Как создать финансовую подушку безопасности для бизнеса

Потеря крупного клиента, рост цен у поставщика, пандемия, агрессивные конкуренты — все это может привести к кассовым разрывам. Большинство бизнесов сталкивается с нехваткой денег. Финансовая подушка безопасности выступает страховкой и сохраняет нервы собственника. Узнали у реальных предпринимателей, как они готовятся к тяжелым временам.

Как создать финансовую подушку безопасности для бизнеса

Есть бизнесмены, которые предпочитают не копить, а вкладывать все в дело, рассчитывая, что так они заработают больше денег.

«Конечно, держу резервный фонд на непредвиденные случаи, но небольшую сумму. Стараюсь не хранить и не копить. Считаю это бесполезным занятием с точки зрения инфляции, покупательская способность того же доллара снижается с каждым годом. Плюс деньги должны нести пользу. Стараюсь направлять их на развитие компании, вкладывать в дополнительный найм сотрудников, образование, тестирование новых направлений или гипотез, в то, что способно двигать нас дальше»

Андрей Приображенский, Сооснователь сервиса «promkod.ru»

У Любови Александровой другое мнение:

«Наша компания более двадцати лет работает на российском рынке и пережила четыре больших кризиса. Чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от них подчас зависит судьба компании.

Я бы рекомендовала малым предприятиям иметь финансовую подушку, закрывающую постоянные расходы на три-четыре месяца. Сюда входит арендная плата, коммунальные платежи, услуги охраны, связи, фиксированные страховые взносы, и, конечно же, заработная плата.

В нашей компании финансовая подушка безопасности рассчитана на четыре месяца. Она хранится в рублях и евро — мы работаем с иностранными поставщиками. В кризис, вызванный пандемией коронавируса, нам хватило средств, чтобы пережить три месяца простоя и быстро восстановить обороты.

В этом нам помог финансовый резерв, отсутствие кредитов и задолженностей по платежам поставщикам, а также то, что мы внимательно следили за дебиторской задолженностью и товарными запасами»

Любовь Александрова, Генеральный директор LaimaLux Group

Как узнать размер финансового резерва?

1. Определить, на какой период нужна страховка

Оптимальный срок 6-12 месяцев, но даже трехмесячного запаса хватит, чтобы пережить самые сложные времена. За это время ситуация может стабилизироваться, станет понятно, как перестроить работу в новых условиях.

2. Разделить расходы на переменные и постоянные

Переменные зависят от объема производства, постоянные — нет. Чем больше компания производит продукции, тем больше ей нужно сырья, выше расходы на перевозки, электричество. Если производства нет, эти затраты уменьшаются. А постоянные, например, аренда, остаются на том же уровне. Проще всего понять, сколько тратит компания в месяц, когда в ней налажен финансовый учет, например, в сервисе ПланФакт.

3. Рассчитать резерв

Минимальный объем — постоянные расходы на три месяца. Ниже этого предела лучше не опускаться. Если у компании есть кредиты, возможно, после формирования этой минимальной подушки будет выгоднее не откладывать дальше, а направить часть средств на погашение долгов.

«После получения денег от клиентов бухгалтер оплачивает только четко прописанные статьи: комплектующие для заказов, зарплату, аренду. Остальное сразу переводим на отдельный счет, эти деньги уже никто не может потратить на текучку. Это помогает нам быть в тонусе и больше думать о том, как заработать.

У нас небольшая компания, 32 человека, мы обслуживаем очень узкий сегмент рынка (детские сады), в нашем деле высокая сезонность. Половина дохода компании приходится на ноябрь-декабрь, в остальные десять месяцев зарабатывается вторая половина. Нам пришлось научиться не транжирить деньги.

Мы сохраняем средства на резервном счету и тратим их очень осторожно. Никогда не расходуем эти деньги полностью до наступления нового сезона. Это выручило нас в 2008 году, когда оборот компании упал на 73%, и в кризис 2014 и в пандемию»

Анжела Янковская, Основатель и главный художник «Мастерская Ангел»

Как сформировать подушку безопасности?

Ответ на этот вопрос один — откладывать. Финансовая подушка безопасности бизнеса формируется за счет регулярных отчислений из прибыли. Можно отчислять фиксированный процент, например, 10%, а можно установить плавающую ставку — чем больше заработали, тем больше отложили.

Для ускорения процесса, можно проанализировать дебиторскую задолженность и провести работу по сбору долгов, продать имущество компании, которое не используется.

«С момента основания бизнеса мы откладывали 10-20% прибыли в резерв. Раньше мы не уделяли особого внимания формированию финансовой подушки безопасности. Копится и хорошо. Но карантинные меры, большие колебания курса валют показали, что на это стоит обратить более серьезное внимание. Мы с партнером понимаем, что несем ответственность за своих сотрудников и обязаны обеспечить их финансовое благополучие, даже если для бизнеса наступят сложные времена»

Михаил Головкин, Основатель веб-студии webshop

Как хранить деньги?

Средства должны храниться надежно, легко конвертироваться в наличные и, желательно, приносить доход, хотя бы частично покрывая уровень инфляции. Важно помнить о диверсификации. Часть денег можно хранить на депозите, с процентом на остаток, часть — в наличных, на случай блокировки счета.

Есть соблазн вложить деньги в валюту, чтобы заработать. Предположим, собственник 1 января 2020 года вложил 100 000 рублей резерва в доллары и евро поровну:

На 50 000 рублей купил доллары по курсу 61,91 (807 долларов), а еще 50 000 вложил в евро по 69,37, получилось 720 евро.

На 1 января 2021 года стоимость его финансовой подушки составила бы 124 982 рубля:

  • 59 613 лежит в долларах (курс доллара 73,87);
  • 65 369 рубль лежит в евро (курс евро 90,79).

Размер резерва увеличился на 25%. Подушка не только «страховала» предпринимателя, но и принесла прибыль, превышающую инфляцию. Но, если бы деньги понадобились срочно в середине января 2020, ему бы пришлось поменять евро по невыгодному курсу (67,81 рубль за евро) и потерять больше тысячи рублей.

Не стоит инвестировать финансовые резервы и в фондовый рынок. В случае кризиса он может просесть, и активы придется продавать с убытком.

«В настоящее время в ситуации пандемии, считаю финансовую подушку безопасности необходимой для большинства бизнесов в связи с нестабильной рыночной ситуацией.

В нашем образовательном проекте высокий сезонный фактор, выручка летом резко падает. На лето нам необходим резерв, чтобы снизить риски кассового разрыва. Я считаю, на данный момент стоит хранить деньги в валюте. Знаю людей, которые хранят резервы на депозитных счетах, но при текущих процентных ставках это не имеет смысла.

Вкладывать все в оборот, возможно, выгодно бизнесу с высокой рентабельностью, низкими сезонными колебаниями, устойчивым клиентским потоком и понятной окупаемостью рекламных активностей»

Сергей Жвакин, Сооснователь, тренер «Шахматная школа #1»

Когда пора начинать тратить накопления

Могут возникнуть обстоятельства, в которых деньги нужны срочно, например, потребовался дорогой ремонт оборудования. Финансовая подушка безопасности в такой ситуации поможет избежать кредитов и процентов по ним, избавит от необходимости тратить время на поиски денег.

Проблемы могут возникнуть и у всей отрасли. Бизнес может столкнуться с ограничениями, как московские рестораны, которым запретили обслуживать посетителей без QR-кода. Посещаемость упала, а обязательные платежи никуда не делись. Резервный фонд в этом случае поможет переждать тяжелые времена.

Если подушка потрачена, как только ситуация улучшиться, нужно опять ее пополнить.

Кризис может прийти и постепенно — плавное снижение объема продаж, затоваривание, раздутый штат, и вот компании нечем платить по обязательствам. В этом случае нужно попробовать преодолеть кризис без лишних вложений:

● объявить скидки на товар на складе;

● попросить кредиторов, поставщиков и арендаторов об отсрочке платежей;

● изучить информацию о помощи и льготах от государства;

● снизить издержки;

● проанализировать занятость сотрудников и систему оплаты труда;

● пересмотреть дивиденды, которые выплачиваются собственнику.

Резюмируем

Минимальная финансовая подушка безопасности должна покрывать постоянные расходы компании на три месяца.

Для накопления резерва нужно откладывать определенный процент от прибыли.

Деньги лучше держать в наличных и на депозите, а не вкладывать в валюту или фондовый рынок, чтобы не потерять их из-за колебаний курса.

2525
реклама
разместить
3 комментария

а как же инфляция, которая медленно, но верно пожирает эту самую подушку из наличных?

сейчас и хорошо диверсифицированный инвестиционный портфель вполне себе поедает инфляция) 

но минимум на 3 мес для бизнеса действительно хорошо иметь наличку, которую можно "достать" в любой момент

1