Как подготовить документ Стратегия развития компании?

В чем ценность документа, описывающего стратегию развития компании? Как разработать этот документ? Какие 5 разделов стоит обязательно в него включить?

Как подготовить документ Стратегия развития компании?

Обо мне

Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко — бизнес-архитектор, эксперт по систематизации, цифровой и финансовой трансформации, развитию и масштабированию бизнеса в сфере IT.

Активно веду Telegram-канал Артемий Про Бизнес: там я регулярно рассказываю о том, как компаниям зарабатывать больше и тратить меньше через эффективное системное цифровое управление.

Приглашаю присоединиться:

Стартуем!

Продолжаю цикл публикаций Стратегическое развитие бизнеса. Эта статья — про оптимальную структуру документа Стратегия развития компании. Расскажу, из каких разделов и подразделов он должен состоять и какую информацию включать.

Предыдущие статьи цикла:

Стратегия развития компании — документ, содержащий стратегические цели компании и варианты плана по их достижению в зависимости от влияния разных конфигураций факторов внутренней и внешней среды.

Стратегия является главным компасом повседневной деятельности компании, позволяющим руководителям принимать верные решения, которые соответствуют долгосрочным целям и приоритетам развития.

Ценность документа стратегии:

  • объединяет все стратегические цели компании и ее бизнес-аспектов (подразделений, бизнес-юнитов, направлений деятельности)
  • благодаря системе сбалансированных показателей стратегические цели синхронизированы друг с другом, то есть направлены на консолидацию ресурсов
  • обеспечивает связь между стратегическим, тактическим и оперативным уровнями управления
  • образует общую картину о целевом состоянии компании, о ее корпоративной идеологии (модели поведения) и позиционировании на рынке
  • формирует фундамент, ориентиры и границы развития для применения гибких методологий управления более осознанно и эффективно

Примерный план разработки стратегии:

  1. Подготовить обзор рынка
  2. Описать идеологический контур
  3. Оформить страткарты бизнес-аспектов (подразделений, бизнес-юнитов, направлений деятельности)
  4. Проверить, скорректировать и утвердить страткарты бизнес-аспектов
  5. Сформировать сводную страткарту компании на основании страткарт бизнес-аспектов
  6. Составить стратсценарии (минимум 3 — базовый, оптимистичный и пессимистичный)
  7. Объединить все материалы в документе стратегии и утвердить

Далее представлено описание ключевых разделов стратегии

Раздел 1. Обзор рынка

Структура раздела:

  • Общая характеристика — описание структуры, специфики и принципов функционирования и развития рынка, на который нацелена продукция компании
  • PEST-анализ — описание факторов внешней среды (политических, экономических, социальных и технологических), влияющих на функционирование компании
  • Целевая аудитория (ЦА) — группа потребителей, на которую ориентирована продукция компании, сегментируется по демографическим, поведенческим и психографическим характеристикам
  • Нецелевая аудитория — группа потребителей, для которой по определенным причинам не предназначена продукция компании (нет потребности в продукции или потребность есть, но ее сложно/невыгодно закрывать)
  • Объем рынка — расчет потенциальной, фактической и доступной емкости рынка, объективного текущего и вероятного спроса на период стратегии
  • Анализ тенденций — описание и прогнозирование изменений на рынке: новые ожидания и требования клиентов, технологические инновации, законодательное регулирование
  • Анализ конкурентов — сравнительная таблица по конкурентам и конкурирующей продукции, позволяет глубже исследовать рынок, собрать данные для усиления собственного позиционирования
  • Уникальное торговое предложение (УТП) — яркая и лаконичная формулировка, демонстрирующая идентичность продукции компании (отдельные свойства, аспекты приобретения, эксплуатации) и выгодно отличающая ее от конкурирующей продукции

Раздел 2. Идеологический контур

Структура раздела:

  • Талант — в чем идентичность компании?
  • Миссия — для чего компания работает и какую пользу она приносит обществу?
  • Ценности — каковы моральные ориентиры компании, ее убеждения и главные правила?
  • Видение — какой компания должна стать в долгосрочной перспективе?

Раздел 3. Страткарта компании

Структура раздела:

  • SWOT-анализ компании — обобщенные результаты SWOT-анализа бизнес-аспектов, отражающие текущий экономико-технологический портрет компании
  • Страткарта компании — сводная страткарта в формате диаграммы и таблицы, содержащая ключевые стратегические цели из страткарт бизнес-аспектов
  • Матрица рисков компании — сводная матрица рисков, содержащая наиболее вероятные риски реализации ключевых стратегических целей из страткарт бизнес-аспектов

Раздел 4. Страткарты бизнес-аспектов

Структура раздела (по каждому бизнес-аспекту):

  • SWOT-анализ бизнес-аспекта — комплексный анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны) и внешней среды (угрозы и возможности на рынке) бизнес-аспекта для генерации стратегических гипотез развития
  • Страткарта бизнес-аспекта — страткарта в формате диаграммы и таблицы, содержащая все стратегические цели по бизнес-аспекту, сформулированные на основе стратегических гипотез развития
  • Матрица рисков бизнес-аспекта — матрица рисков, содержащая все вероятные риски реализации стратегических целей бизнес-аспекта (по каждому риску следует указать степень вероятности наступления, причину(ы) и последствия)

Раздел 5. Стратсценарии

Структура раздела:

  • Модель реализации — описание системы принципов и правил реализации стратегии для синхронизации стратегического, тактического и оперативного уровней управления
  • Базовый сценарий — план реализации стратегии с опорой на реалистичный прогноз развития рынка, предполагает отрицательные отклонения фактических результатов от плановых в пределах допустимой нормы (например, 10%), но при этом обязательное достижение стратегических целей в запланированные сроки
  • Оптимистичный сценарий — план реализации стратегии с опорой на благоприятный прогноз развития рынка, предполагает максимально возможное освоения рыночного потенциала, активный рост ключевых бизнес-показателей (выручка, прибыль, размер клиентской базы, доля рынка), ускоренное достижение стратегических целей
  • Пессимистичный сценарий — план реализации стратегии с опорой негативный прогноз развития рынка, предполагает наступление значимых рисков, внедрение антикризисных мер с фокусом на обеспечение устойчивости, готовность к снижению экономических и финансовых показателей, перераспределение ресурсов для достижения высокоприоритетных стратегических целей
1
2 комментария