{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Альтернативное финансирование: выход для малого и среднего бизнеса

Процент отказов банков в кредитах малому и среднему бизнесу, по словам гендиректора «Корпорации МСП» Александра Исаевича, доходит до 70%. У микробизнеса эта доля еще выше. Как небольшой компании пройти «долину смерти» и получить финансирование, рассказал сооснователь компании IVITECH Артем Москалев.

Основная проблема МСП — невозможность вписаться в привычные критерии скоринга банка. Будь то банковское или инвестиционное кредитование, оборотное финансирование или большинство других классических инструментов — все они основываются на оценке экономических показателей заемщика. В первую очередь — на финансово-бухгалтерской отчетности, во вторую — на оценке активов бизнеса, которые могут покрыть сумму кредита или займа.

Для крупного бизнеса, имеющего подтвержденную историю экономической деятельности, требования финансовых учреждений вполне выполнимы. Иначе обстоит дело с МСП. Их бухгалтерская история не соответствует критериям классического скоринга, а активов, которые можно было бы использовать в качестве залога, недостаточно или нет вовсе. В таком положении оказывается, например, продавец товаров на маркетплейсе. Ему нужны средства для закупки товара, оплаты сервиса торговых платформ, фонд оплаты труда сотрудников и покрытия кассовых разрывов.

Можно рассмотреть получение государственной поддержки по программам для МСП. В последние годы таких инструментов было запущено очень много, однако и тут все непросто. При оценке заемщика используются все те же классические методы скоринга. В некоторых случаях надо доказать инновационность продукта, участие в импортозамещении или просто иметь отношение к конкретной отрасли, которой доступна поддержка.

Эти ограничения уже привели к созданию системы альтернативных методов финансирования МСП. Для этого применяются инструменты оценки перспектив бизнеса по критериям, отличным от классического скоринга.

Краудфандинг в России

Альтернативное финансирование — не новость для рынка. Многие из относящихся к нему инструментов появились еще 10–15 лет назад. Последние 5–6 лет эта ниша бурно растет: увеличиваются обороты и количество игроков во всем мире.

Россия занимает одну из лидирующих позиций по развитию и уровню проникновения в экономику передовых fintech-сервисов. Еще в прошлом году он оценивался в 82%. Об этом в ходе конференции Tech Week сообщил директор центра инноваций в финансовом секторе Фонда «Сколково» Павел Новиков, отметив, что по этому показателю Россию опережают только Индия и Китай.

Привычным способом получить средства в России на развитие бизнеса является краудфандинг. По данным ЦБ РФ, на конец 2022 года в реестр операторов инвестиционных платформ входили 64 краудфандинговые площадки. Это на 14 больше, чем годом ранее. Несмотря на то, что 28 из них находились в стадии разработки или приостановили деятельность из-за геополитических факторов, объем собранных с помощью этого инструмента средств за год вырос на 48% и составил 20,4 млрд рублей.

12,8 млрд рублей (62,7% от объема рынка в 2022 году) пришлось на выдачу займов (краудлендинг). Если в начале прошлого года их стоимость составляла в среднем 22%, то после летнего скачка к отметке 28% ставка к концу года опустилась до 24%. Средний размер займа — 1,3 млн рублей, что вполне соответствует нуждам малого и микробизнеса.

Остальной объем рынка краудфандинга пришелся на краудинвестинг — альтернативный финансовый инструмент, более подходящий для ищущих средства представителей среднего бизнеса и стартапов. На любой из поддерживающих этот механизм цифровых платформ бизнес может обменять часть своих акций на «живые деньги». Средняя сумма инвестиций в компанию в 2022 году составила 69,7 млн рублей (3,3 млн рублей на инвестора).

Скоринг для каждой отрасли

Краудинвестинг вполне может закрыть потребности в финансировании даже небольших компаний, однако и у него есть свои ограничения. Во-первых, сбор средств требует значительного времени. Во-вторых, требуется активное участие заемщика, проведение рекламных активностей, переговоров. И это не совсем то, что нужно управляющему таксопарком, владельцу точки общепита или продавцу товаров на маркетплейсах.

На помощь приходят fintech-платформы. Для каждой отрасли они разрабатывают альтернативный скоринг. В его основе независимые источники данных и модель оценки рисков. Например, проанализировать платежеспособность таксопарка можно через платформу-агрегатор и получить информацию о количестве поездок, их географии, среднем чеке, текучке водителей. Предприятие общепита: привлекательность его расположения, расположение соседних конкурентов, поток клиентов и средний чек. Продавец на маркетплейсе: автоматизированный анализ содержимого товарных карточек, уровня конкуренции в товарной нише, динамики роста продаж у предпринимателя относительно роста товарной категории в целом.

Для каждой отрасли находятся источники, из которых можно получить информацию о платежеспособности клиента. Весь процесс автоматизирован и со стороны получателя займа, и со стороны банка. Решение принимается в течение нескольких дней с момента заявки до получения финансирования. Подобная технология распространена и в других странах. Например, немецкий стартап Myos активно работает с маркетплейсами Германии. В России есть похожие платформы, но общий объем проходящих через них средств еще ждет своего исследователя.

Будущее альтернативного финансирования

В России спрос на альтернативные источники финансирования бизнеса высокий. Из-за отказов в заемных средствах для МСП со стороны банков растет сегмента платформ краудфандинга и инновационного скоринга.

Краудфандинг в России растет на десятки процентов в год. Количество отраслей, покрытых услугами альтернативного скоринга, постоянно увеличивается. Заинтересованные в срочном доступе к средствам бизнесы могут найти сервисы, построившие цифровую модель конкретной отрасли и готовые работать с заемщиком. Если подобной системы оценки рисков пока нет, можно обратиться за ее созданием к одному из поставщиков такой услуги.

Банкам, заинтересованным в привлечении дополнительных клиентов, удобно работать с fintech-платформами. Не требуется создавать отделы под каждую отрасль, не поддающуюся классической оценке — достаточно провести интеграцию и выделить для работы одного менеджера. Впрочем, многим банкам не занимать опыта в анализе данных, так что с ростом популярности альтернативного скоринга его элементы могут проникнуть и в традиционные финансовые организации, меняя их изнутри в соответствии с требованиями времени.

Наконец, скоринг будет развиваться и технологически, включая в себя новые средства анализа на основе все более доступного ИИ и использования дополнительных источников данных. По большому счету, уже сейчас создано все необходимое для того, чтобы обеспечить рост альтернативного финансирования МСП на десятилетие вперед.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда