Металлургическая эпопея: зарегулировать() нельзя() отпустить

Российский рынок стали переживает явно не лучшие времена. Ещё в марте, после совещания Минпромторга условия «игры» поменялись и теперь рынок ждёт перестройка. А ФАС продолжает подливать масло в огонь. Почему металлурги «свои среди чужих» и «чужие среди своих»? Разбираемся в этом посте.

Что происходит?

Металлургия является одной из важнейших отраслей для экономики страны. Примерно 52% всей потребляемой в мире стали применяется в строительной сфере, 16% — в машиностроении и по 12% — в автомобильной промышленности и производстве бытовой техники. Основная промышленность страны зависит от состояния металлургии. С конца февраля рынок по понятным причинам переживает не лучшие времена.

Евросоюз наложил запрет на импорт российского проката, из-за чего в ЕС кратно выросли цены и достигли новых, беспрецедентно высоких уровней, что неудивительно, ведь страны пытаются заполнить ту пустоту, которая образовалась с момента запрета импорта. Для отечественной металлургии, казалось бы, складываются удачные времена: слабый рубль, из-за высоких цен на мировых рынках можно заключать прибыльные контракты на внутреннем рынке, однако не тут-то было… Мало того что рубль взял да и начала укрепляться, так и на страже, как водится, всегда обитают регуляторы – Минпромтор, ФАС и другие.

Что сделал Минпромторг?

Во-первых, Минпромторг договорился с металлургами уйти от привязки цен к доллару и все расчёты вести в рублях, тем самым фактически разделяя рынок на внутренний и международный.

Во-вторых, ведомство потребовало от представителей отрасли ограничить наценку на стальную продукцию и перезаключить существующие контракты с существенным ограничением наценки на свою продукцию в 20–25%.

Если посмотреть на среднюю маржинальность российской металлургической отрасли, то добавочная стоимость продукции составляет 35–40%. Очевидно, что текущее требование Минпромторга по отвязке цен от существующего бенчмарка и ограничения наценки себестоимости сильно ударит по маржинальности и доходам компании.

Что сделал ФАС?

Антимонопольная служба погрозила пальцем и выдала предостережение ассоциации производителей за то, что они разово понизили прогноз производства стали из-за высоких налогов. Металлурги фактически решили заставить регулятора пойти на попятную: снизить налоги и ослабить рубль. Северсталь, НЛМК и ММК практически одновременно заявили о возможном сокращении производства на 30–40%, такие заявления, по словам регулятора, могут создать необоснованный дефицит металлопродукции на внутреннем рынке, что в конце концов может увеличить издержки бизнеса и даже обрушить производство. Как отмечают аналитики, – «в апреле спрос на сталь в России, рассчитанный как объем производства за вычетом чистого экспорта, снизился на 3%, а само производство — на 5%. Уровень спроса в апреле соответствовал данным за предыдущие годы, а за первые четыре месяца 2022-го даже вырос на 9%, отмечали аналитики. Причем производство не снижалось, несмотря на «узкие места» в экспортной логистике».

Чего ожидают рынки?

Ожидания на рынке по поводу будущего отрасли разнятся. В этой связи отказ от выплаты дивидендов за 2021 год и отмену выхода отчётности можно понять. Государство фактически переложило бремя производства на акционеров металлургических компаний, в том числе на миноритариев. Это давит на котировки акций металлургических компаний, в особенности в совокупности с отказом от дивидендов за 2021 год.

Из положительного, нас ждёт переориентация экспорта в Азию, и по слухам, Минпромторг может дать послабление и снизить экспортные пошлины. При том условии, что внутри страны рынок будет зарегулирован, а экспорт наоборот будет обладать большими свободами, мы считаем, что у сектора есть потенциал, ситуация может улучшиться во второй половине года. Хотя к любому государственному регулированию стоит подходить с опаской, учитывая уровень аппетита и предпочтений регулятора.

Металлургическая эпопея: зарегулировать() нельзя() отпустить
Начать дискуссию