Как избавиться от чокнутых клиентов?

Недавно к нам обратился один бизнес за советом. Есть клиент — замучил всех. Постоянно требует скидки, грубит персоналу, скандалит, вечно недоволен обслуживанием, но приходит снова и снова. Что с ним делать?

Еще бывает, говоришь клиенту, что какие-то скидки не суммируются, а он давай на рандомные законы ссылаться, да жалобой в ФАС и Роспотребнадзор угрожать. И вроде не страшно, но уже придушить хочется окаянного.

Рассказываем, как красиво, спокойно и законно усмирять таких умников.

Дай! Дай! Дай!

Помните чаек из «В поисках Немо». Вот такие же чайки налетают на бизнес. Дай скидку и все тут. Как отказать?

Как избавиться от чокнутых клиентов?

Сначала стоит объяснить, что скидки не на деревьях растут, так-то. И вообще ничего личного.

Бренд не оказывает каких-либо личных предпочтений и в равной степени уважает всех своих клиентов. Размер и распределение скидок связаны исключительно с экономическими планами и возможностями нашей компании.

Если клиент не угомонится никак, то переходим с цены на ценность. Всем трюкам трюк, честное слово.

Мы стремимся делать наши товары и услуги максимально качественными и удобными для наших клиентов. Если скидка является единственной или решающей причиной покупки нашего товара, то, к сожалению, мы не сможем вам ничего предложить.

Мол, тебе скидку или товар? Ты чего хочешь-то вообще?

Как избавиться от чокнутых клиентов?

Но еще бывает так, что какой-то друг этого скандалиста получил от вас, например, промокод. Тогда кошмарный клиент начинает требовать для себя того же самого. А вы, скорее всего, уже давно отключили от рассылок этого невменяемого. Чтоб лишний раз к вам не ходил. И правильно сделали.

Что ответить в такой ситуации?

Нам жаль, что вас огорчило отсутствие скидки, однако компания вправе не разглашать алгоритмы, по которым распределяются скидки и другие виды поощрения, так как это часть коммерческой тайны.

Ну, серьезно, не маркетинговую же стратегию ему показывать.

Вызывайте экзорциста

Бывают такие скандалисты, которые уже на личности переходят, грубят, оскорбляют персонал, орут, ну, или пишут нечто подобное. Таких нужно спокойно привести в чувство. Тут уже психология: сказать, что их поведение фиксируется (это увидят другие), за это поведение предусмотрена ответственность.

Согласно корпоративной культуре любые вопросы и разногласия мы решаем в спокойной обстановке, сохраняя уважительное обращение. В противном случае компания оставляет за собой законное право отказать вам в обслуживании. Так как согласно статье 5.61 КоАП РФ запрещено унижение чести и достоинства другого человека и карается штрафом. Вам также необходимо знать, что все происходящее фиксируется (переписка, видеозапись, аудиозапись).

Это может отрезвить некоторых. Ведь одно дело пары спустить на персонал, а другое дело нарушать закон.

Как избавиться от чокнутых клиентов?

Если все происходит в офлайн-магазине и если клиент физически опасен, нападает на сотрудников, то бизнес защищает статья 150 ГК РФ. Она про право на жизнь и здоровье, достоинство и личную неприкосновенность. В такой ситуации персонал естественно имеет право защищать себя и клиента можно вывести из зала. Только нужно обязательно все зафиксировать с помощью камеры или хотя бы диктофона. Идеально еще иметь свидетелей, например, возьмите контакты других покупателей, находившихся рядом.

Бог терпел и нам велел

Но бывает так, что клиент просто противный, скандальный, но ему не откажешь. Например, много денег приносит. Или просто вы не готовы рисковать и доводить разборки до суда. В таком случае придется немного смириться и отвечать что-то такое:

Пожалуйста, укажите интересующие вас вопрос в письме и отправьте на почту (такую-то). Мы на них ответим, чтобы в любой момент эта информация была у вас под рукой. А во избежание недопонимания в будущем опишем, каким образом мы можем оказывать вам наши услуги и какие запросы можем удовлетворить.

Это такой способ просто заземлять неадекватного клиента. Своеобразная рутина.

Лучшая защита — это нападение

Есть еще ход конем. Приемчик, который собьет с толку почти любого скандального клиента. Но особо ушлого, конечно, может довести до ярости и активных действий. Так что нужно быть осторожными.

Фиксируйте на видео и аудио неадекватное и незаконное поведение клиента. Сохраняйте переписки. И когда в край он вам надоест, просто составьте список из нарушений, совершенных им.

Мы любим и наших клиентов, и наших сотрудников. Согласно корпоративной культуре любые вопросы и разногласия мы решаем в спокойной обстановке, сохраняя уважительное обращение. Согласно статье 5.61 КоАП РФ компания также оставляет за собой право отказывать в обслуживании, если клиент демонстрирует грубое оскорбительное обращение с сотрудниками, выходящее за рамки делового разговора.

И дальше перечислите зафиксированные моменты. Но убедитесь, что вы правильно поняли букву закона и точно защищены им.

Как избавиться от чокнутых клиентов?

Такой маневр покажет бедному, несчастному, несправедливо обделенному клиенту, что он вовсе не жертва, а давно уже агрессор.

Предохраняйтесь

А теперь неприятный факт.

Иногда бизнес сам притягивает таких ужасных клиентов. Акциями с бешеными скидками, которые распространяются на всех подряд. Без сегментации своей аудитории. Лишь бы пришли и купили. Именно таким образом привлекаются к покупке грубияны и халявщики.

Да, важно показывать покупателям выгоду, поощрения давать тоже важно. Но отношения нужно выстраивать постепенно, равноценно. Бренду нужно заслужить лояльность клиента, но и клиенту нужно заслужить от бизнеса поощрение. Не дарите с ходу золотые горы и к вам меньше будут приходить обнаглевшие люди.

Всем любви и выручки!

P.S. Если у вас есть подобные истории про таких клиентов, мы с удовольствием почитаем и перемоем им косточки. Уже заварили чай ;)

Над текстом работали: Head of Marketing Мара Склярова, Editor Ирина Лазарева, команда MAXMA.com

2020
30 комментариев

🔥🔥🔥 Как жаль, что нам не попалась эта картинка раньше! так в тему 😄

2

Спасибо, отличный список законов 👍 надеюсь, не пригодятся в использовании, но сохраню

2

Очень рады) Да, пусть не пригодится! 😄

2

Комментарий недоступен

Да, спорный вопрос. Тем более, что проблемный клиент может портить репутацию(( Теми же негативными отзывами. Тогда получается, даже если он много денег приносит сам, то все равно отпугивает потенциальных клиентов. А это уже экономически невыгодно. Помимо самоуважения. И, да, бренд включает в себя в том числе политику общения с клиентами. То есть бренд тоже нужно защищать. Поэтому мы мысленно оставляем это на усмотрение каждого конкретного бизнеса. Ситуации разные.

2

Тут уже психология: сказать, что их поведение фиксируется (это увидят другие), за это поведение предусмотрена ответственность.
Так вот оказывается как ими можно управлять 😂😂😂