Мы устали и обратились к организационному психологу. Обсуждаем: как смотивировать сотрудников (и немножко рекламируем себя)
Для начала познакомимся – я Мария, магистр организационной психологии, имею 3-летний опыт на руководящих должностях и, если мне что-то и знакомо, так это выгорание, лень, усталость. У меня. Ну и в коллективе.
Давайте определимся: психфак я заканчивала не для того, чтобы душнить в статьях, а для помощи людям, поэтому какого-то формата дипломной работы я постараюсь избегать.
Я понимаю вашу боль
Я не зря завела разговор про всё это в принципе. Часто руководители стараются изо всех сил мотивировать сотрудников, сплотить их, порадовать, зажечь в них искру. Вкладывают свои деньги, время, силы, любовь. И, поверьте, я понимаю, как больно и обидно видеть, что это не работает. Потому что вкладываться на все 100, а получать 0 — это ужасно.
Пару лет назад я стала свидетельницей: взрослая, властная женщина, руководившая до этого другим коллективом 20 лет (!) сидела в слезах, потому что просто не знала, что сделать с коллективом на новом месте работы – неуправляемым и неработающим.
Почему привычные методы перестали работать?
Пока в книжках и коучинговых тренингах говорят о том, как правильно хвалить сотрудника, время неизбежно движется вперёд и вот, сотрудник, который в 2015 готов был подраться за премию, сейчас видит в рилсах, что в других компаниях ещё и зоны отдыха сделали, и к кофе/чаю и печенькам фрукты добавили, полноценные обеды, спортзалы, и психолог есть, и мемы все вместе смотрят. Только он слегка забывает, что работает не в гугл.
Сами же руководители начинают с базы: хвалят, отмечают успехи, дают поощрения. Но забавно в этом то, что даже в старых-добрых книжках чёрт пойми каких лет, давно написано, что методы поощрения/наказания являются самыми краткосрочными в принципе. Так ни власть не удержишь, ни сотрудник долго не пробегает. Тогда руководители начинают отчаянно драться за тренинги и тимбилдинги. Тренинг и тимбилдинг также имеют разовый эффект, но действительно снимают напряжение, помогают и поддерживают коллектив. Надолго ли это? Везде по-разному.
– Ну вот, супер! Тренинг в народ!
Но есть нюанс. Если сотрудники и унесут знания о своей и чужой мотивации, то придётся столкнуться с золотым правилом 7±2.
Краткосрочная память запоминает ровно столько.
Вот теперь представьте, что вы потратили условные 50к (это если повезёт) на тренинг, а ваши сотрудники запомнили жалкие 7±2. Из часов работы над их мотивацией. Проще говоря, чаще всего происходит так:
В конце тренинга все сидят в кругу, воодушевленные и счастливые, говорят о том, сколько унесут для себя, интегрируют в привычную жизнь, что вот! Завтра-то! Я проснусь и хакну этот мир.
Завтра в 7 утра у сотрудника звенит будильник: он не проснулся на пробежку, не занялся медитацией, не подключился к своему внутреннему ребёнку, маткой не подышал, не настроил себя на классный и продуктивный день. Из завтрака обошёлся кофе и сигаретой, максимум – осточертевшей яичницей. И всё пошло по кругу. У него нет сил, он ничего не хочет, ему ничего не надо. Даст бог, что-то там действительно поделал (не для вида), с Серёгой новостями обменялся, постоял в пробке и до, и после.
То есть тренинг сработал так: сотрудники выпустили часть напряжения, что-то может и отложилось, пусть и мало. Но в работу не ушло практически ничего.
Организационная культура
Круто, да это ж круто!
Я огромный почитатель формирования и приверженности организационной культуре. Не от балды взято, а потому как именно она может спасти практически что угодно. Она в голове сотрудника, когда он рассказывает о своей работе друзьям, она вдохновляет, она же помогает отсеивать тех, кто принципиально не подходит в коллектив. Это ценности коллектива, отношения, принципы, нормы.
И ещё, что важно: организационная культура является мощным и важным инструментом, мобилизирующим персонал для достижения целей организации.
Благодаря организационной культуре сотрудники будут чувствовать себя частью команды, компании, бизнеса. И работать во благо.
Причём благодаря организационной культуре ваша компания сможет выживать и адаптироваться во внешней среде. Ну раздушнилась я.
В общем, про организационную культуру я могу рассказать СТОЛЬКО, что вам и не снилось. Если попрёт, напишу статью и об этом.
А пока отметим самое важное: организационная культура работает только есть ценности.
Ценности – это ядро организационной культуры.
И здесь секрет успеха: одной из ценностей компании должен являться сам сотрудник.
Сотрудник сейчас – это не рабочая сила, это инвестиция.
Именно поэтому деньги, грамоты, печенье – пустышки. Отношение к сотруднику как к тамагочи не работает. Казалось бы, тыкнешь кнопочку и всё. Но фиг тебе. Это живой человек, оказывается.
У него есть мечты, цели, планы, любовь, а иногда – разбитое сердце. Часто он устаёт, хочет вытянуть ножки, отключиться от дел, выпить с друзьями или уйти в лес и не вернуться (узнали согласны).
И вот именно на личностном уровне я предлагаю работать.
Мы не можем склеить разбитое сердце, построить человеку избушку в лесу, уговорить его соседей не ругаться по ночам. Но мы можем дать ему желаемое – спокойствие, умиротворение и слияние с бесконечным вечным.
Людей можно возить в отпуск. Не отпускать их в отпуск за свой счёт, не таскать на выезды на природу по выходным ловить клещей на живца и жарить шашлык, не отпускать на час пораньше с работы в праздники. А обеспечивать им качественный и классный отдых, не просто давая им возможность отдохнуть, но и подчеркивать индивидуальную ценность каждого
MICE-туризм и с чем его едят
Существуют корпоративы и командные выходные за пределами снятых банкетных залов, беседок в парке и дачных посёлков.
Mice-туризм — это такая штука, когда вы просто берёте и везёте своих сотрудников на корпоратив, тимбилдинг, конференцию. Чаще всего, заграницу, но можно и по России.
Для себя я вижу в этом плюсы такие (если вам придут иные в голову – пишите):
- отдых для сотрудника
- сплочение коллектива
- смена обстановки с какой-нибудь пыльной Москвы на морской бриз
- виден вклад и отношение к сотруднику, т.е. поддерживается подход про личность и индивидуальность сотрудника (анти—тамагочи)
- жирный плюсик в карму организационной культуры
- выигрывает даже на фоне зон отдыха и свежевыжатого сока в офисе
- вряд ли сотрудник захочет уйти после такого
- бонус: формирует HR бренд
Я отлично завернула: выходит, всё вышеперечисленное фигня, давай плати за отпуск для команды. Но, конечно, не это я имела в виду. Очевидно, какой-нибудь отдел бухгалтерии в юридической конторе нет смысла куда-либо везти. Они и не оценят. Это бюрократическая организационная культура. Там плати денюжку, дари цветы на 8 марта и всё.
В крупных банках и компаниях это уже практикуется, на уровне — выиграть командировку в Милан, пройди обучение в Москве и т.д. Сейчас это начало выходить на уровень среднего и малого бизнеса и скоро станет трендом, поэтому, конечно, если есть возможность, самое время быть в числе топовых компаний-первопроходцев.
Как бы реклама, но как бы нет
Да, я полностью согласна, что это работает и является отличной идеей. Сами ребята из Моретут писали в статье, что после командного отпуска в Дубае уровень продаж вырос на 14%.
Часто программы разрабатываются совместно организациями-заказчиками и MICE-агентствами или турфирмами. Это могут быть кейсы — путешествия с сюрпризом. Важным представляется, чтобы сотрудники во время таких поощрительных поездок «переключались» с работы в офисе на жизнь в путешествии. Как показала практика, это хорошо стимулирует и сказывается на эффективности работы. Компания получает гораздо большую отдачу от инсентив-путешествия, если программа этого тура учитывает все факторы, которые влияют на ее эффективность: мотивация участников тура, их профессионализм, понимание целей программы, признание ее полезности и возможность оценки прогресса каждого участника. При оценке инсентив-программы определяется, фокусирует ли она сотрудников организации одновременно на продажах, производительности и качестве обслуживания. Важны и подробные объяснения, как добиться высоких показателей
И это действительно важное уточнение — поездка должна быть осознанной, обдуманной. Это не спонтанное путешествие, а спланированное, глубоко обдуманное. Важно понимать: какую цель вы преследуете? И под неё организовывать путешествие, чтобы дать пространство именно тем идеям и эмоциям, которые есть желание воплотить.
Кстати, авторы цитируемой выше статьи также писали, что "значительного увеличения числа MICE-агентств не будет, также не будет роста количества турфирм, занимающихся деловым туризмом”
Именно в этом уникальность Моретут.
Во-первых, сложно найти действительно грамотных специалистов в этой сфере. Во-вторых, с кейсами. В-третьих, в которых можно быть уверенными.
Поэтому я в качестве партнёра, конечно, порекомендую их.
С любовью,
Мария
Иногда людям нужно дать то, чего они действительно хотят. И эта история не про деньги.
Если прямо сейчас вы решили искать специалиста в команду – прочитайте эту статью, чтобы сэкономить деньги и время. Она поможет разобраться, как подбирать маркетологов, какие критерии учесть и как не попасть в “бесконечную карусель найма”. Мы собрали 20 типов плохих маркетологов, которых вы научитесь выявлять.
Всем привет! Меня зовут Даша, я действующий бренд дизайнер уже почти три года и за это время у меня скопилось не мало примечаний, которые касаются договора между заказчиком и исполнителем.
Считаю, что у каждого дизайнера должен быть договор составленный юристом, который работает конкретно с данной нишей. Но все мы сталкиваемся с тем, что иногда сотр…
4 верных способа уничтожить свою команду. Только неправильные советы
Без международного аэропорта. Средняя зп в городе – 67к. И, вишенка на торте - клиент должен прийти в офис оффлайн
Дорогие HR, ассистенты, руководители проектов, маркетологи, пиарщики и все те, на чью долю выпало в нагрузку к основным рабочим обязанностям сделать мероприятие, эта статья для вас. Если вы давно и достаточно профессионально занимаетесь ивентами, то вряд ли я открою вам что-то новое. Но если вы новичок, тоже сможете найти для себя полезную информац…
Предпринимательская деятельность — сфера повышенного риска. Предприниматели рискуют не только деньгами, но и личной свободой. Бизнес находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. И практика сейчас складывается так, что вопросы, которые 10 лет назад решались в арбитражных судах как гражданско-правовые споры, теперь вполне могут ста…
Простая методика, которая покажет всю правду о ваших сотрудниках. «Ретроспектива» открывает скрытые препятствия в бизнесе, заряжает команду и задает направление на год вперёд. Идеальный инструмент для подведения итогов!