Как построить стратегическую карту компании?

Что такое стратегическая карта компании? Как она позволяет визуализировать, формализовать и декомпозировать стратегию развитию? Как создать стратегическую карту в виде диаграммы и таблицы?

Как построить стратегическую карту компании?

Обо мне

Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко — бизнес-архитектор, эксперт по систематизации, цифровой и финансовой трансформации, развитию и масштабированию бизнеса в сфере IT.

Активно веду Telegram-канал Артемий Про Бизнес: там я регулярно рассказываю о том, как компаниям зарабатывать больше и тратить меньше через эффективное системное цифровое управление.

Приглашаю присоединиться:

Стартуем!

Продолжаю цикл публикаций Стратегическое развитие бизнеса. В этой статье расскажу о мощном инструменте визуализации, формализации и декомпозиции стратегии — стратегической карте.

Предыдущие статьи цикла:

Стратегическая карта (страткарта) — это ресурс, который описывает стратегию компании через систему взаимосвязанных целей по разным направлениям деятельности.

Помимо целей, страткарта включает:

  • метрики для оценки достижения целей
  • ключевые мероприятия (проекты), направленные на реализацию стратегии

Чаще всего страткарту создают в 2 форматах:

  1. Диаграмма — для визуализации стратегии, цель: тезисно продемонстрировать заинтересованным лицам общий вектор стратегического развития компании
  2. Таблица — для формализации стратегии с акцентом на подробное описание требований к достижению стратегических целей, цель: обеспечить корректность и удобство мониторинга реализации стратегии

Фундамент структуры страткарты — это совокупность ключевых бизнес-аспектов компании, называемых перспективами.

В классической модели страткарты выделяют 4 перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Состав перспектив зависит от специфики и потребностей компании: иногда необходимо обособить маркетинг, производство, продуктовую линейку, разные виды взаимодействия с клиентами.

Ценность страткарты:

  • все перспективы образуют единый бизнес-контекст компании и определенным образом участвуют в повышении ее рентабельности и капитализации
  • страткарта содержит набор конкретных метрик, которые позволяют оценить прогресс в реализации стратегии и могут быть применены при установке KPI по сотрудникам/подразделениям/бизнес-процессам
  • глобальные цели в страткарте по компании в целом могут быть декомпозированы до уровня подразделений

Некоторые компании формируют страткарты подразделений:

  • на уровне компании формулируются главные цели (увеличение кол-ва клиентов, прибыли, снижение объема брака и др.), отражающие видение и требования собственников и топ-менеджмента
  • эти цели транслируются в подразделения, где детализируются в рамках составления локальных страткарт

Далее представлена инструкция из 5 шагов по созданию страткарты

Шаг 1. Определите ключевые бизнес-аспекты

Выделите бизнес-аспекты компании, которые станут фундаментом страткарты и по которым вы будете формулировать стратегические цели.

Оптимальная модель набора бизнес-аспектов: Финансы (доходы, расходы, инвестиции) — Рынок (клиенты, продукты, коммуникации) — Кухня (процессы, персонал, инфраструктура). Пример: Финансы — Клиенты — Продукты — Процессы — Персонал.

Если вы, помимо страткарты компании, планируете оформлять локальные страткарты по подразделениям/направлениям, тогда утвердите их структуру:

  • либо универсальный набор бизнес-аспектов для всех локальных страткарт — для единообразия (пример: финансы — рынок — кухня)
  • либо кастомный набор бизнес-аспектов для каждой локальной страткарты / группы локальных страткарт — для фокусировки на специфике (пример для отдела маркетинга: финансы — лиды — проекты — команда)

Шаг 2. Подготовьте шаблоны страткарты

Создайте шаблон диаграммы и таблицы.

Структура диаграммы:

  • широкий прямоугольник, разделенный на несколько горизонтальных уровней
  • каждый уровень обозначает определенный бизнес-аспект и содержит пространство для размещения целей этого бизнес-аспекта

Структура таблицы:

  • 4 блока (группы колонок) — бизнес-аспекты, цели, метрики достижения целей, бизнес-процессы, стратегические мероприятия
  • для каждой метрики следует указать единицу измерения, формулу, исходное и целевое значения, исходную и целевую даты, периодичность мониторинга, владельца
  • важно перечислить бизнес-процессы, которые будут обеспечивать расчет/выполнение метрик
  • если для достижения каких-то целей недостаточно действующих бизнес-процессов, стоит запланировать реализацию отдельных стратегических мероприятий (проектов)

Шаг 3. Заполните диаграмму

Разместите на диаграмме стратегические цели по каждому бизнес-аспекту, а затем соедините их, чтобы показать зависимости.

Пример:

Как построить стратегическую карту компании?

Шаг 4. Заполните таблицу

Переведите данные диаграммы в таблицу, указав дополнительные характеристики целей.

Пример:

Как построить стратегическую карту компании?

Шаг 5. Декомпозируйте страткарту

В зависимости от политики стратегического планирования в компании страткарта может быть декомпозирована до уровня KPI подразделений/направлений или использована для составления локальных страткарт.

Финальный вариант страткарты, включая все вспомогательные страткарты, следует включить в документ Стратегия развития.

1
Начать дискуссию