Год без машины
Директор по развитию агентства Rush Agency Владимир Бутов подсчитал экономию от перехода с личного автомобиля на такси.
Вводная: я купил новую Toyota Camry 2,5 XV50 в топовой комплектации за 1 259 000 рублей в апреле 2012 года в «Тойота Цент Битца». Ровно год назад — 31 июля 2016 года — я продал её за 999 999 рублей, однако ездить на ней я перестал с конца 2015 года, что говорит об обдуманном за восемь месяцев и выверенном жизнью решении.
Все расчеты в тексте будут приведены по «американской модели» и даже не на год, а сразу на три. Я буду применять аббревиатуру ЗТГ (за три года).
Субъективные факторы:
- В конце 2014 года доллар по отношению к рублю вырос — как и стоимость авто (я «сохранил» при продаже около 100 тысяч рублей).
- До работы мне ехать девять километров — и 50% из них на дороге есть «А»-полоса (чуть позже об этом важном для вашей жизни факторе).
- В семье есть ещё одна машина — и меня частенько подкидывают до середины пути.
- Чтобы доехать до работы, нужно сменить не менее двух видов общественного транспорта.
- Своей дачи у меня нет и не будет.
- У офиса — платная городская парковка с декабря 2015 года. Стоит 40 рублей в час.
Иногда я беру машину жены, но из-за того, что по «А»-полосе уже слишком дорого ехать под камерами, еду как все — на 12 минут дольше (17 280 минут за три года).
Пауза. Сдвинутые брови. Вопросы. Ответ: да, это 12 минут (дальше без «мин») в одну сторону, 24 минуты туда и обратно в день, 480 минут за 20 рабочих дней в месяц, 5760 минут в год и 17 280 минут за три года. За три года ты просрал 288 часов или 12 суток жизни, а у тебя, дорогой мой хороший ровесник-читатель, осталось 10 950 дней до «финиша».
Как привыкал
За восемь лет стажа я откатал больше 150 тысяч километров и первое время, когда садился в такси, нервничал.
Во-первых, когда я «за баранкой» сам, я чуть спокойнее себя ощущаю. Первое время я постоянно смотрел с пассажирского по зеркалам, на светофоры, «помехи справа» и да — вы меня поймёте, — давил на «воображаемые» педали вместе с водителем, когда требовалось экстренное торможение.
Во-вторых, когда тебя везут, чувствуешь себя довольно неловко. Ну как-то это по-дворянски, а я родом из деревни Фили.
В-третьих, на начальном этапе, не зная всех цифр, я переживал, что трачу много и лучше бы фруктов побольше на рынке купил.
Стоимость поездок
До работы — 239 рублей в одну сторону; если жена подкинет по пути, то остаток на такси — вообще 118 рублей до агентства. Итого затрат за 22 рабочих дня — от 7854 рублей до 10 516 рублей.
С весны 2017 года Uber и «Яндекс.Такси» ввели фиксированные ставки, а это значит, что вы заранее знаете, во сколько обойдётся поездка. Конечно, это повлекло ряд изменений: да, стало дешевле даже, но в то же время:
- водители перестали заезжать в самую глубь твоего двора, чтобы потом ещё пять минут из него выезжать — уже по счётчику;
- раньше пропускали каждого включившего перед вами поворотник, останавливались на все мигающие зелёные и пропускали всех кошек по зебре, теперь: «Извините, спешим»;
- скорость поездки подросла с КоАП-овских 60 км/ч до допустимых безнаказанных 79 км/ч;
- лежачие полицейские теперь как будто стали пониже и ощущения, что вы на Ferrari перекатываетесь по ним на скорости в 2 км/ч, уже нет;
- теперь в поездке вы смотрите в окно или в книгу — а не на счётчик, нервно покусывая губы;
- водитель явно будет бурчать или влепит вам плохую оценку за оплату 69 рублей за дорогу от метро до офиса.
Стоимость обслуживания машины
Любители считать, что машина — это бензин, вы просто дети. Смотрим таблицу:
Стали замечать, что в выходные дни, уже не испытывая панической атаки и ассоциативного мышления «такси — это дорого», мы стали пользоваться машинами с шашечками, чтобы пропустить по рюмашечке. Или даже пойти погулять в парк Горького, в который однажды я только пытался заехать 57 минут на парковку.
В итоге
Затраты в месяц на «жёлтые номера» — 9000 рублей. Доходность от вклада — 5000 рублей. Чистый расход — 4000 рублей в месяц или 144 тысяч рублей за три года (это на 72 тысячи рублей меньше, чем только расходы на бензин для личного авто).
В целом математика такая: 1 001 000 - 144 000 = 857 000 рублей за три года. Это и есть «выгода» от личного авто, ещё и без каско, а с ним кредит. Расход — 1 448 000 рублей за три года или 482 666 рублей в год.
«Да мне до работы 30 километров, да у меня дача, да ну эти солярисы, да и мульта у меня в банке нет». Окей, 482 666 рублей / 12 месяцев + 5000 рублей = 45 222 рублей — это сумма, которую вы уже потеряли, купив автомобиль.
Теперь посмотрим, как их конвертировать в поездки на такси: 45 222 рублей / 44 поездки в месяц (с и на работу) = 1027 рублей за одну поездку, а это от Ясенево до Бабушкинской — 39 км (замер производился в воскресный вечер, но идею вы поняли), и ещё останется время заскочить в магазин на 5–10 минут.
Тут расчеты уже многократно проверены и есть странные моменты, когда пробег исходя из расходов на бензин явно больше, чем теперь расстояние поездок на такси. Но это всё ладно, вопрос в другом.
Такси в Москве сейчас это же гастарбайте на гастарбайтере. Раньше люди без профессии и квалификации шли на стройки, а теперь в такси. Они покупают права у себя на родине и едут сюда. У них нет должного уровня владения авто, у них погоня за временем главная цель и ценность жизни своей нулевая, а пассажиров отрицательная.
Когда такси еще было дорогое, разное конечно встречалось, но в целом водители были профессионалы. Это были люди которые десятки лет за рулем, которые порой без навигатора лучше могли проехать и т.п. И у них не было такой жуткой гонки за временем, как сейчас.
В текущей ситуации, когда водитель чтобы зарабатывать должен ездить с утра до вечера, должен мало ценить свой труд, уровень водителей упал ниже плинтуса. Ну это же видно как изнутри такси, так и снаружи. Каршерниг и такси это самые отмороженные водители. И причина очевидна - быстрее приедешь, больше получишь или сэкономишь, в случае каршеринга.
Каждый день подвергать себя такому риску, ну это на любителя. Быть может по прямому и вечно пробочному маршруту не так опасно и страшно. Таксистам держать 2-3 метра дистанции до впереди едущего авто на скорости 100 км/ч вообще норма. При этом у них нередко 2-3 экрана. Планшет, пара телефонов и в них они постоянно копаются.
Это русская рулетка, самая настоящая. Один знакомый работал, так, просто интересно было, в такси в Питере. Есть там одна дешевая контора. Так вот, там количество ДТП запредельное. Потому что люди не профессионалы, они постоянно спешат и вечно уставшие.
Уверен и надеюсь, что текущая эра дешевого такси уйдет в небытие. Не может быть таких цен на такси, чтобы при этом был должен уровень безопасности пассажиров. Как со стороны эксплуатируемой машины, так и со стороны водителя.
Так что материальные расчеты это хорошо, но помоему жизнь дороже...
Готов под каждым словом подписаться. за три года постоянной езды на убере/гетт самый большой дискомфорт не в стоимости, а в том, как они ездят. Некомфортно и небезопасно.