Мотивация отдела продаж

Мотивация отдела продаж

Хрестоматийная истина состоит в том, что весь бюджет компании строится от плана продаж. В этом даже никто не сомневается, хотя это и не обязательно так. Но, тем не менее, не вызывает сомнений, что мотивация именно тех, кто делает продажи, особенно важна для исполнения всего бюджета. Считаем, что продажники – самые меркантильные в компании люди, и их нужно мотивировать деньгами: на план по выручке, по марже, по ассортименту, средний чек, к-т конверсии, новых клиентов и т.д.

Всё так, но меркантильность и жадность – всё-таки не одно и то же. Продажник может оказаться не жадным, окажется, что он ценит покой и отдых, и если вы ему предложите гладкую прямую его премии, без изломов, скажем, зависящую от маржи, то может оказаться, что его устроит 75% от премии, и ваш бюджет продаж будет выполнен на 75%. Вы можете мотивировать его сделать еще 25% путем криков и угроз, но я не думаю, что это будет нормальная устойчивая система.

Таким образом, мотивационная схема (М.С.) должна быть устроена так, чтобы продажник существенно потерял, если не достигнет 100% плана. Нелинейно потерял, скачкообразно. Мотивация типа % от продаж означает, что де факто никакого плана продаж в компании нет. И таких компаний немало. У них есть прогноз на год, но нет плана на год *.

С другой стороны, сделать М.С. такой, чтобы сотрудник вообще не получил премию в случае, если не достигнет 100% плана, будет означать, что он перестанет работать вообще, как только поймет, что не сможет. Между этими крайностями – целый спектр вариантов. У меня на графике они попадают между зеленой и синей прямыми.

Мотивация отдела продаж

Развитие темы -- в моем тг, ссылка в шапке профиля.

* Прогноз – вещь полезная. Как правило, за ним стоят аналитическая работа и финансовая модель – трудоемкие и необходимые элементы управления компанией. Но прогноз – это не план и не бюджет, в нем нет мероприятий, сроков и ответственных, с помощью прогноза нельзя управлять, нет оснований согласовать или отказать в оплате заявки, например.

8 комментариев

"Таким образом, мотивационная схема (М.С.) должна быть устроена так, чтобы продажник существенно потерял, если не достигнет 100% плана. Нелинейно потерял, скачкообразно. Мотивация типа % от продаж означает, что де факто никакого плана продаж в компании нет"

Вот потому и не нужно финансистам управлять коммерцией, потому что путается небо и отражение в пруду

Люди — не машины, мотивация состоит не только из денег, а решения и выбор намного чаще зависит от эмоций, чем от логики. А еще там множество других факторов: степень прогрева базы, длительность сделки, средние чеки, узнаваемость бренда

И все это влияет на выполнение планов

Словом, статья для теории хорошая, а для практики применимая мало

1

Ну, вообще-то, у меня есть опыт работы коммерческим директором. А, кроме того, я сам работал по такой системе с изломами, как на графике. Я согласен, что есть масса факторов, о которых Вы упомянули, и их все нужно тоже учитывать. М.С. не может быть примитивной. А что, "% от продаж" - не примитивная схема?

На самом деле, многие недооценивают значимость руководителя в плане мотивации. Круто работать с теми людьми, которые замечают как ты стараешься, или с теми, кто относится ко всем одинаково без выделения тех самых "любимчиков". В таком коллективе, действительно, приятно работать, а главное - хочется. После этого уже надо смотреть на другие виды мотивации, например те же бонусы за выполнение плана. Но без правильно поставленного лидера команды, никакая система мотиваций не работает.

1

Согласен, руководитель - это важно. Но всё-таки не на первом месте. Всё-таки коммерсы больше на деньги ориентированы, в среднем, в массе своей.

Мотивация отдела продаж - здесь все по классике, только деньги тут может быть мотивацией, но при этом должна быть какая то фиксированная ставка а то можно переборщить)

Однозначно!!! Фикс тоже должен быть! У меня пораньше был пост про пропорции фикса и премий. Однако, у продажников фикс, на мой взгляд, должен составлять процентов 30. А у других функционалов побольше.