Простые бизнес-процессы. Часть 3. Начните с оргструктуры, пожалуйста!

Часто вижу, что оргструктуре компании уделяют недостаточно внимания, либо делают это чисто формально. Расскажу, почему так не надо, и как надо на свежих живых примерах из практики.

Простые бизнес-процессы. Часть 3. Начните с оргструктуры, пожалуйста!

Мне кажется очевидной мысль о том, что мы не можем управлять тем, чего не знаем. О каких бизнес-процессах может идти речь, если вы не понимаете толком, какие у вас в компании подразделения, как они взаимосвязаны, кому подчиняются и как взаимодействуют.

Причем, оргструктура, как и бизнес-процессы, все равно существует, даже если только в голове директора. Надо описать ее в текущем виде, а потом посмотреть, что с ней не так, и подготовить новую версию.

Рассмотрим, как это происходит на примере двух реальных компаний - транспортной и мебельной. Оба кейса свежие, дело было несколько месяцев назад, чувствительная информация удалена.

Транспортная компания.

Коротко: это не грузовики, а другой транспорт, который сдается в аренду. Два собственника, они же директоры. По собственным заявлениям, штат порядка 200 человек.

С чем обратились: не можем самостоятельно внедрить таск-менеджер. Вроде как-то оно работает, но есть ощущение, что неправильно. Прошел месяц, а никаких положительных изменений нет. Сделай по уму, пожалуйста.

Я посмотрел, что уже сделано, и понял, что таск-менеджер (они выбрали неплохой) не работает, потому что доски не соответствуют бизнес-процессам. Значит, надо расписать хотя бы основные, и внедрить. А начинаем с оргструктуры, и она уже была:

Начальная оргструктура транспортной компании
Начальная оргструктура транспортной компании

Проблемы

Посмотрим, что тут:

1. Выглядит слишком куцей для штата в 200 человек. Как может существовать такая упитанная компания с таким составом? Где эйчары, где экономист, продажники?

2. Двойное подчинение замов директорам, а подразделений - замам. Скорее всего, ниже уровнем то же самое, но этого не видно;

3. Двойное подчинение - это всегда конфликты, непонятки, потери, задвоенные задачи и бардак;

4. Отделы в введении заместителей как будто бы не очень соответствуют их должностям. Почему кладовщики в введении коммерческого директора, но нет продажников, например.

5. Непонятно, чем занят зам по эксплуатации.

Решение

Во-первых, у компании аж 3 основных бизнес-процесса:

- сдача транспорта в аренду;

- добыча и продажа материала;

- ремонт транспорта.

И по сути, каждый зам ведет один из них: коммерческий директор отвечает за добычу и продажу материала; ЗГД по транспорту - за арендную часть бизнеса; технический директор - за ремонт транспорта. Отсюда все странности, но это еще не все.

При этом, коммерческий директор попутно отвечает за все снабжение в компании. Транспортник попутно несет функции технического директора, а технический ведает закупками. Директоры-собственники при этом лично занимаются продажами. Весь транспортный парк делится на 2 большие отдельные категории - транспорт для грузоперевозок и транспорт технологический. Да, технически это разные виды деятельности, но в обоих случаях транспорт сдается внаем, поэтому бизнес-процесс один.

Оргструктура себе для работы
Оргструктура себе для работы

А самое главное: собственники не хотят ничего менять, только организовать таск менеджер, причем включить туда только 2 части бизнеса - арендную и ремонтную. Без добычи и продажи природных материалов. Однако, мне-то ведь надо разобраться, как у них все устроено, поэтому оргструктуру я делаю исключительно для себя.

Во-первых, надо раскрыть строение компании подробнее. Во-вторых, подобрать соответствия названий замов их реальным обязанностям и подразделениям. В-третьих, понять, сколько все-таки народу в компании.

Мебельная компания.

Коротко: три собственника, они же директоры. Штат небольшой, порядка 30 человек: офис, производство и сервис (монтаж, ремонт).

С чем обратились: у нас бардак в делах, надоело. Помоги навести порядок.

Реальная оргструктура небольшой мебельной компании
Реальная оргструктура небольшой мебельной компании

Проблемы

По моему запросу они предоставили имеющуюся оргструктуру. Давайте посмотрим, что здесь из печального

1. Нет, собственно, директоров и каких-либо других ответственных должностей;

2. Соответственно, в структуре нет разделения по обязанностям между директорами, которое существует на самом деле;

3. Бухгалтерия (внезапно) подчиняется отделу продаж.

4. Непонятно, что представляет собой Отдел замеров и изготовления чертежей. Они внутри делятся на тех, кто ездит по замерам и тех, кто стоит за кульманом или там все универсалы? Еще непонятно, почему они не называются просто инженерами.

5. Непонятно, что входит в состав производства - ведь наверняка там есть какие-то участки со своими ответственными.

6. Аналогично, в монтажах наверное есть бригады, бригадиры. Сколько человек в бригаде? Сколько бригад? Есть ли там старший?

7. Неясно в целом, кто кому подчиняется, кто за что за что отвечает и сколько хотя бы примерно народу здесь работает.

8. Почему нет отдела персонала, снабжения, склада? Как производство может существовать без них? А кроме этого, еще ведь могут быть юристы, завхозы, уборщицы, грузчики, логисты, водители, закупщики, вэды, ОТК- где все эти люди?

Я провел интервью с директорами, чтобы выяснить, как реально строится работа, сколько человек в компании, где они располагаются, кто старший, как делится ответственность между директорами.

Я понимаю, что надо разобраться с бизнес-процессами, чтобы покончить с бардаком, согласно их запросу. Однако, как я могу описывать БП при такой оргструктуре? Кроме того, надо было навести порядок, но задачи ломать все не было. Поэтому какие-то устои предприятия надо было сохранить.

Решение.

Во-первых, конечно, надо отразить директоров, и распределение обязанностей между ними. Во-вторых, убрать бухгалтерию из подчинения отдела продаж. В-третьих, подробно раскрыть строение отделов. Причем, в компании где около 30 человек народу, раскрыть строение можно буквально персонально.

Оргструктура и для себя, и для клиента
Оргструктура и для себя, и для клиента

Здесь у каждого директора есть своя четкая зона ответственности. Причем, подразделения расположены согласно основному БП компании - от продажи до монтажа. Также указано, где работает каждый «департамент». Директор 2 каждый день посещает оба места работы. Видно бригады, кол-во, состав, какие участки есть на производстве и в какой технологической последовательности они работают.

Очень важно, что бухгалтерия нужна вовсе не для оплаты счетов. Бухгалтерия - это кожа, внешняя оболочка компании, которая защищает ее от сторонних воздействий: будь то заказчики, партнеры или государство. Поэтому основная задача бухгалтерии всегда - это бухучет и основанная на нем налоговая отчетность. Все остальное - потом, поэтому бухгалтеры не могут подчиняться отделу продаж, снабжению или завхозу, даже если оплачивают иногда их счета.

Коротко, советы

1. На схеме всегда должны быть директора, их заместители и все другие руководители. Желательно, пофамильно, и в виде плаката в офисе. Если плакат приходится переделывать слишком часто, значит, у вас текучка, что само по себе проблема.

2. Не выдумывайте свои «уникальные» отделы. Наоборот, приведите к какому-то стандарту всю экзотику.

3. В качестве стандарта используйте оргструктуру Рона Хаббарда, но обязательно адаптируйте ее под себя! Она отвечает интересам большинства современных компаний. Достаточно посмотреть одну любую картинку в интернете, чтобы понять, как такая структура выглядит в общем случае.

4. В зависимости от штата, максимально, но в разумных пределах, детализируйте свою схему.

5. Избегайте соподчинения. Оно оправдано только в очень редких случаях. Какой бы уникальный бизнес у вас ни был - 99% что вам оно не нужно.

6. Не стремитесь к тому, чтобы оргструктура была как у международной злой корпорации. Вы только себе хуже сделаете. Оргструктура - это важный инструмент для работы, для управления, а не просто красивый плакат для показухи.

7. В случае необходимости, укрупняйте и наоборот, делите отделы. Если у вас небольшая компания, и несколько разнородных инженеров - не городите из них разные отделы. Посадите всех вместе, перейдите от отделов к командам по проектам или продуктам.

8. Если есть группа людей - у нее должен быть ответственный, старший, ведущий, неважно - даже если их всего двое - в паре должен быть старший.

9. Касается всех руководителей: к ним НЕ должно тянуться много нитей. Он зашьется и перестанет быть эффективным. Дайте ему каких-то заместителей.

10. Не бойтесь экспериментировать. Весь современный менеджмент основан на том, чтобы попробовать, получить опыт, исправить, и снова попробовать. Чем быстрее вы пройдете несколько таких циклов - тем скорее получите хороший финальный результат.

11. Думайте много, и так же много делайте, а говорите, обсуждайте и спорьте поменьше. Это пустая трата времени. Пока вы разглагольствуете и рефлексируете - другие давно делают.

12. Не трогайте то, что не чешется. Тормозите вовремя. У каждого бизнеса могут быть свои уникальные практики, которые работают годами. Оставьте их в покое. Не может все у всех быть как в учебнике. Будете жить по книжке - умрете от опечатки.

Связанные статьи:

Какие реальные проблемы можно решить с помощью бизнес-процессов?

Что надо знать, если руководитель поручил «просто накидать» бизнес-процессы?

Расследование, основанное на анализе бизнес-процессов: Почему вокруг бухгалтерии так много конфликтов?

Видимость большой компании: Что такое компания в 200 человек на самом деле?

История директора, который слишком буквально внедрил оргструктуру по Хаббарду.

Далее смоделируем основной БП компании. Если возникли вопросы или нужен совет, не стесняйтесь, пишите. У меня есть возможность ответить и помочь каждому.

2
2 комментария