История о том, как сначала поверить в себя, а потом чуть не потерять 20 тысяч рублей

Всем привет, я хотел бы рассказать вам историю своей попытки открытия Instagram-аккаунта по продаже сладостей а-ля интернет магазина. Пройдусь по ошибкам, которые были допущены, и для этого вернемся в прошлое.

ALARM! LONG READ

Начало пути

Шел второй курс моего обучения на менеджменте МГУ, а-ля бизнес образование, декабрь 2018 года, под влиянием новогоднего настроения и уже случившегося профессионального сдвига, я и мой товарищ решили, что нужно, наконец, просто начать и запустить хоть какой-то бизнес.


«Ща стартанем, а там видно будет», Бузинесмэны

Собственно, недолго думая, мы решили, что продавать сладости из Европы и США — это отличная идея, наверно сказалась реклама «Мармелад Шоу», которая на тот момент крутилась в каждой дыре.

Первым делом встал вопрос о названии, нашей оригинальности хватило на «Ломоносов Угощает», так и появился инстаграм аккаунт, который и стал основной "продающей" площадкой.

Ошибка № 1
Поспешили с выбором ниши и очень плохо оценили текущее состояние рынка

Работаем ребят

Встал вопрос: сколько мы готовы задонатить на это предприятие, так как мы студенты, денег у нас было соответственно, скрипя зубами, собрали на нос по 10 000 рублей, так и получился общий банк в 20к.

Дальше принялись искать поставщиков, выделили пару-тройку вариантов, исходя из цены, количества ассортимента и скорости доставки.

Затем принялись изучать конкурентов, смотрели, что они продают, и выбирали сладости, читая отзывы покупателей и пользуясь собственными предпочтениями в плюшках.

По итогу, через 3 дня поисков сделали заказ 10 товарных позиций на общую сумму 15 000 рублей.

Пока ждали поставку нам страшно хотелось прощупать почву и быстренько намутить тестовый аккаунт в инсте, ну мы не особо умные и решили просто красиво нафоткать новогодние сладости для инсты, которые продаются в каждом магазине и начали форсить во всех студенческих пабликах, реакция была мягко говоря не очень.

Ошибка №2
Плохо проработали идею, из-за чего не смогли нормально проверить ее работоспособность , а это могло спасти от многих проблем в будущем

Назад пути нет

Сидим мы значит на горе коробок и думаем, что собственно со всем этим делать и почему бизнес еще не приносит нам пассивный доход в миллион доллеров.

История о том, как сначала поверить в себя, а потом чуть не потерять 20 тысяч рублей

Начали придумывать как мы будем все это благородие упаковывать, вспомнили, что у нас еще 5 000 рублей бюджета и побежали в леонардо, чтобы реализовать наш творческий потенциал.
На упаковку ушло примерно 1000 рублей.

Как же было тяжко учится правильно и самое главное ровно сгибать крафтовую бумагу и вязать эти бантики.

А самое веселое было делать фото сладостей на морозе в -10 (так как у нас были плохие камеры, более менее хорошие фото получались только на улице).

Дальше мы начали погружаться в SMM и делать первые посты через рекламный кабинет фейсбук, собственно туда и ушли еще 4 000 рублей.

Реклама практически не дала результатов, но опыт был крайне полезный.

Чтобы как то привлекать и удерживать студентов решили применять небольшие блоки контент-маркетинга и делали посты с цитатами преподавателей университета.

Все наши попытки были тщетны, но назад пути не было и мы старались придумать новые способы привлечь клиентов, одним из них была живая реклама в универе, как оказалось в ней есть один большой минус - очень трудно измерить эффективность, ведь тогда мы не знали о том, что можно просто разместить уникальный промокод на баннере и таким образом оценить отдачу от него.

Ошибка №3
Нужно было правильно подготовить маркетинг проекта и лучше проработать контент план аккаунта.

Стоит упомянуть, то, как мы планировали доставку, одним словом – никак. Наш гениальный план состоял в том, что мы доставляли бесплатно внутри МЦК, а дальше берем всего 100р.

Ни о напоминаниях о доставке заранее, ни о предоплате мы даже и не думали, а очень зря... Так продолжалось, до тех пор пока в один день мы не потеряли уйму времени на 2 заказа, которые не принесли нам прибыли, так как клиенты «Ой я забыла».

Доставляли заказ в таком виде, чтобы быстрее находить клиента на месте встречи​
Доставляли заказ в таком виде, чтобы быстрее находить клиента на месте встречи​

Ошибка №4
Доставка, это не так просто, как может показаться сначала, сейчас бы я лучше проработал карту доставки, тарифную сетку и систему упоминания о заказе.

Темные времена

Итак, наступил новый 2019 год и на начало января у нас было выполнено заказов на общую сумму 3 000 рублей, и тут начались грустные дни, новых клиентов не было от слова совсем и так продолжалось до начала марта, когда мы поняли, что пора заканчивать этот бизнес-цирк и как раз подвернулся отличный вариант - 8 марта (спасибо нашим прекрасным дамам, за то что вы есть).

Начали искать клиентов среди друзей, однокурсников и т.д, к счастью, вскоре они появились на горизонте и мы получили ряд крупных заказов на 15 подарков общей стоимостью 12 000 рублей.

Тут мягко говоря, мы обалдели от объема, да еще и мой товарищ был вынужден отлучиться, пришлось одному собрать, упаковать и оформить 15 коробок, а потом еще в баулах тащить это на метро до адресатов, теперь я искренне уважаю курьеров.

Но когда мы наконец получили заветный перевод на счет, нашей радости не было предела, на этом 3 месячная эпопея закончилась.

FIN

Подведем итоги

На грани фола - так бы я описал это короткое предприятие, все, что могло пойти не так, пошло не так. Мы закрыли проект с убытком примерно в 5 000 рублей, но к счастью не потеряли все.

Как говорится в библии проджект-менеджера PMBOK «Основная причина неудачи проектов - плохое планирование», ну тогда мы не исповедовали PM.

Несмотря на то, что «Ломоносов угощает» оказался неудачным, он сыграл огромную роль в создании моего «проектного фундамента», и самое главное, заставил меня понять, одну важную истину (ща будет бизнес цитатник)- «Не бойтесь ошибок, бойтесь что не совершите их!»

5858
83 комментария

Денис, вы можете получить бизнес образование, прочитать 100500 книг, пройти 153 курса и опять не стартануть! Легко. Причем так будет с 95% вероятности. Посмотрите статистику стартапов.


А причина всегда простая: попытка все спланировать до мелочей и отсутствие проверки гипотезы!
Ваше предприятие можно было тестануть за неделю, не потерять вообще ничего и съесть шоколадку с чаем. Вот по таким этапам:

1. Придумали идею - это вы сделали.
А вот дальше...
2. Пойти в магазин и купить любую шоколадку. Не хотели чтоб там русские букАвы были? Вы в Москве живете, это точно не проблема.
3. Попробовать продать эту шоколадку с любой наценкой!

И вот тут, вы бы уже поняли ошибку: никто не купит шоколадку у студента дороже, чем её же можно купить в магазине!

Не останавливайтесь, придумывайте идеи и быстро/дешего их тестируйте в очень упрощенном варианте! Вместо планирования задайте себе 2 главных вопроса:
- Кто получит выгоду от вашего решения? Если только вы = провал.
- Какую именно проблему решает ваше решение? Никакую = провал.

51
Ответить

Пф, надо было купить коробку дешевле и продать по одной, вот и весь бизнес план розницы.

1
Ответить

Согласен с вашими тезисами! Спасибо за конструктив)

2
Ответить

Так привык к толлингу и злорадству в интернете, что удивлён насколько адекватен и уместен Ваш комментарий. Спасибо, что Вы есть 😌

1
Ответить

Неужели есть человек который не тролит в интернете. Все эти тролли одинаковые скучные и серые. Самый адекватный ответ. Хвала Высшим силам!

1
Ответить

Всего то 5000 р потратили на опыт, дёшево! Некоторые миллионы заемных просирают или года в вузе на экономиста-юриста.

22
Ответить

Именно! Поэтому в целом мы считаем это очень успешным предприятием.

7
Ответить