Спасти нельзя закрыть: как решается судьба онлайн-курсов?

Спасти нельзя закрыть: как решается судьба онлайн-курсов?

Сегодня мы празднуем 4 года OTUS — за это время накопилось достаточно историй, где нам приходилось хоронить или трансформировать курсы. Делимся опытом и рассказываем, какие процессы выстроили для создания образовательных продуктов.

Привет! Это Аня Абушик, руководитель Департамента образования. За время существования OTUS у нас было 197 образовательных продуктов: онлайн-курсы, интенсивы, корпоративные кастомизированные программы, специализации и открытые мероприятия. Часть из них ушла в архив, другие сегодня уже не узнать — там изменилось все от названия до концепции и преподавателей, а абсолютное большинство улучшается и дополняется перед каждым запуском. Думаю, день рождения компании — отличный повод предаться воспоминаниям и проанализировать результаты.

Аня Абушик
Директор департамента образования

Кого похоронили: программирование на R, BI аналитика и Big Data для менеджеров

Язык R используется по всему миру для статистики и анализа данных, являясь в этом конкурентом Python. Однако в нашей стране он оказался не настолько востребованным и популярным. Целевой аудитории, заинтересованной в серьезном продолжительном обучении, оказалось крайне мало. В первой группе было всего 5 человек, они выпустились, и мы убрали продукт, как экономически невыгодный.

Создавая курсы «BI аналитика» и «Big Data для менеджеров», мы тоже столкнулись со сложностью набора групп. На тот момент вокруг OTUS не было аудитории аналитиков, менеджеров и руководителей. Сейчас мы уже достаточно развили направление управления в IT и можем подступиться еще раз. Например, запускаем онлайн-курс «Системный аналитик», к которому и среди айтишной аудитории видим оживленный интерес к программе.

Цена на пилотный запуск курса несколько ниже, чем в последующих. Это своего рода благодарность за доверие к OTUS и подобранной команде преподавателей. Ведь у нового курса еще нет выпускников и отзывов, которые скажут, насколько программа оправдала их ожидания.

Аня Абушик, Директор департамента образования

Кого заархивировали: Облачные сервисы и CI/CD

Курс по облачным сервисам знакомил с работой в GCP и AWS. Нас беспокоило, что студентам обычно была интересна только одна из технологий, поэтому часть обучения они скучали — по-хорошему, так не должно быть. Тогда мы переделали программу и посвятили курс только AWS. Группы оставляли хороший фидбек, но мы видели, что он покрывает не все потребности аудитории. Сейчас мы этот курс заморозили, чтобы переработать. Во-первых, хотим привлечь преподавателей с сертификацией, чтобы те, кому надо, могли на курсе подготовиться к прохождению экзамена. Во-вторых, будем решать, в каком именно формате выпускать этот курс. Специалисты в проекте по-разному соприкасаются с облачными технологиями, каждому нужно что-то свое и не хочется тратить ресурсы на непрактичные знания.

Похожая ситуация у нас с курсом «CI/CD». Мы видим, что, как и облачные сервисы, с этим инструментом работают разные специалисты. Поэтому углубленный продолжительный курс не так востребован, как точечные навыки под конкретные задачи. Сейчас руководители некоторых курсов уже включают в свои программы навыки работы с CI/CD. Наша задача понять, чего не хватает студентам и как лучше всего закрыть эту потребность.

Кого прокачали: Android-разработка

Курс для Android-разработчиков с опытом мы глобально перерабатывали 2 раза. В 2019 году у курса поменялся руководитель. Он пересмотрел программу с позиции работодателя и руководителя команды разработки, который часто набирает специалистов и знает, какие навыки нужны для решения задач в современной Android разработке.

Так в 2019 году курс претерпел следующие значимые трансформации:

  • Язык разработки, на котором ведется обучение поменялся на kotlin
  • Добавили много новых уроков по Android SDK и популярным библиотекам
  • Добавили модуль тестирования
  • Добавили модуль Build-процессы. Он про то, как выстраивать и оптимизировать процессы сборки, тестирования и деплоя приложений
  • Практическую часть поменяли с мини-заданий на работу над одним проектом
  • Поменяли процесс проверки домашних заданий на пуллреквесты и код-ревью

За 7 запусков обновленной программы обучение прошли 200+ человек, а мы отметили, как выросли оценки курса. Два года мы только актуализировали темы и обновляли примеры. Но перед новым запуском — старт занятий 30 марта — провели кастдев выпускников и сделали несколько весомых изменений:

  • Сделали еще больше практики, в том числе на лекциях
  • Добавили 8 уроков по темам, которые выбрали студенты
  • Подготовили по темам задания для отработки, чтобы можно было закрепить навык, даже если технология не используется в проектной работе.

Кого реанимировали: Data Scientist

Первые попытки в Data Science были неудачными. Сначала мы запустили курс «Разработчик BigData», который получился слишком требовательным к начальному уровню знаний и при этом недостаточно практический.

Затем мы поменяли название на «Data Scientist» и доработали программу. Но все равно практика оставалась на игрушечных примерах, а впечатления студентов разделились: одни говорили, что курс слишком поверхностный, другие — что он сложный, хотя они прошли тест. Мы и правда пытались дать студентам сразу все в разных сферах, не учитывая реальных траекторий развития в этой области.

Потом к нам пришли замечательные преподаватели Дмитрий Сергеев и Артур Кадурин, которые помогли разделить направления машинного обучения и нейронных сетей, подготовив сильные практико-ориентированные программы. Так появились целые линейки курсов - три уровня Machine learning, базовый уровень Deep Learning и Computer vision для тех, кто уже разбирается в устройстве нейросетей. Сейчас мы продолжаем работать над направлением нейронок, чтобы охватить в дальнейшем и NLP, и более углубленные курсы.

С кем пришлось импровизировать: QA Java

В одном из запусков у нас собралась группа студентов разного уровня подготовки. Кто-то, как мы и планировали, уже имел опыт в автоматизации тестирования. Кто-то даже плохо ориентировался в ручном тестировании, но при этом прошел вступительный тест и хотел учиться. Из-за этого преподаватель вынужден был больше внимания уделять слабым студентам. Мы постарались провести дополнительные занятия, но это лишь частично исправило ситуацию. Было тяжело и нервно для всех: студентов, преподавателей, продюсеров. Но к счастью, такой запуск — единичный случай.

Даже если что-то в запуске пошло не так: программа не оправдала ожиданий, подвел преподаватель, пришли студенты с низким уровнем подготовки — мы стараемся довести студентов до хорошего результата, чтобы они достигли заявленного уровня компетенций. Решения каждый раз индивидуальные и зависят от ситуации. Например, можно провести дополнительные занятия или предложить бесплатно пройти обучение в следующем обновленной потоке.

При этом за студентом остается право вернуть средства,если он недоволен обучением.

Аня Абушик, Директор департамента образования

Кто опередил свое время: Разработчик программных роботов RPA и IoT-разработчик

В 2020 году мы подготовили два очень интересных курса:

«Разработчик программных роботов RPA» учит автоматизировать рутинные бизнес-процессы, создавая роботов, которые имитируют действия человека за компьютером.

«Разработчик IoT» готовит специалистов к работе в IoT-отрасли от программирования устройств до разработки пользовательского приложения и настраивания всего процесса в платформе.

Оба направления сейчас в стадии активного развития в России. Например, разработку программных роботов внедряют крупнейшие предприятия и государственные организации. А IoT-направление живо захватывает все сферы от транспортной до здравоохранения и сельского хозяйства.

Специалисты нарасхват, но рынок вакансий все еще не может конкурировать с масштабами старой доброй веб-разработки, играми, приложениями и Data Science. Зато здесь сейчас самые неординарные задачи и возможность быть у истоков отечественной отрасли.

Но из-за того, что направления не слишком известные, набор в группы небольшой. В обоих случаях мы переносили старт группы, чтобы повысить информированность об этих специальностях и набрать больше людей.

Курсы, которые прошли огонь, воду и медные трубы

За 2020 год мы прокачали наш подход к подготовке и созданию новых курсов. Теперь мы проводим очень много кастдевов целевой аудитории: опрашиваем студентов, идем общаться в чаты и сообщества. И так же, как и прежде, анализируем вакансии и общаемся с компаниями-партнерами, тесно работаем с руководителем курса и экспертами, чтобы убедиться, что будущий курс даст действительно востребованные навыки.

Для сравнения:

  • В 2018 году из 26 выпущенных курсов отвалилось 7.
  • В 2020 году из 74 курсов мы приняли решение не запускать в этом году 7 курсов.

Курс проходит три проверки на прочность. Первая — это защита внутри компании, когда департаменты маркетинга и продаж оценивают перспективы продвижения нового продукта. За все время минимум 10 продуктов на этом этапе получили категоричное «нет» или были отправлены на пересборку. Но с тех пор как мы стали собирать больше фидбэка от целевой аудитории, защиты курса в 90% случаев проходят успешно и получают одобрение других отделов.

Вторая проверка — это набор группы, «голосование рублем». Так мы видим, насколько программа попадает в потребности специалистов, нравится ли формат, преподавательский состав, подход к практике. Насколько справедливо выбрана цена. Если группа не набирается — это повод для обстоятельного брейншторма. Может даже быть, что дело не в программе, а например, в неточном названии курса. На этом этапе мы заморозили 9 курсов.

Третий этап — отзывы и оценки выпускников, доходимость группы до конца. Мы смотрим, насколько ожидания студентов оправдались, какие результаты они получили. И после этого принимаем решение о том, что делать с курсом. На нашем счету 13 курсов, где мы собирали маленькие группы или решали, что надо кардинально перерабатывать продукт.

Резюмируя:

  • Курсы в формате вебинаров выгодны как студентам, так и компании. В отличие от видеоуроков здесь проще поддерживать знания актуальными, можно подстраивать занятия под потребности новой группы и без промедления отстреливать не оправдавшие ожидания курсы, потому что нет расходов на продакшн.
  • Мы выстроили четкую систему с кастдевами, которая позволила снизить число рискованных неэффективных запусков
  • Фидбек студентов — ключевой аргумент. Все решения и изменения мы вносим, опираясь на него

В конце хочется еще раз поздравить всех причастных с днем рождения OTUS: коллег, преподавателей, и, конечно, студентов и подписчиков.

По этому случаю мы подготовили веселый и полезный спецпроект.

Спасибо, что вы с нами! Благодаря вам, несмотря на этот сложный карантинный год, мы смогли достичь почти двукратного роста аудитории.

Спасти нельзя закрыть: как решается судьба онлайн-курсов?
66
4 комментария

По заголовку подумал, что в тексте будет рассказано как на курсы повлиял закон о регулировании просветительской деятельности.  
Никак что-ли?

Автор

Добрый день. Думаю, что если существенно повлияет, мы обязательно выпустим отдельный материал об этом

190000 пользователей и только 9864 выпускников. Какая между ними связь? Кроме курсов есть другие программы, где просто пользователи или столько человек не закончили?

Автор

Это общее число пользователей, которые зарегистрировались на платформе. Кто-то из них является студентом в настоящий момент, поэтому еще не стал выпускником, а кто-то и вовсе не является студентом, Но при этом посещает бесплатные мероприятия, которые мы проводим