Мировые тренды в мобильных коммуникациях: что актуально для России, а что нет
В статьях о трендах часто ссылаются на статистику из зарубежных исследований. В них анализируют данные со всего мира, а чаще из конкретной страны — например, США. Но не всё, что популярно на Западе, приживается у нас. В этой статье рассматриваю 5 трендов в мировых мобильных коммуникациях и примеряю их на российский рынок.
Тренд на RCS-сообщения
MobileSquared ожидает, что к 2025 году 176 сетей запустят услуги RCS между людьми (P2P) через свои собственные платформы обмена сообщениями. Это составляет 100% увеличение использования по сравнению с 2019 годом.
RCS (Rich Communication Services) — индустриальный стандарт связи, разработанный компанией Google. Он должен был прийти на смену старым добрым СМС и так и не взлетевшим ММС. Стандарт приняли в 2008 году, первая версия вышла в 2012, но внедрять RCS мобильные операторы и производители телефонов начали последние три года.
Концепт RCS выглядит очень хорошо. Помимо основных функций связи, стандарт позволяет практически всё то же самое, что и продвинутые мессенджеры — WhatsApp и Telegram.
- Сколько угодно символов. В СМС максимум 160 символов, в ММС ограничения зависят от операторов — до 268 или 1000 символов.
- Возможность добавлять любой медиаконтент и геопозицию. Это может быть фото, видео, музыка, GIF и другие медиафайлы до 100 Мб. В СМС доступен только текст, а в ММС текст и медиа до 1 Мб.
- Статусы прочтения. В RCS можно увидеть, прочитал человек ваше сообщение или нет.
- Отображение набора сообщения. Когда человек вам что-то печатает, в интерфейсе RCS появится «пузырь» или надпись, как в iMessage.
- Групповые чаты. Можно пригласить в чат двух и более людей, как в мессенджерах.
- Это бесплатно. Главный плюс — вам не придётся платить за каждое отправленное сообщение, а СМС и ММС платные.
Однако у RCS есть и существенные недостатки:
- Нужен интернет. В отличие от СМС, которые можно отправить при наличии 2G-сети, RCS-сообщения требуют подключения к интернету.
- Отсутствует кроссплатформенность. Сейчас RCS доступен пользователям Android. Apple обещает добавить поддержку RCS в iOS только к концу 2024 г.
На текущий момент в Российской Федерации только МТС внедрил RCS в коммерческое пользование. При этом технология доступна не во всех субъектах и только на определенных устройствах Samsung с последней прошивкой. Ведут ли другие крупные сотовые операторы переговоры о таких запусках — неизвестно. Это (а также текущая внешнеполитическая ситуация) делает технологию RCS крайне непопулярной в России сейчас. Скорее всего, ничего не изменится и в ближайшие 1-2 года.
Большой вопрос — нужны ли RCS российскому рынку мобильных коммуникаций. В бытовом общении между людьми (P2P, или person 2 person) абсолютно доминируют Telegram, WhatsApp и iMessage. По функционалу они почти идентичны RCS, поэтому не факт, что люди захотят менять уже привычные каналы на что-то новое.
В коммуникациях бизнеса с клиентами (A2P, или application 2 person) ситуация другая. Мобильный трафик используют для рекламы товаров и услуг или информирования. 70% объёма таких сообщений это СМС, 1% — ММС, 29% — мессенджеры. В Stream Telecom мы предоставляем все доступные коммерческие каналы, в том числе развиваем ММС и тестируем RCS с расчётом на рост спроса в ближайшие 2-3 года. Когда технология станет востребована, мы дадим возможность пользоваться ей одними из первых.
Тренд на коммуникации в мобильном приложении
В 2023 году монетизация мобильных каналов будет в центре внимания, поскольку ожидается, что к 2025 году количество подписчиков 5G достигнет 3 миллиардов. Создание коммуникационного приложения, которое хорошо работает без Wi-Fi, — это путь вперед в этот преимущественно мобильный мир.
Хорошее мобильное приложение позволяет общаться с пользователями разными путями: во внутреннем чате, через баннеры и сообщения в интерфейсе или в APP-PUSH — уведомлениях, которые отобразятся на экране, даже когда приложение не активно. В рекламном плане PUSH есть преимущества: с помощью него компания инициирует общение тогда, когда это нужно ей, не дожидаясь, когда пользователь зайдёт в приложение.
У коммуникаций в приложении нет ограничений извне, и это позволяет реализовывать все сценарии рекламы и информирования клиентов. Для сравнения: отправитель СМС обязан соблюдать редполитику операторов и ограничения платформы для рассылок. А ещё внутренние каналы коммуникаций в приложении (не включая APP-PUSH) бесплатны — что тоже плюс.
Но, как показали последние два года, бизнесу в РФ не стоит ограничиваться одним приложением для коммуникаций с клиентами. Из-за санкций и иногда по надуманным причинам приложения многих банков и других компаний были удалены из Apple AppStore и Google Play. Так APP-PUSH и другие каналы стали недоступны.
Поэтому мы в Stream Telecom рекомендуем комбинировать коммуникации в приложении и APP-PUSH c СМС, email и мессенджерами.
К тому же, благодаря умным каскадам такие «комбо» могут повысить уровень доставки и даже серьёзно сократить цену доставки сообщения.
Тренд на AMP-письма в рамках тенденции на персонализацию
Технология AMP для электронной почты позволяет использовать в электронных письмах живые формы, карусели, аккордеоны и меню-гамбургеры. Это делает письма интерактивными и более интересными, чем стандартные рассылки.
Технология AMP (англ. accelerated mobile pages — ускоренные мобильные страницы) была создана в 2015 году для ускорения загрузки страниц. Позже её адаптировали для электронных писем.
AMP позволяют превратить статичное HTML-письмо в небольшую интерактивную веб-страницу, контент на которой обновляется в зависимости от действий пользователя — получателя письма.
Письма с AMP-технологиями:
- Увеличивают конверсию. Клиент может связаться с компанией или сделать заказ прямо из письма.
- Сами адаптируют контент в письмах. Можно настроить динамическое изменение даже тех писем, которые клиент уже получил. Например, когда наступит срок завершения акции, о которой говорилось в письме, на её месте появится другое актуальное предложение. Даже если клиент вернётся к письму спустя месяц, он всё равно увидит актуальные предложения.
- Повышают вовлечённость. Из письма проще заполнить форму и пройти опрос, поэтому письма отлично подходят для изучения ЦА, сбора NPS и других данных.
- Отстраивают вас от конкурентов. Несмотря на многолетние попытки внедрения технологии, письма с AMP ещё достаточно редки. Поэтому привлекают больше внимания, чем стандартные рассылки.
- Не требуют дополнительных трат. Технология бесплатна и открыта для использования.
Технология полезна для B2C- и B2B-компаний с большим трафиком email-рассылок, которые часто анонсируют акции и предложения. Если AMP-письма увеличат эффективность писем всего на пару процентов, это существенно увеличит прибыль от них, а затраты на маркетинг останутся такими же.
Однако AMP поддерживают только некоторыми почтовыми клиентами: Mail.ru, Gmail, Yahoo! Mail и Outlook. При этом на десктопной версии интерактивные блоки не отображаются, поэтому большинство пользователей увидят обычное статичное HTML-письмо. Придётся верстать 2 версии письма — AMP и HTML, а это дольше и дороже. Рассылки затраты на AMP-рассылки окупятся только при больших объёмах.
Поэтому мы рекомендуем для малого и среднего бизнеса продолжать создавать хорошие HTML-письма, иногда пробовать использовать AMP и обязательно оценивать отклик клиентов и результаты рассылки. Если доходы от рассылки превышают расходы на вёрстку и поддержание контента AMP, можно решиться на регулярную практику создания двух типов писем — статичных и динамичных.
Если же вы крупный бизнес, то для вас вёрстка и работа с AMP обязательна, чтобы не отставать от конкурентов. Но и о классике HTML забывать не стоит.
Тренд на самостоятельное обслуживание
COVID-19 побудил людей решать проблемы без помощи другого человека, но с помощью роботов, ботов и других решений автоматизации.
Этот тренд актуален и для России. Скачок интереса к автоматизации общения мы фиксировали во второй половине 2020 года, а сейчас почти все используют чат-боты в приложениях и на сайтах, голосовых помощников на общих телефонах. Заказ и покупки клиента сопровождают автоматизированные рассылки как в СМС, так и во всех крупных мессенджерах.
Россия во многом находится на мировом уровне, а где-то превосходит его — например, по использованию для бизнеса СМС, Viber, Telegram.
Технологические решения позволяют сэкономить на поиске и обучении кадров, сократить время на обработку обращений от клиентов, сокращать ошибки и увеличить скорости обслуживания. Но их работу всегда нужно контролировать. Встречаются ситуации, когда система не может решить ваш вопрос и на человека тоже не переключает. Это раздражает, поэтому неудивительно, что клиент может развернуться в сторону конкурента.
Персональное «человеческое» обслуживание клиента становится привилегией — ведь так здорово просто связаться со своим менеджером и задать ему вопросы вместо того, чтобы решать их самостоятельно.
Самостоятельный сервис (self-service) востребован практически везде для решения типовых задач пользователя, которые есть у любого бизнеса. 90% клиентов предпочитают такое решение, а для оставшихся 10% необходимо мягко подключать сотрудника, который поможет пользователю с его вопросом и подчеркнёт статусность клиента для компании.
С учетом тренда на омниканальность для самостоятельного сервиса необходимо подключить основные каналы общения: СМС, email, мессенджеры, соцсети. Если у вас специфическая аудитория, то лучше исследовать её и добавить специфические каналы для нее.
В Stream Telecom вы можете сразу же подключить все основные массовые каналы информирования. А если хотите добавить специфические, мы можем разработать решения индивидуально для вас.
Тренд на AI
Искусственный интеллект применяется для сегментации аудитории, определения оптимального времени отправки, А/В тестов, предсказания действий пользователя, а также помогает в составлении текстов.
Отрасль ИИ очень быстро развивается и отрадно, что Россия не отстаёт в её освоении. В некоторых сегментах рынка отечественные разработки и вовсе передовые — например, ИИ для сельского хозяйства.
В РФ идёт гонка нескольких моделей ИИ, самые известные — YandexGPT от Яндекса и GigaChat от СБЕРа.
Однако есть и риски внедрения нейросетей в бизнесе:
- Результаты работы ИИ нужно проверять — не все тексты и картинки для тексты подойдут и будут хорошо звучать или выглядеть, поэтому всегда нужен редактор-человек.
- Юридический статус генеративного контента на данный момент чётко не определён. Поэтому остаются вопросы: кому будут принадлежать права на визуально-графический рекламный контент? Кто будет отвечать, если ИИ сгенерирует контент, слишком похожий на другой, на который есть авторское и имущественное право?
- Как и у любой ИТ-системы (да и у людей тоже) — есть вероятность полного отключения или продолжительного выхода из строя. Кто будет делать работу ИИ, если вы уже успели уволить дизайнера и копирайтера, а оставили только редактора?
Но даже эти риски не перекрывают эффективность нейронок. Помимо очевидных функций, ИИ полезен в мобильных коммуникациях, потому что может:
- Предложить несколько вариантов текстов рекламных креативов.
- Отредактировать тексты — стилистически, грамматически, орфографически.
- Проверить факты.
- Узнать, соответствует ли текст СМС или email закону «О рекламе» и что нужно добавить, чтобы не нарушать закон.
- Проверить, работают ли ссылки в тексте.
- Сегментировать базы и многое другое.
Мы в Stream Telecom уже работаем над созданием помощника рассылок, который предлагает оптимальное время отправки сообщения наших клиентов на основе данных о прошлых запусках. По номеру телефона можно однозначно идентифицировать регион, а соответственно и часовой пояс.
ИИ помогает и в продажах, и в маркетинге, поэтому мы используем решение как для внутренних нужд, так и для клиентских задач.
Заключение
Технологии развиваются везде, но приживаются только там, где этого требует общество. Подстраиваясь под клиента, российские мобильные бизнес-коммуникации внедряют искусственный интеллект, технологии самообслуживания и мобильные приложения как канал для связи с пользователем.
Однако я считаю, что даже лучшим технологическим новинкам нужна надёжная подстраховка — проверенные временем решения. Во-первых, это стабильные каналы коммуникаций: СМС, email, некоторые мессенджеры. А во-вторых — человек с экспертизой, поддержка которого останется, даже когда все сервисы откажут в работе.
Выбирайте технологичные, но «человечные» сервисы!
Верховный суд рассмотрел спор о взыскании убытков с банка за неисполнение поручения клиента.
В последние годы криптовалютные рынки привлекают все больше внимания трейдеров по всему миру, и выбор правильной криптобиржи становится решающим фактором для успешной торговли. С каждым годом появляются новые платформы, однако крупнейшие криптобиржи остаются основными игроками на рынке, предоставляя широкий спектр возможностей для пользователей.
Реальный опыт предпринимателя, который не один год занимается вендинговым бизнесом. Вся правда из первых уст.
Первый кадр фильма показывает человека с плакатом, протестующего против пришельцев. Этот репортаж прямо с улицы, мы прямо на пикете.
Хотите выполнять много заказов, делать это максимально качественно, но при этом тратить как можно меньше времени и усилий? Тогда эта статья для вас. Читайте, чтобы узнать, как добиться высокой производительности в работе, не жертвуя своей эффективностью.
Все сейчас говорят, что нужно внедрять AI в отдел продаж и в целом в бизнес. Я же написал 5 причин, почему не стоит внедрять их и работать спокойно
Компанию заподозрили в нарушении конфиденциальности данных.
«Никакой возни с синтаксисом — только промпты, итерации и вайб».
Линкедин — это не просто платформа, где все публикуют резюме, ищут сотрудников или хвастаются офисными кактусами. Это гигантская база данных, где каждый профиль — открытая дверь для холодных, но горячих сделок.