Руководитель достал с придирками. Что делать и о чём это может свидетельствовать?
Ситуация, когда руководитель постоянно придирается, выматывает и подрывает уверенность в себе. А местами просто бесит. Это может быть как следствием ваших ошибок, так и симптомом более глубоких проблем, как лично в вас, так и в самом руководителе или в компании.
Давайте разберёмся по порядку. Что это может говорить о вашем руководителе? Ведь часто причина кроется не в вас, а в нём самом. Задумайтесь, на сколько он профессионально некомпетентен. Он может сам не справляться со своими задачами, давлением сверху или не знать, как правильно ставить задачи и давать обратную связь. Придирки - это шикарный способ скрыть собственную неуверенность (дурь) и создать видимость контроля. Выгорание или личные проблемы также могут выражаться в срывах на подчиненных, потому что это частый симптом того, что человек перегружен, несчастлив в личной жизни или испытывает хронический стресс. Вы вполне себе удобненький громоотвод для его негативных эмоций.
Некоторое время назад я писал о токсичном стиле управления. Для некоторых руководителей унижение и давление фактически единственный известный способ мотивации, хотя в реальности это демотивация. Иногда это может быть даже частью корпоративной культуры. Подумайте, возможно вы вызываете у “босса” чувство угрозы? Если вы слишком компетентны, самостоятельны или пользуетесь авторитетом в коллективе и у вышестоящих руководителей, он может видеть в вас конкурента и таким способом пытаться поставить вас на место, принизить в глазах остальных коллег.
В некоторых случаях это может быть следствием перфекционизма и завышенных ожиданий. Он может искренне считать, что делает вам "как лучше", указывая на каждую мелочь, не понимая, что это парализует, а не помогает расти. Обычно это проявляется у руководителей с синдромом учителя, им нравится устраивать такую локальную дедовщину и думать, что сотрудник заматереет и до конца дней будет вспоминать его добрыми словами. Это меня забавляет.
Это неприятно признавать, но важно обдумать и свою роль в конфликте. Допускаете ли вы сами систематические ошибки? Возможно, вы тот ещё косячник и действительно регулярно ошибаетесь в ключевых моментах, не соблюдаете стандарты компании или пропускаете дедлайны, и его придирки - это всего лишь попытка довести работу до нормального уровня. Подумайте и о том, что у вас и вашего руководителя может быть разный подход к работе. Ваше понимание нормально может кардинально отличаться от его. То, что вам кажется мелочью, для него может быть критически важным критерием качества.
А ещё не забываем про неверную интерпретацию. В условиях стресса конструктивная критика может восприниматься как придирка. Важно отделять эмоции от фактов. Отделите эмоции от фактов и попробуйте систематизировать случаи. Выпишите все случаи придирок за последнюю неделю. Что именно было сказано? По поводу какой задачи? Была ли это критика без аргументов или конкретные замечания? Проверьте контекст, эти замечания всегда по одному и тому же поводу, например, опоздания, ошибки в отчетах, или по любым мелочам? Если есть паттерн - это указание на вашу слабую зону. Если вы каждый день опаздываете на работу на 15-20-30 минут, это не придирки, а попытки босса опустить вас на грешную землю. Если паттерн не прослеживается, то проблема, скорее всего, в руководителе. Спросите мнение коллеги, которому доверяете. Со стороны ситуация может выглядеть иначе.
Самый сложный и эффективный метод - прямой и профессиональный разговор. Запланируйте личную встречу, когда оба спокойны. Цель - не предъявить претензию, а понять ожидания. На встрече начните с нейтрального и уважительного тона: "Василий Алибабаевич, я замечаю регулярные негативные замечания с вашей стороны к моей работе. Давайте с вами обсудим, каким образом сделать так, чтобы работа удовлетворяла и вас и меня?". Приведите конкретный пример, например, вчера вы указали на то, что я использовал неправильное выражение на встрече с клиентами. Я исправлю это и в следующий раз такого не будет. Помогите мне, пожалуйста, понять, есть ли более серьезные проблемы в моей работе, на которых мне стоит сконцентрироваться? Спросите о его ожиданиях, например, чтобы мне избежать подобных замечаний в будущем, не могли бы вы чётче обозначить ваши ключевые требования к моей работе?
Озвучьте своё состояние аккуратно, намекните, что когда замечания касаются многих мелких деталей, вам бывает сложно выделить главное и это снижает продуктивность. Как можно это улучшить?
Обычно после таких разговоров в дальнейшем начинают развиваться два сценария. Либо человек пойдет на диалог, и вы получите чёткие критерии, а рабочая ситуация улучшится. Либо он усилит агрессию, и вы поймете, что имеете дело с токсичной личностью, а это знание уже станет основой для следующего шага.
Действуйте по обстоятельствам и если проблема в вас, то и сфокусируйтесь на устранении своих слабых мест. Исправляйте ошибки, уточняйте задачи, работайте над качеством. Если проблема в нем, то документируйте всё. Фиксируйте все задачи в почте и чатах, его замечания и ваши ответы. Это защитит вас в случае эскалации. Если какое-то распоряжение от него не до конца понятно, переспросите, уточните - нужно понимать, что от вас хотят на выходе. Фокусируйтесь на результате и делайте свою работу безупречно, чтобы к цифрам и фактам нельзя было придраться, понятно, что это не всегда возможно, но в данном случае безупречность - это как идеальная цель, к которой мы должны стремиться.
Ищите поддержку в HR, только обращайтесь не с жалобой "начальник плохой", а с запросом "мы с моим руководителем не можем найти общий язык, это снижает эффективность. Можете помочь с этой ситуацией?". Параллельно начните искать новую работу. Это не поражение. Если токсичная атмосфера стоит вам ментального здоровья, уход - это акт самосохранения. Никакая работа не стоит выгорания и потери самооценки. Я уже писал ранее, что для специалиста иметь регулярно обновляемое резюме - это абсолютная норма. Не закрывайте глаза на это.
Придирки руководителя — это сигнал о том, что нужно прокачать свои навыки, или о том, что вы находитесь в токсичной среде, которую нельзя изменить. Ваша задача заключается в том, чтобы провести диагностику, попытаться наладить диалог и, если это не поможет, принять решение, которое сохранит ваши ресурсы и карьеру.