Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Моя личная встреча с собственником интернет-магазина по продаже велосипедов началась с вопроса: “Почему наша реклама ГО**О?”. В его глазах пролетает искра разочарования и надежды одновременно. Речь шла не о креативе и дизайне, а о результатах рекламных кампаний за 2022 год. Компания увеличила бюджет на продвижение в связи с усилением конкуренции на 30%, жертвуя собственной прибылью, при этом продала на 17% меньше велосипедов в сравнении с 2021-м.

Привет! Меня зовут Николай Мясников, я руковожу “Маркетинговой компанией ВИАТ”, специализируемся на разработке решений для роста продаж и прибыли, проводим исследования рынка для запуска стартапа или проекта, разрабатываем стратегии продвижения. В этом материале поделюсь кейсом о том, как выявляли аудиторию с разными Jobs to be Done, снижали стоимость привлечения клиентов, и разработали инновационные решения в интересах пользователей.

Немножко о рынке. Падение продаж неспроста. В 2022 году рынок велосипедов в России рухнул на 30%. Европейские модели ушли, начался активный завоз азиатских брендов, но продавать их в премиальном сегменте сложнее из-за отсутствия узнаваемости марок. Усилилась доля Российских марок, наценка от продажи которых была самой низкой. Произошло перераспределение спроса с дорогих на бюджетные модели, упала доходность и выросла конкуренция.

Заказчик реализует 85% продукции в Москве и Московской области, через собственные пункты выдачи, а также используя курьерскую доставку “дверь-дверь”. Основные каналы продвижения: баннерная и контекстная реклама в Яндекс.Директ и таргет ВКонтакте. Эффективность снижалась по обоим каналам пропорционально. Стоимость клика выросла на 36%. Доля клиентов ушедших с сайта без покупки выросла на 53%. В рамках увеличенного бюджета были попытки охватить другие регионы России, но они также не дали результата.

Исследование рынка и сегментация по JTBD:

В компании была принята классическая сегментация по соц. демократическим принципам, по ним же оценивался рынок на основании статистических данных рекламных площадок и настраивалась реклама. Мы предложили заказчику изменить принципы сегментации от соц. демографической к JTBD. Такая концепция позволяла ответить нам сразу на несколько вопросов:

- Для каких целей пользователи приобретают продукт?

- С какими сложностями клиенты сталкиваются в процессе выбора?

- Почему клиенты выбирают магазины конкурентов?

- Какие факторы выбора важны в наибольшей степени?

Для того чтобы наиболее точно оценить рынок, формируем карту взаимодействия с интернет-магазином:

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Каждый сегмент рынка отраженный в карте требует глубокого изучения. С целью сокращения ресурсов принимаем решение исследовать только прямых клиентов. Косвенные в меньшей степени влияют на прямые продажи, но могут эффективно влиять на популяризацию компании. Для формирования технического задания рассмотрим этапы принятия решения к покупке, которые совершает клиент:

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Покупатель, прежде чем совершить покупку проходит через четыре этапа: первичное осмысление, оценка, сделка и опыт. Получив положительный опыт, покупатель взаимодействуя с триггером совершает повторную покупку. Для выявления JTBD нам потребуется изучить каждый этап. О том как составить и провести интервью, мы рассказывали в предыдущем материале: “Провели более 100 CustDev. Делимся опытом, как проводить CustDev, чтобы не потерять деньги, время и не набить кучу шишек”.

В качестве примера рассмотрим один из сегментов: “Родители учат детей кататься на велосипеде”. Для определения размера рынка потребуется оценить, сколько родителей в Москве и Московской области хотят решить такую задачу. Для этого мы сопоставляем статистические данные по количеству детей и их возрасту, проживающему в регионе, с фактическими данными по продаже велосипедов. Определив средний возраст ребенка в зависимости от пола, можем составить прогноз изменения размера рынка на ближайшие 3-4 года. Данные позволяют решить две задачи:

- определить потенциал рынка для заказчика в сегменте детских велосипедов;

- повысить эффективность планирования и формирования складских остатков к летнему сезону.

Для решения первой задачи рассматриваем статистические данные по каждому району города в отдельности, оценивая уровень дистрибуции заказчика с уровнем дистрибуции специализированных магазинов и пунктов выдачи маркетплейсов. Выделяем несколько типов районов по следующим критериям:

- Низкий уровень дистрибуции, низкая доля в продажах в сравнении с конкурентами;

- Высокий уровень дистрибуции, низкая доля в продажах в сравнении с конкурентами;

- Низкий уровень дистрибуции, высокая доля в продажах в сравнении с конкурентами;

- Высокий уровень дистрибуции, высокая доля в продажах в сравнении с конкурентами;

Для каждого из сегментов подбираем респондентов, разделяя по следующим критериям:

- приобрели велосипед у нашего заказчика;

- приобрели велосипед у конкурента;

- находятся в поиске велосипеда для приобретения.

Такая сегментация позволит нам наиболее точно сопоставить отношение клиентов к покупке на каждом этапе принятия решения. Сценарий интервью строим на основе 8 шагов, которые необходимо выполнить для построения JTBD.

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Обработав результаты интервью, переходим к этапу проверки данных на массовой аудитории. Для этого запускаем онлайн-опросы 300 респондентов по каждому сегменту. Участники исследования оценивают важность факторов выбора, а также уровень удовлетворенности по пятибалльной шкале.

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Результаты исследований отражаем в Job Journey Navigator. Это график, позволяющий визуально отразить, какие критерии выбора важны для клиента в наибольшей степени, а какие в наименьшей. К сожалению, по данному проекту мы не можем показать реальные результаты исследования, поэтому публикую пример, чтобы вы могли самостоятельно внедрять и использовать в своем бизнесе:

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Для определения списка приоритетных задач для бизнеса, решение которых способно принести наибольший результат, проводим QFD-анализ. Это математический инструмент сопоставления действующих решений бизнеса с факторами выбора клиента. О том, как мы проводим QFD-анализ, вы можете изучить в другом нашем материале: Технологии эффективного управления продуктами, которые мы используем в бизнесе.

На первый взгляд может показаться, что описанные инструмент являются слишком сложными и подходят только для крупных компаний. Фактически они упрощают принятие решения, позволяют выработать эффективную стратегию продвижения даже для регионального бизнеса с небольшими бюджетами. Рассмотрим на примерах, как мы приходили к результатам за счет исследований в нашем проекте в следующих разделах.

Решаем проблемы клиентов:

Это самый простой этап по итогам выявления JTBD и проведения QFD-анализа. На наших руках явные проблемы клиентов, с которыми они сталкиваются на всех этапах принятия решения к покупке. Наша задача заключается в поиске решений этих проблем. О том, как мы приходили к решениям, рассмотрим на примере сегмента: “Любители регулярных велопрогулок”.

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

На этапе первичного осмысления пользователи чаще всего задаются простыми вопросами, которые становятся определяющими в пользу принятия решения за или против покупки. Адаптировав наши каналы коммуникаций под запросы пользователей, мы “убиваем двух зайцев”: повышаем вероятность покупки и формируем лояльность к магазину.

Развиваем четыре канала коммуникаций с пользователем: YouTube, ВКонтакте, Twitter (c недавнего времени Х) и Лайфхакер. На основании статистики запросов касающихся проблем первичного осмысления формирует уникальный контент, адаптированный под каждую площадку. Весь контент формируется по модели RDB, которая включает три аспекта: Резонанс, Дифференциация, Вера.

Например, записывая видео для YouTube о выборе велосипеда для города, чтобы создать резонанс мы раскрываем секреты обмана покупателей другими продавцами велосипедов. В дополнении рассказываем, на какие параметры необходимо обращать внимание и при каких стилях катания. В дифференциации демонстрируем преимущества заказчика над конкурентами: возможность профессиональной онлайн-консультации, уникального подбора велосипеда под потребности клиента, дополнительный сервис. Для формирования веры, берем интервью у велоспортсменов и специалистов сервиса.

Работа над контентом позволяет нам увеличить количество переходов на сайт из соцсетей на 378%. Это приводит к росту онлайн-консультаций с экспертами интернет-магазина в 1,5 раза, увеличению входящих звонков на 37% и росту заказов на 47%.

На этапе осмысления подбираем решения проблем пользователей. Для повышения конверсии в карточки товаров на наиболее ходовые модели добавляем более подробные описания моделей, отвечая на ключевые вопросы клиентов. По некоторым моделям снимаем видеообзоры с участием вело-экспертов и прикрепляем их к карточке.

Например, пользователям важно удобство сидения и руля, которые напрямую зависят от роста, веса и стиля катания. Расписываем детально, кому лучше подойдет конкретная модель в зависимости от диапазона этих параметров. На съемку видео приглашаем гостей с разными особенностями, берем интервью по итогам сравнительного тестирования.

Аналогичного контента в России мы не нашли, поэтому для его формирования привлекали опытных сотрудников заказчика, собирали данные с помощью интервью, оцифровывали ответы и приводили к единым показателям.

По карточкам с дополнительным описанием средняя конверсия выросла на 18%, с описанием и закрепленным видео на 32%.

Для привлечения трафика заказчик использовал креативы акцентирующие внимание на широкий ассортимент и низкие цены. Исследования показали, что ассортимент “вскружил голову клиентам” и увеличил сроки принятия решения к покупке. Поэтому в новых креативах мы демонстрировали конкретную модель велосипеда для конкретного JTBD. Теперь пользователь мог видеть свои потребности в конкретном предложении.

Скорректировали и каналы коммуникации с пользователями, дополнив традиционные соцсети и Яндекс.Директ специализированными площадками, на которых часто бывали потенциальные клиенты. Эта работа привела к снижению стоимости клика на 23% и росту конверсии к покупке на 32%.

Мы не решили проблемы пользователей полностью, но адаптировали контент под их потребности, что позволило с минимальными вложениями достичь отличного результата в продажах:

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Создаем инновации:

Работая с JTBD, компания может выбрать одно из двух направлений развития:

- Создание уникальных преимуществ, которых нет у конкурентов;

- Создание модели относительных преимуществ, когда все конкуренты делают также, но мы находим небольшие улучшения, для дистанцирования.

Наш заказчик принял решение пойти по первому пути. Для разработки решений собираем команду заказчика и специалистов агентства. Формируем идеи по развитию в рамках результатов исследований. Все идеи записываем в таблицу Венна.

Таблица Венна проста в использовании, и не требует доп. компетенций. Команда распределяет все идеи в таблице по трём критериям: польза для клиента, польза для бизнеса, возможность технологий, давая каждому решению оценку от 1 - 10. Затем рассчитываем среднюю по трем критериям, отбирая критерии, набравшие наибольшее количество баллов.

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Канвас эволюции продукта позволяет определить, какие решения команды станут востребованы пользователями в будущем, на временной шкале в три этапа: MVP, ключевой продукт, полномасштабное решение.

MVP (Minimum Viable Product — минимально-жизнеспособный продукт) относятся базовые идеи, которые позволяют проверить жизнеспособность наших изменений. Такие решения реализуются с минимальными затратами. Ключевой продукт - продукт полностью отвечающий важными техническими характеристиками, требующиеся пользователям. Полномасштабный продукт - продукт будущего, каким его видит компания.

Канвас позволяет отразить весь жизненный цикл продукта с учетом ресурсов компании на его развитие и является ключевым элементом стратегии.

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

На первом этапе принимаем решение разработать на сайте платформу по подбору велосипедов с учетом индивидуальных параметров пользователей, например, рост, вес, стиль катания и т.д. Сложность проекта заключалась в отсутствии информационной базы от производителей, требовалось самостоятельное тестирование параметров на разной аудитории. Для сокращения затрат принимаем решение адаптировать 30% ассортимента, для проведения тестирования. Для чистоты эксперимента мы выбрали не только самые массовые велосипеды, но и менее востребованные на сайте. Решение позволило уже в ближайший месяц увеличить продажи менее востребованных моделей и снизить складские остатки на неликвидные товары. Запуск рекламной кампании по уникальному подбору привел к росту продаж в июле 2023 к предыдущему месяцу на 18%, к предыдущему году в 1,8 раза. Эксперимент показал высокую эффективность, и мы продолжили работу над развитием.

На втором этапе начали проводить сборку велосипедов в собственных пунктах выдачи заказчика. Решение давало существенное преимущество над маркетплейсами. Из-за конкуренции по цене в карточке товара адаптировали на сайте выбор услуги за дополнительную оплату, которая рассчитывается в зависимости от марки велосипеда.

Внедрили онлайн, либо телефонную консультацию профессиональных экспертов по выбору велосипедов. Для реализации решений прописали подробные скрипты на часто задаваемые вопросы пользователей для стандартизации речи и избежания ошибочных ответов. Настроили CRM для удобного внесения дополнений и изменений со стороны заказчика.

Работу над вторым этапом завершили в августе 2023 года. Прямо сейчас тестируем результаты. Но уже видно, что работа не прошла зря, подтверждая дополнительным всплеском продаж в начале сентября, несмотря на то, что сезон продаж велосипедов уже прошёл.

Третьим этапом запланировано масштабирование проекта на весь ассортимент компании с охватов всех ключевых сегментов, описанных в карте взаимодействия с магазином. Отлаживание всех бизнес-процессов для исключения ошибок и повышения скорости обслуживания и доставки. Внедрение доставки по Москве и области собранных велосипедов от пункта выдачи до адреса клиента с возможностью тестирования дорогих моделей.

Итоги:

Почему наша реклама ГО**О? Как выработать стратегию продвижения на основе JTBD для интернет-магазина велосипедов

Проект продолжается, впереди еще много работы. Но уже сегодня мы видим высокие результаты, дающие подтверждение, что работа направленная на выявление JTBD, и адаптацию решений под ключевые факторы выбора значима для бизнеса. За 8 месяцев 2023 года, мы помогли заказчику увеличить продажи 47% при падающем рынке, при этом сохранить уровень валовой прибыли.

Надеюсь, наш опыт будет полезен для вашего бизнеса, и позволит адаптировать новые решения. Я всегда открыт к общению с предпринимателями, задавайте вопросы в комментариях, подписывайтесь на Telegram-канал (там еще больше моих материалов), связывайтесь со мной напрямую (контакты можно найти на сайте агентства).

Всем удачного развития бизнеса!

3434
38 комментариев

Очень сложно выстроить подобные процессы без опыта. Вы проводите обучения?

1

Да и ещё наверняка в статье нет той самой кучи подводных камней с которыми автор умеет справляться, например нерадивость и безответсвенность персонала.

3

Антон, у нас нет своей программы обучения, так как мы все ресурсы команды тратим на реализацию проектов. Вы можете учиться на основании наших кейсов, либо заказать индивидуальную почасовую консультацию.
Мы так же можем обсудить Ваш проект бесплатно, в рамках сотрудничества и распределить задачи в соответствии с Вашими ресурсами.

1

Нужно просто включить логику, все же расписано

1

Сегмент «Родители учат детей кататься на велосипеде» и jtbd …
Это не совсем jtbd-сегмент. Это определение сегмента через соцдем и вряд ли родители покупают велосипед, чтобы УЧИТЬ детей на нем кататься. Скорее, чтобы ребенок УМЕЛ и КАТАЛСЯ на велосипеде, но т.к. пока он не умеет, то можно «купить велосипед попроще, а когда научится…». Но я бы выделил job — купить ребенку велосипед, чтобы больше времени проводил на улице, чтобы больше физических нагрузок (и поменьше вредных привычек :), а т.к. надо учиться, то подешевле.

1

Илья, хорошая концепция в вашем предложении. При подготовке материала многие результаты пришлось сократить, так как по решению заказчика мы не могли показать всё.

Так же отмечу, что исследования показали, что цель большинства родителей - это стремление соответствовать соц. статусу. Т.е. ребенок должен уметь кататься на велосипеде с определённого возраста, чтобы не отставать от сверстников.

Что касается выбора самого продута, то респонденты ранее купившие детский велосипед с целью научить ребенка кататься отмечали, что он не соответствует физ. возможностям ребенка: слишком тяжелый, высокий - ноги не дотягиваются до асфальта, тяжело крутить педали.

Большой объем работы проделан и достигнуты отличные резь таты. А как соотносятся затраты на Ваши услуги с объемом дополнительной прибыли, которую получил заказчик?

1