нишах стоит продвигаться в 2023 году

Примечание.

В рамках этой статьи мы для простоты не учитывали другие рекламные форматы, на которые в совокупности приходится всего 0,7% от всего бюджета. Но самые пытливые читатели могут изучить исследование целиком и найти интересующую информацию самостоятельно.

Средний CPM ВКонтакте в разных рекламных форматах

В этом подразделе шире посмотрим на то, как различается стоимость рекламы в разных тематиках и разных рекламных форматах.

Средний CPM ВКонтакте: адаптивный формат
Средний CPM ВКонтакте: адаптивный формат
Средний CPM ВКонтакте: запись в сообществе
Средний CPM ВКонтакте: запись в сообществе
Средний CPM ВКонтакте: истории
Средний CPM ВКонтакте: истории

Стандартная ситуация для ВКонтакте такая: самый дешевый охват дает адаптивный формат рекламы. Потом идут записи в сообществе и истории. Это общая для всех тематик тенденция.

Специфика наблюдается только в разнице между ними. В одних тематиках она незначительна, в других — аномально велика. Например, в сегменте одежды и обуви очень дорогой охват в историях. В 2,9 раза дороже формата сообщений в сообществе и в 4,7 раз выше адаптивного формата.

Средний CPC ВКонтакте в разных рекламных форматах

Средний CPC ВКонтакте: адаптивный формат
Средний CPC ВКонтакте: адаптивный формат
Средний CPC ВКонтакте: запись в сообществе
Средний CPC ВКонтакте: запись в сообществе
Средний CPC ВКонтакте: истории
Средний CPC ВКонтакте: истории

В большинстве тематик самую низкую цену клика также дает адаптивный формат, но ситуация в целом более вариативна.

Запись в сообществе дает лучшие результаты в 8 тематиках из 28: среди них одежда и обувь, культура и искусство, украшения и аксессуары, транспортные услуги, профессиональное оборудование, продукты питания, услуги связи и животные.

Еще в нескольких тематиках цена клика в адаптивном формате и формате записи в сообществе сопоставима. Разница не больше нескольких процентов.

Формат историй дает самый дешевый клик только в одной тематике: подарки и сувениры. Об этом мы уже говорили. И еще в одной тематике CPC в историях дешевле, чем запись в сообществе, но дороже адаптивного формата. В остальных случаях он проигрывает обоим.

Средний CTR ВКонтакте в разных рекламных форматах

Средний CTR ВКонтакте: адаптивный формат
Средний CTR ВКонтакте: адаптивный формат
Средний CTR ВКонтакте: запись в сообществе
Средний CTR ВКонтакте: запись в сообществе
Средний CTR ВКонтакте: истории
Средний CTR ВКонтакте: истории

По кликабельности адаптивный формат начинает проигрывать конкуренцию. Лучший результат он дает только в трех тематиках из 28. Причем в сегменте общественных организаций ситуация аномальная: CTR значительно выше и чем во всех остальных тематиках, и чем в других рекламных форматах в той же тематике.

В 16 тематиках из 28 лучшую кликабельность объявлений дает формат записи в сообществе.

Соответственно, в шести тематиках из 28 лучший по кликабельности объявлений формат — истории. И здесь нужно отметить деталь, которая важна для оптимизации рекламных кампаний ВКонтакте. Несмотря на очень высокий CPM, в тематике «Одежда и обувь» истории дают хорошую кликабельность и неплохой для этого формата CPC.

Рекламный бюджет нужно оптимизировать по более поздним этапам воронки

Для примера.

Одна воронка дает CPM в 300 рублей, а CPC — 40 рублей. Вторая — CPM в 200 рублей, а CPC — 60 рублей. При прочих равных первая воронка работает лучше, потому что дает более качественную аудиторию, которая охотнее реагирует на предложение.

Заключение

В заключение еще раз зафиксируем основные итоги.

Стоимость рекламы ВКонтакте в разных тематиках может значительно различаться. Топ-5 тематик ВКонтакте по величинам CPM, CPC, CTR, по версии нашего исследования:

CPM:

  • Интернет.
  • Транспортные услуги.
  • Бытовые услуги.
  • Финансы и страхование.
  • Туризм и отдых.

CPC:

  • Одежда и обувь.
  • Бытовые услуги.
  • Туризм и отдых.
  • Украшения и аксессуары.
  • Профессиональное оборудование.

CTR:

  • Одежда и обувь.
  • Украшения и аксессуары.
  • Общественные организации.
  • Дом, быт.
  • Подарки и сувениры.

На стоимость рекламы ВКонтакте влияет распределение бюджетов между разными рекламными форматами. Адаптивный формат дает более дешевый охват и в большинстве случаев более низкую цену клика. Например, значительная доля адаптивного формата в тематиках «Финансы и страхование», «Общественные организации» влияет на общие результаты.

На стоимость рекламы ВКонтакте влияет конкуренция. В некоторых нишах она значительно выше, чем в других. Это мы видим по доле тематики в совокупном рекламном бюджете ВКонтакте. Среди них образование, развлечения, красота и здоровье, финансы и страхование. На четыре тематики из 28 приходится 52,6% от совокупного рекламного бюджета.

Также отметим важный фактор, который остался за границами исследования, но о котором мы постоянно говорим в других статьях, — стоимость рекламы ВКонтакте сильно зависит от оптимизации: нужно постоянно искать новые эффективные сегменты, тестировать новые офферы, отключать не окупающие себя инструменты и масштабировать результативные.

О том, как решать эти задачи, мы регулярно рассказываем в наших кейсах:

За комплексным продвижением в соцсетях обращайтесь к нам в Студию Чижова. Разрабатываем стратегии, запускаем рекламные кампании, которые решают задачи бизнеса, приносим результат.

Больше материалов для директоров по маркетингу, маркетологов и предпринимателей в наших email-рассылке, телеграм-канале и сообществе ВКонтакте.

3131
29 комментариев

Если бы вы сделали как MOAB поклон был бы гораздо ниже)

https://vc.ru/258203

1

Спасибо за комментарий, хороший пример) Учтем на следующий раз

1

Благодарю за работу🤝🏻
Познавательно

1

Положу в закладочки себе. Полезно.

1

Да, информация нужная, специалистам пригодится)

Как всегда, все конкретно, четко, познавательно!

1