— Я ни за емейлы, ни за мессенджеры — я за адекватный анализ поведения конкретного клиента. Именно в этом разрезе нужно смотреть на ситуацию. Важно дать клиенту возможность общаться в удобном для него канале, а не навязывать наши правила коммуникации.
Если проанализировать портреты клиентов и вооружиться бенчмарками об их типичном поведении, можно принять хорошее решение о том, какие каналы внедрять как основные, а какие — как дополнительные. Для начала мы можем сегментировать клиентов по возрастным группам (советую изучить это исследование), по географии или по особенностям покупательского поведения на основе предполагаемого уровня дохода и образа жизни. И уже исходя из полученных портретов выбирать каналы коммуникаций, которые для них предпочтительны.
Если говорить об удобстве ведения коммуникации, то важно разделять одностороннюю и двустороннюю коммуникации, а также инициируемую брендом или клиентом.
Для односторонней коммуникации от бренда удобным, конечно, останется емейл. Системы автоматизации уже умеют отдавать туда релевантные рекомендации, там красивая, практически лендинговая вёрстка. И у клиентов уже есть привычка просматривать в почте промоакции. В мессенджерах ещё не привыкли к большому количеству контента, сейчас их основное назначение — вовлекать в диалог, то есть поддерживать коммуникацию в обе стороны. Если вы отправите туда длинное сообщение, тем более с большой продуктовой раскладкой, то, скорее всего, получите жалобу или бан.
А вот для двусторонней коммуникации, которую инициирует сам клиент, он, скорее, не выберет емейл, и это подтверждает статистика (смотрите предпоследний слайд). Чтобы связаться с брендом, он выберет канал, в котором получит наиболее быстрый ответ. Сегодня это в первую очередь телефон, где можно задать более сложные вопросы и сразу вовлечь менеджера в содержательный диалог. На втором месте — мессенджеры, то есть система мгновенного обмена сообщениями, где от оператора ожидают, что он ответит быстро.
На вацап смотрят круглыми глазами, все сидят в Viber
По статистике, WhatsApp в России значительно популярнее, чем Viber:
- https://trends.rbc.ru/trends/industry/6156fef89a7947827bf5a9b7
- https://ok.wciom.ru/fileadmin/user_upload/2021_media.pdf (слайд 19)
- https://tass.ru/ekonomika/10544793
Но, конечно, аудитория какого-то конкретного бизнеса вполне может использовать преимущественно Viber. Об этом и говорим: нужно изучать своих клиентов и отталкиваться от их предпочтений.