Шуруповёрт из Cyberpunk 2077
Роботы Figure на кухне
Nothing Phone 3a
Робот-человек
Nikola всё
Uber для охраны

Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

Когда смотришь на статьи для врачей, иногда хочется найти переводчика с медицинского на русский — настолько тяжело они читаются. И мы решили разобраться, правда ли русскому доктору нужны настолько сложные тексты. Рассказываем, что у нас получилось.

Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

Русскоязычная литература для врачей часто сложно организована. Статьи выглядят как сплошные полотна текста без подзаголовков и ссылок. Чтобы найти источник информации, нужно перейти по сноске в конец или открыть дополнительные документы со списком литературы. Кроме этого, приходится пробираться через огромные предложения размером с абзац.

«Русские медицинские тексты — это как инструкция к пылесосу», — соглашается с нами один из опрошенных врачей.

Англоязычные статьи для докторов читать проще. Они написаны понятным языком и короткими предложениями, а ссылки на источники находятся сразу в тексте. Не нужно листать до конца документа, чтобы найти дополнительную информацию.

Зачем мы сделали опрос

Когда в «Палиндром Форте» приходят за контентом для врачей, хочется писать легкие и понятные тексты, в которых будет просто найти нужную информацию или перейти по ссылке, чтобы уточнить что-то. Но иногда мы сталкиваемся с тем, что представления клиентов о текстах для врачей отличаются от наших.

«Бывает, что мы предлагаем проект для врачей и нас просят сделать сложно и странно организованные полотна по лекалам академического текста 1964 года, — говорит директор медицинского направления „Палиндром Форте“ Лиза Дубовик, — а хочется, чтобы было как-то более интерактивно и логично».

Представители компаний могут показывать в качестве примера классические медицинские тексты, со сложной тяжелой структурой и сносками в конце предложений вместо ссылок. Чтобы посмотреть источник, приходится листать до конца, а потом возвращаться к нужному абзацу.

Пример текста из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcr.minzdrav.gov.ru%2Fschema%2F28_2&postId=354723" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">клинических рекомендаций</a> Минздрава РФ
Пример текста из клинических рекомендаций Минздрава РФ

Ссылки на источники, дополнительные справочные материалы, схемы и таблицы часто находятся в отдельных приложениях в конце текста. Чтобы определить, на что ссылается автор, нужно запомнить номер сноски, перейти в отдельный раздел в конце документа и найти нужное число.

Кажется, что подобные статьи врач может почитать дома, сидя с чашкой чая в удобном кресле, когда предвкушает вечер, который потратит на медицинский текст для самообучения. Но намного чаще эти знания нужны на приеме, чтобы уточнить диагноз или получить новые сведения по заболеванию. В таком случае врачу некогда постоянно листать страницу вверх и вниз, а также вчитываться в сложные конструкции из слов.

Хочется помочь врачам и сделать тексты для них как можно проще организованными и структурированными. В качестве примера мы ориентировались на статьи, которые нам казались более правильными. На ресурсах для врачей на английском языке, например на UpToDate, предложения составлены из простых слов, ссылки указаны сразу в тексте, а под каждым абзацем есть список ссылок на другие источники по теме.

Пример текста для врачей <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.uptodate.com%2Fcontents%2Foverweight-and-obesity-in-adults-health-consequences%3Fsearch%3D%2520ldp%2520obesity%26amp%3BtopicRef%3D5372%26amp%3Bsource%3Dsee_link&postId=354723" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">с сайта UpToDate</a>
Пример текста для врачей с сайта UpToDate

Все сноски кликабельны, ссылки на другие источники расположены сразу в тексте, не надо листать вниз или искать дополнительную информацию на отдельных страницах.

Но не все клиенты соглашаются с таким вариантом. Многие уверены, что врачам удобнее читать тексты именно в привычном формате. Потому что так принято писать в большинстве медицинских русскоязычных источников.

Чтобы прекратить сомневаться, как же лучше, мы решили спросить у самих врачей, чего они хотят от текстов для комфортного изучения материала. Предметом изучения стали структура и внешний вид. Ведь важна не только информация, но и удобство и легкость статьи для чтения.

«Было бы странно спорить и перекраивать такую устоявшуюся систему на основе личных предпочтений, — говорит Лиза Дубовик, — поэтому мы затеяли небольшой опрос».

Как опрашивали

Правильнее было бы провести масштабное социологическое исследование или организовать фокус-группу, но для начала решили просто спросить врачей, которые найдут несколько минут для ответа.

Для этого мы написали два варианта одного текста на одну и ту же медицинскую тему. Первый выглядит как большинство медицинских статей и клинических рекомендаций для врачей.

Классический вариант медицинского текста
Классический вариант медицинского текста

Во втором изменили структуру, лексику, а также преобразовали заголовок и вступительную часть.

<p>Вариант медицинского текста от «Палиндрома Форте»</p>

Вариант медицинского текста от «Палиндрома Форте»

В итоге у нас получились два текста, похожие по смыслу, но разные по структуре и написанию.

Сравнительная таблица двух вариантов текста
Сравнительная таблица двух вариантов текста

В классическом тексте информация о дозировках дана в списке. Чтобы сравнить разные препараты, нужно листать страницу вверх-вниз и держать в памяти нужные значения.

Список препаратов с дозами
Список препаратов с дозами

Для своего варианта текста мы сделали таблицу из этих данных. Все препараты и разницу между ними можно увидеть в одном месте.

<p>Все препараты в одной таблице</p>

Все препараты в одной таблице

Затем мы упаковали оба варианта в гугл-форму с вопросами и распространяли ее несколькими путями:

  • через личные аккаунты на Фейсбуке;
  • с помощью врачей-блогеров в Инстаграме;
  • отправляли ссылки в знакомые врачебные чаты.
Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

В итоге на нашу анкету ответили 67 врачей.

Что получилось

В опросе приняли участие семь неврологов, пять онкологов и терапевтов, по два акушера-гинеколога, анестезиолога-реаниматолога, а также врачи самых разных специальностей: от молекулярного биолога до фтизиатра. Кроме этого, заполнили анкету фельдшер скорой медицинской помощи и студенты. Связи между специальностью и предпочтениями в текстах нет.

Стаж врачей получился от нуля у студентов до 30 лет у самых опытных специалистов. Интересно, что связи между стажем работы и предпочтениями в тексте тоже не обнаружено. Врач с большим сроком работы мог выбрать вариант «Палиндрома», а выпускник ординатуры — предпочесть классический вариант.

По возрасту участники опроса распределились так:

Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

Большинство врачей среднего возраста

География опрошенных связана со способами распространения гугл-формы, поэтому у нас получилось, что большинство врачей из Санкт-Петербурга (27 человек). По шесть человек из Новосибирска и Москвы. 24 специалиста откликнулись из других городов страны, а еще четверо были из стран СНГ: Беларуси, Азербайджана и Казахстана.

Сначала мы спросили, в каком тексте оформление ссылок показалось более удобным. В классическом варианте ссылки находились в конце текста под номерами, а в самой статье только были указаны сноски. В варианте «Палиндрома» ссылки были в тексте.

Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

Вариант со ссылками в тексте понравился большинству опрошенных

Лексика какого текста понравилась больше? В нашем варианте мы упростили текст.

Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

За более легкий вариант от «Палиндрома» проголосовало больше врачей, чем за привычный медицинский.

Структура какого текста показалась более логичной? Мы добавили подзаголовки, а данные по препаратам перенесли из списков в таблицу.

Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

И снова наш вариант понравился врачам больше, чем привычно организованный. Судя по комментариям, больше всего приглянулась именно таблица с дозировкой препаратов.

Какой текст было удобнее читать и почему? В опросе мы делали упор на структуру текста, но заодно решили спросить, какой вариант лучше читается. Для этого в варианте «Палиндрома» убрали штампы, канцеляризмы и разбили длинные предложения на короткие.

Инструкция к пылесосу: почему тексты для врачей должны быть такими сложными?

Этот вопрос — единственный, в котором врачи предпочли классический медицинский текст. Хотя в ответах многие пишут, что вариант «Палиндрома» удобнее и легче воспринимается. В нем доступная для понимания лексика, логичная и без канцеляризмов, а «классический очень похож на официальные клинические рекомендации, на них уже глаз замыливается».

Сторонники второго текста писали, что он привычнее, устроен «по-врачебному» и приятен с научной точки зрения на фоне нашего варианта, который показался легкой статьей для пациентов.

Результаты

У нас была задача — показать, как лучше оформить медицинские тексты, чтобы врачам было удобнее читать и проще ориентироваться в них. Получилось, что медработникам нравятся тексты, в которых:

  • оформлены подзаголовки;
  • данные сведены в таблицы;
  • есть ссылки в тексте;
  • четкая структура.

Можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: большинство врачей предпочитают тексты авторства «Палиндрома», а не громоздкие классические статьи. Как пример — один из наших текстов про антидепрессанты:

Пример медицинского текста от «Палиндрома Форте»
Пример медицинского текста от «Палиндрома Форте»

В таком тексте легко увидеть источник и убедиться в его надежности — достаточно только нажать на выделенное слово.

Интересно, что упрощение текстов врачам не очень интересно. Может быть, классический вариант привычнее после многолетнего медицинского образования, которое построено на источниках информации, сложных для чтения. Но даже врачи, которые читают медицинские блоги и слушают подкасты, сделанные в «легком стиле», чаще выбирали классическую лексику.

Возможно, это добавляет солидности медицинским статьям и помогает отличать их от тех, которые написаны для пациентов. Этот вопрос — тема для отдельного исследования.

От хорошо организованных текстов, где информация оформлена в понятном виде и не приходится тратить время на поиски дополнительной, выигрывают и врачи, и пациенты. А наше исследование показывает, что классический вариант медицинских текстов не единственно верный и стоит продолжать развивать эту тему.

1919
реклама
разместить
13 комментариев

Прочитав лид варианта от "Палиндрома", я бы засомневалась, а это точно статья для медиков, или это научпоп для широкого круга? Уж очень попсово.
Это единственное, к чему можно прям придраться, пожалуй.

Структура подачи/ссылки в тексте — очевидно, что нужно делать читабельно.
А вот медицинская тяжелая лексика — она ж не на ровном месте выросла.

Как и у юристов, фразы утяжеляются из-за того, что автор хочет предельно корректно выразить мысль, не дать повода для двойного толкования или искаженного понимания.

А потом просто все начинают так писать, потому что "так принято".
В итоге имеем четкое разделение: написано тяжело и внушительно — писал медик для медиков, тут взвешено каждое слово; написано легко и понятно — научпоп, пытаются пройтись по верхам, огибая точные сложные факты.

Не хочу сказать что это правильно, но логика тут прослеживается.
Сломить ее будет непросто.

5

А как печатать ссылки в книге? :-)

Тут скорее вопрос нужно ли в интернете делать как в книге?
Я имею небольшое отношение к верстке и дизайну подобных материалов для интернет и пока мои предложения делать ссылки хотя бы такими [1] и сразу с переходом на статью и отказаться от суперскрипта для ссылок не находят понимания у владельцев портала. Мои попытки привести ссылки к мировой практике чаще не удаются, чем удаются. Типа у нас "вековые традиции" и "люди не понимают".

1

О, вижу знакомые ключи, под которые написана статья )
Но кластеризация слабовата.

И вообще бредятина.
Но им надо, но совсем не понятно, что им это даёт...

На мой взгляд самый важный в глазах написателя статьи момент - научность статьи. Вы из нее делаете научпоп, а им надо как можно более научное произведение. Да и у врачей, я думаю, уже выработалось отторжение простых текстов - простой текст признак того, что над ним поработал маркетолог, а значит там могут быть "перегибы".

Ну не позорьтесь, искать связи между переменными в выборке меньше 100 человек противоречит всем законам статистики, социологии и логики.

Раскрывать всегда
Поднялся на пиратском контенте: Как в нулевых я построил империю на продаже DVD-дисков и продавал 100к копий в год
***
55
11
реклама
разместить
Рубль стал звездой, а инфляция не пилится. Что ждёт рынок новостроек в 2025 году? Акции, биткоин, бонды. Воскресный инвестдайджест

Неделя ознаменовалась уверенным ростом рубля. Доллар ниже 90 — это серьёзно. Эксперты разошлись во мнениях относительно цен на новостройки в 2025 году, на то они и эксперты. Даёшь Трамп-ралли в недвижимости, в общем, ну не только же акциям расти. Го читать дайджест, тут ещё про распил инфляции, биткоин, облигации, дивиденды и многое другое!

Рубль стал звездой, а инфляция не пилится. Что ждёт рынок новостроек в 2025 году? Акции, биткоин, бонды. Воскресный инвестдайджест
1212
11
Как мы перестроили систему продаж, чтобы клиент не просто покупал AI-агентов, а зарабатывал с их помощью.
Как мы перестроили систему продаж, чтобы клиент не просто покупал AI-агентов, а зарабатывал с их помощью.
Садиться на поезд при помощи биометрии разрешат с 1 сентября 2025 года

Если у перевозчика есть необходимая техника.

Садиться на поезд при помощи биометрии разрешат с 1 сентября 2025 года
55
Миллионы на приватном телеграм канале. Как Арсен Маркарян стал идолом подростков?

— Смотри на Арсена Маркаряна — парень рубит бабки миллионами. 70.000 человек и каждый платит по 1500 рублей в месяц! — А почему бы и нам так не зарабатывать?
Вопрос не в том, можно ли, а в том, КАК?— и эта статья вам все расскажет

Миллионы на приватном телеграм канале. Как Арсен Маркарян стал идолом подростков?
1313
77
33
11
11
11
Один инфоцыган нашел инфоцыгана побольше для рассказа о нем 😂
«Меня можно ненавидеть, но сказать, что я плохой бизнесмен? Думаю, никто не скажет»: Олег Тиньков — о судьбе «Т-Банка», идее запустить эмигрантский стриминг и бизнесе в политике

Несколько цитат из его интервью журналисту Александру Плющеву.

Тиньков. Кадр из интервью 
5050
66
44
22
11
11
Если кратко - то Олег врёт как дышит. Милосердие, доброта, человечность - всё это ему чуждо. Он всегда говорит что ему выгодно в данный момент. Может быть на пороге смерти он и сказал что-то от чистого сердца, но сомнительно. Лучше бы он просто молчал. 1. Олег послал бандитов разбираться с Немагией, это кроме следователей из Москвы которых он выписал ( Немагия - это юмористическая передача на ЮТ где пошутили над Олегом). Олегу потом пришлось отмываться от грязи, извиняться, заказывать себе пиар, давать интервью на весь ЮТьюб у самых известных блогеров. 2. Олег В.В. Путина буквально целовал в задницу, говорил, что лучшего руководителя России не надо. Он не один раз восхвалял Путина, а делал это регулярно. Потом стал критиковать российские власти. И стал разъяснять своим слова, что раньше была тонкая ирония... 3. Тиньков и США решил кинуть на деньги. Он намеренно фальсифицировал свою налоговую декларацию. Он вышел из американского гражданства. В момент выхода из гражданства надо заплатить налоги. Он указал домик на пару сотен тысяч долларов, но забыл сказать про прибыль от IPO Тинькофф банка на 1 млрд долларов. Пришлось в итоге 509 млн долларов налогов и штрафов в рамках дела (уж не знаю в США это уголовное дела). 4. Мы имели возможность читать сливы его писем своим работникам. Работники для него рабы, отношение к ним как к рабам. Кто-то в чатике анекдоты в рабочее время постит? Рассчитать одним днём, желательно с выговором с занесением в трудовую книжку. (А что там ведущий работник по машинному обучению и распознавании речи, не важно. Все же мечтают работать на Олега) 5. Ну и Олег имел чутьё и умел играть в пиар. Он умел сойти с тонущего корабля. Вот пивоваренный бизнес чудом продал когда рекламу пива с людьми запретили, (а потом ее по ТВ вообще запретили). А так бы с новым заводом и кредитами он получил бы огромные убытки. Но везде он рассказывает, что он знатный пивовар был. В пиаре самого себя он понимает!
Альфа банк не хочет помогать разблокировать приложение! А еще банк выборочно помогает клиентам!

Альфа-Банк попросил позвонить в РФ с другой страны где это невозможно сделать.

Как мы дизайним концепты игрушек так — что мурашки по пряже

Персонаж, с которым приходят — уже любимчик компании. К нему нужно с уважением и внимательно. Поэтому за слайдом про понимание задачи мы показываем, что заметили и как почувствовали

22
11
[]