Как избежать ошибок товарного бизнеса

Как избежать ошибок товарного бизнеса

Путь предпринимателя, который занимается товарным бизнесом похож на путь капитана корабля, который должен уметь плыть по течению рынка и его изменчивым условиям как по непредсказуемому морю. Он должен управлять своим экипажем, создавать тактику и стратегию, чтобы предугадывать спрос и конкуренцию, как погодные условия, которые могут быть как в виде шторма, так и в виде морской глади и затишья. Продавец доставляет свой товар как капитан свой груз покупателям в разные страны и города.

Проблемы товарного бизнеса

Помимо выбора маршрута своего бизнеса, управления сотрудниками, создания тактики и стратегии у продавца возникает ряд сложностей, которые появляются тогда, когда процессы недостаточно систематизированы:

  • Неактуальность информации. Продавец вручную обновляет информацию о наличии товаров на маркетплейсе. В результате этого процесс может занять несколько часов или даже дней, и покупатели видят устаревшую информацию о доступности товаров. В таком случае покупатели закажут товары, которых на самом деле нет в наличии, что вызовет недовольство и потерю клиентов.
  • Путаница с данными. При отсутствии автоматизации продавец может столкнуться с ситуацией, когда важные документы, такие как накладные или договоры с поставщиками, теряются или неправильно хранятся. Например, если договор с ключевым поставщиком случайно утерян, поставки сорвутся и нарушаются сроки выполнения заказов.
  • Сложность с взаимодействием с разными сервисами. Продавцу приходится вручную интегрировать данные из разных сервисов, таких как платежные системы, логистические компании и маркетинговые платформы. Это создает дополнительную нагрузку и увеличивает риск ошибок. Иногда при неправильной интеграции данных о доставке клиенты могут получать неверную информацию о статусе своих заказов.
  • Ошибки в учете остатков. Допустим, продавец вручную отслеживает остатки на складе и заказы. В результате ошибки в учете запасов на складе было принято решение не заказывать дополнительно популярный товар. В итоге товар быстро распродается, и в течение нескольких дней его нет в наличии, что приводит к потере продаж и недовольству клиентов. Если бы учет был автоматизирован, система вовремя бы оповестила о необходимости пополнения запасов, и таких проблем можно было бы избежать.
  • Просроченные платежи другим сервисам. Если продавец вручную отслеживает сроки платежей, то он может рисковать тем, что пропустит сроки оплаты. Так, из-за пропущенного платежа поставщик может задержать поставку товара, что приведет к сбою в выполнении заказов и недовольству клиентов.
  • Потеря времени и ресурсов. Занятия рутинной работы, связанной с обновлением данных, учетом остатков и взаимодействием с различными сервисами мешает развитию стратегических нововведений.
  • Ошибки в прогнозировании в связи с неполными или неактуальными данными. На основе неправильных данных может быть принято решение заказать слишком много товара, который в итоге не продается и занимает место на складе. Если бы данные были актуальными и точными, таких ошибок можно было бы избежать, что позволило бы более эффективно управлять запасами и снижать издержки.

Автоматизация бизнес-процессов

Как избежать ошибок товарного бизнеса

Сегодня бизнес-процессы автоматизированы и дают продавцу больше времени для более тонких дел - инновационных решений, творческого подхода к своему делу и генерирования новых идей. Автоматизация рабочих процессов кардинально изменила методы ведения бизнеса, сделав их более эффективными и менее подверженными ошибкам. Охватываются различные аспекты деятельности компании, начиная от управления продажами и заканчивая бухгалтерией.

Что можно автоматизировать:

  • Контроль за остатками и своевременного их пополнение. Это поможет избежать нехватки товаров и, соответственно, потери продаж из-за отсутствия актуальных для потребителя позиций. На основе учета можно делать аналитику спроса и продаваемости продукции, и на этой почве в нужном количестве пополнять склад.
  • Аналитику взаимодействий контрагентов. Контрагенты - это все участники электронной торговли: сам селлер/его магазин, платформа маркетплейса, логистические партнеры, платежные системы, через которые будет проводиться оплата и непосредственно сам покупатель. Действие каждого контрагента должно быть всегда во внимании селлера: какие правила вводит маркетплейс, кто и как будет доставлять товар до покупателя, каким образом и как быстро будет производиться оплата за товар (при возврате товара - возврат средств), как реагирует потребитель на товар (возвращает, пишет хорошие отзывы или плохие).
  • Аналитика работы сотрудников. Распределение доступов, контроль за деятельностью сотрудников разного уровня иерархии и оценка работы каждого работника для прогнозирования более эффективного ведения бизнес-процессов.
  • Оптимизация бухгалтерских процессов. Подключение площадки к бухгалтерским системам для автоматического получения данных о продажах, комиссиях и возвратах. Это упрощает учёт и снижает затраты на обработку данных вручную. При ведении бухгалтерской деятельности важен контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью, например, внедрение систем автоматического контроля за задолженностью покупателей и поставщиков. Это позволяет вовремя выявлять и решать проблемы с просроченными платежами.
  • Взаимодействие с другими системами в случае необходимости. Платежные, бухгалтерские сервисы, CRM-системы, системы аналитики, маркетинговые системы, логистические и транспортные сервисы.
  • Автоматизация цикла продаж. Управление запасами, ведение быстрого и точного финансового учета, аналитики рынка и ведение отчетности.

Преимущества учетных систем:

  • Скорость и эффективность. Уменьшение времени на выполнение рутинных задач, повышение производительности сотрудников.
  • Точность и уменьшение ошибок. Снижение риска человеческих ошибок, повышение точности данных и операций.
  • Экономия затрат. Уменьшение затрат на ручной труд, бумагу и прочие ресурсы.
  • Прозрачность и контроль. Улучшение контроля над процессами, возможность мониторинга и анализа данных в реальном времени.
  • Гибкость и масштабируемость. Возможность быстрого адаптирования процессов под изменяющиеся условия рынка и масштабы бизнеса.

Автоматизация бизнес-процессов в сфере товарного бизнеса значительно повышает эффективность, точность и прозрачность операций. Благодаря автоматизации можно оптимизировать контроль за остатками товаров, взаимодействие с контрагентами, работу сотрудников, бухгалтерские процессы и интеграцию с другими системами. Это позволяет избежать потерь из-за нехватки товаров, оперативно реагировать на изменения рынка и улучшать качество обслуживания клиентов.

Начать дискуссию