Год без машины

Директор по развитию агентства Rush Agency Владимир Бутов подсчитал экономию от перехода с личного автомобиля на такси.

Владимир Бутов

Вводная: я купил новую Toyota Camry 2,5 XV50 в топовой комплектации за 1 259 000 рублей в апреле 2012 года в «Тойота Цент Битца». Ровно год назад — 31 июля 2016 года — я продал её за 999 999 рублей, однако ездить на ней я перестал с конца 2015 года, что говорит об обдуманном за восемь месяцев и выверенном жизнью решении.

Все расчеты в тексте будут приведены по «американской модели» и даже не на год, а сразу на три. Я буду применять аббревиатуру ЗТГ (за три года).

Субъективные факторы:

  • В конце 2014 года доллар по отношению к рублю вырос — как и стоимость авто (я «сохранил» при продаже около 100 тысяч рублей).
  • До работы мне ехать девять километров — и 50% из них на дороге есть «А»-полоса (чуть позже об этом важном для вашей жизни факторе).
  • В семье есть ещё одна машина — и меня частенько подкидывают до середины пути.
  • Чтобы доехать до работы, нужно сменить не менее двух видов общественного транспорта.
  • Своей дачи у меня нет и не будет.
  • У офиса — платная городская парковка с декабря 2015 года. Стоит 40 рублей в час.

На что можно потратить деньги, если не на машину

При условии, что вы не знаете, что такое веб-разработка, SEO, торговля оружием, эфир, биткоины, прочие криптовалюты, и если для вас самый доступный инвестиционный ход на 12 месяцев — это вклад в банке N под 6% годовых, — то вы смело можете рассчитывать на доходность в 5000 рублей в месяц.

Пока что просто запомните это число, в конце пригодится.

Иногда я беру машину жены, но из-за того, что по «А»-полосе уже слишком дорого ехать под камерами, еду как все — на 12 минут дольше (17 280 минут за три года).

Пауза. Сдвинутые брови. Вопросы. Ответ: да, это 12 минут (дальше без «мин») в одну сторону, 24 минуты туда и обратно в день, 480 минут за 20 рабочих дней в месяц, 5760 минут в год и 17 280 минут за три года. За три года ты просрал 288 часов или 12 суток жизни, а у тебя, дорогой мой хороший ровесник-читатель, осталось 10 950 дней до «финиша».

Как привыкал

За восемь лет стажа я откатал больше 150 тысяч километров и первое время, когда садился в такси, нервничал.

Во-первых, когда я «за баранкой» сам, я чуть спокойнее себя ощущаю. Первое время я постоянно смотрел с пассажирского по зеркалам, на светофоры, «помехи справа» и да — вы меня поймёте, — давил на «воображаемые» педали вместе с водителем, когда требовалось экстренное торможение.

Во-вторых, когда тебя везут, чувствуешь себя довольно неловко. Ну как-то это по-дворянски, а я родом из деревни Фили.

В-третьих, на начальном этапе, не зная всех цифр, я переживал, что трачу много и лучше бы фруктов побольше на рынке купил.

Лайфхаки

Прогулявшись после работы от офиса 700 метров к следующему кварталу, можно получить экономию в 50–70 рублей. Также есть определённые зоны, поездки из которых стоят дешевле. Стоит попробовать выбрать дом через дорогу от вас, и цена может приятно удивить.

Привязав банковскую карту, получите экономию в 15% (на изображении снизу зачеркнута старая цена при переходе от способа оплаты «наличные» к пластику).

При заказе по тарифу «Эконом» один раз из пяти приезжает комфортная Skoda Octavia, а цена остается «экономной». Ford S-Max я вызываю, когда надо погрузить два велосипеда в багажник и отправиться на велопарад в центр города из Чертаново за 600 рублей. До дачи друзей — 2300 рублей, а Toyota Land Cruiser стоит 3,7 млн рублей.

Стоимость поездок

До работы — 239 рублей в одну сторону; если жена подкинет по пути, то остаток на такси — вообще 118 рублей до агентства. Итого затрат за 22 рабочих дня — от 7854 рублей до 10 516 рублей.

С весны 2017 года Uber и «Яндекс.Такси» ввели фиксированные ставки, а это значит, что вы заранее знаете, во сколько обойдётся поездка. Конечно, это повлекло ряд изменений: да, стало дешевле даже, но в то же время:

  • водители перестали заезжать в самую глубь твоего двора, чтобы потом ещё пять минут из него выезжать — уже по счётчику;
  • раньше пропускали каждого включившего перед вами поворотник, останавливались на все мигающие зелёные и пропускали всех кошек по зебре, теперь: «Извините, спешим»;
  • скорость поездки подросла с КоАП-овских 60 км/ч до допустимых безнаказанных 79 км/ч;
  • лежачие полицейские теперь как будто стали пониже и ощущения, что вы на Ferrari перекатываетесь по ним на скорости в 2 км/ч, уже нет;
  • теперь в поездке вы смотрите в окно или в книгу — а не на счётчик, нервно покусывая губы;
  • водитель явно будет бурчать или влепит вам плохую оценку за оплату 69 рублей за дорогу от метро до офиса.

Стоимость обслуживания машины

Любители считать, что машина — это бензин, вы просто дети. Смотрим таблицу:

Стали замечать, что в выходные дни, уже не испытывая панической атаки и ассоциативного мышления «такси — это дорого», мы стали пользоваться машинами с шашечками, чтобы пропустить по рюмашечке. Или даже пойти погулять в парк Горького, в который однажды я только пытался заехать 57 минут на парковку.

Мысли вслух

Я, конечно, тот ещё сторонник всемирного заговора, но так много этих «А»-полос нарисовали (а если смотреть вдоль Ленинского проспекта, например, то увидите на 2–3 автобуса 15–20 жёлтеньких такси) и такие широкие тротуары стали в ЦАО и «выжившие» парковки по 200 рублей/час, что, кажется нас пересаживают на такси.

В итоге

Затраты в месяц на «жёлтые номера» — 9000 рублей. Доходность от вклада — 5000 рублей. Чистый расход — 4000 рублей в месяц или 144 тысяч рублей за три года (это на 72 тысячи рублей меньше, чем только расходы на бензин для личного авто).

В целом математика такая: 1 001 000 - 144 000 = 857 000 рублей за три года. Это и есть «выгода» от личного авто, ещё и без каско, а с ним кредит. Расход — 1 448 000 рублей за три года или 482 666 рублей в год.

«Да мне до работы 30 километров, да у меня дача, да ну эти солярисы, да и мульта у меня в банке нет». Окей, 482 666 рублей / 12 месяцев + 5000 рублей = 45 222 рублей — это сумма, которую вы уже потеряли, купив автомобиль.

Теперь посмотрим, как их конвертировать в поездки на такси: 45 222 рублей / 44 поездки в месяц (с и на работу) = 1027 рублей за одну поездку, а это от Ясенево до Бабушкинской — 39 км (замер производился в воскресный вечер, но идею вы поняли), и ещё останется время заскочить в магазин на 5–10 минут.

0
416 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Retyunin

Статья интересная и в общем, схожее логическое упражнение проводил недавно. Но сложилось впечатление, что решение немного подогнано под ответ.
Цифры в одном случае большие, в другом занижены и вот разница уже настолько велика, что выгода бесспорна. Учет и кредита и депозита вообще порадовал - тут все же надо определиться: либо у Вас есть 1м на машину и вы ее покупаете за наличные, либо у Вас его нет - и Вы берете кредит. То есть, конечно, Вы вольны делать, что хотите, но по альтернативным издержкам Вы либо используете миллион (депозит или покупка), или не используете (кредит или отсутствие депозита).

Самый большой вопрос по цифрам возник по тарифам такси. Тут два момента: простой математический расчет и фундаментальная обоснованность.
Коснусь первого сначала, ибо это очень важно. Даже допускаю, что приведенная Вами цифра верна и постоянна, но если это Убер/Яндекс, то, это все же демпинг, нежели что-то еще. А демпинг долгим не бывает. Почему?
Если верить Вашим расходам на бензин, то в месяц Вы проезжаете от 1000 до 1500 км (6000/40 руб = 150 литров). Тарифы такси до их фиксации гласили 7 руб. за км и 7 за минуту. При движении по городу, средняя скорость 20-25 км/ч без пробок (ну только если Вам ехать не от Сокола до Белорусской, то светофоры, повороты, развязки). То есть на 1 км получается 7+7*(60/25) = 24 руб за 1 км минимум. При Вашем пробеге это равняется 24-35 тыс. руб в месяц. При том, что после падения курса и Убер и Гетт и Яндекс используют другие тарифы (8+8, 10+13 и т.д.) И это самый минимум! Дальше можно посмотреть на статистику по увеличенным ставкам (теперь так делают все, и Гетт и Яндекс и Убер, поэтому вариант закрыть одно приложение и вызвать по другому не подходит). Из спального района (пусть будет Университет) с утра повышенный коэффициент 7 дней из 10 (я только про рабочие) и коэффициент около 1,5. 12+24/2*(0,7*1,5+0,3*1) (т. е. 28-41 тыс. руб). Я опускаю за рамками вычисления тот факт, что иногда машин просто нет (а на работу надо вне зависимости от этого, тогда бизнес (если он будет)), но это квантифицировать необязательно.
Также не учитывается более дорогой тариф вечером (после 22).
Еще раз, чтобы закрепить 28-41 тыс. руб в месяц.

Теперь по расходам.
По бензину и парковке вопросов нет.
1) ОСАГО. Хмм, не совсем себе представляю, сколько стоит ОСАГО на Камри, но даже сейчас с самым мощным двигателем (покупка которого с точки зрения езды по городу работа-дом вызывает определенные вопросы) считает 12 в год, а в прошлом году тариф сильно поднялся. И это базовый без скидок. У меня на 211 л.с. тариф был 7, теперь 9. Ну мы теперь живем по новым тарифам, пусть 12 останется.
2) резина. Тут вышел совсем не сошлось. Типоразмер для топовой Камри 215/55 r17 Если Вы сторонник шипов, но hakka 7 в таком размере стоит в среднем 7,7. Если Вы сторонник не только шипов, но и технологичности, то хакка 8 стоит 9,3. Если сторонник липучки, то Р2 - 10, но при том есть Мишлен Х-Айс 3 Рси за 8,5. В общем взяв в среднем 8 за колесо + 5000 на монтаж в год получится 47. И это за крайне премиальную резину, которая и не на каждом бизнес такси стоит. Если бы мы были чуть проще (ездили на Камри на 16 дисках или вообще на фокусе, что было бы корректнее), то будет на 8 тыс. за комплект дешевле без потери качества. И, наконец, хорошая резина для такси в такой конфигурации (Нокиан попроще, данлоп, Йокогама) стоила бы, еще на 8 дешевле, но мы остановимся на 39 тыс. Два прокола? Если просто со жгутом ремонт, то это от силы 1 тыс. Если сбор разбор и заплатке - 2. Пусть будет 40.
3) Уценка авто нелинейна: в первый год, даже месяц Вы теряете 10%, а может и больше (но по Камри в средней комплектации может и чуть меньше), даже линейная амортизация происходит только у бухгалтеров. Да и у них уменьшение идет на 10% от остаточной стоимости (во второй год (100%-10%)*10%. А по факту прогрессия потери стоимости еще ниже, иначе как объяснить стоимость 8-летней Камри :) Так вот во времена относительной стабильности Камри новая и самая простая (нам же надо поездку на своей машине против такси сравнить, а не Вашу топовую комплектацию) стоит 1,329. Такая же машина 2015-года (2-2,5 года) стоит от 1,150. Это потеря 13,5% за два года. Ну пусть будет 17% за 3 = 225 тыс. 2014 не берется, так как немного другие курсы были в том году. Конечно, не учитывается вышел новый кузов или нет и еще некоторые детали, влияющие на стоимость.
4) Штрафы на 12 тыс. без комментариев, можно и на 100-ку в месяц делать, но, на мой взгляд, это к вопросу не имеет отношения.
5) По поводу ТО (при таком пробеге), то это два-три ТО (по факту за 3 года их все же 2). Никогда не владел Тойотой, но 24 тыс. за ТО - это за гранью добра и зла. На Хонду стоимость была 8 тыс за 1 и 14 за третье (второе где-то посередине). В Мерседесе предлагают сервисный контракт на 2 ТО - он стоит 40 тыс. для Е-Класса. Даже если Вы вдруг считаете 3 ТО, то это 60 тыс. и это Мерседес Е класса. За какую диагностику можно платить во время гарантии не совсем понятно? Запчасти? базовые (обязательные к замене на ТО включены в стоимость ТО), только разве что дворники. Если при Вашем пробеге Вы уже успели их поменять, то 4 тыс. Итого от силы 50 тыс.
6) КАСКО. На мой взгляд недооцененный вопрос, она нужна, но почему бы ей не быть с франшизой? 10% от стоимости авто - это очень дорогой тариф на первом сайте страховой страховка на Камри с франшизой 30 тыс. стоит 60 тыс. (то есть можно два раза хорошенько вдарить, а не просто покрасить бампер и выйти в точку безубыточности :) ) Это Ренесанс страхование. Уверен, что можно найти и дешевле (В Альфе например при пробеге до 15 тыс. существенная скидка). И если не будет аварий, к третьему году эта сумма снизится еще процентов на 40%. То есть 160 тыс.

И вот теперь, подбив цифры можно сравнить затраты на Ваш Камри в топовой комплектации и все же Киа Рио, или Шкода рапид или Солярис:
Скоректированная стоимость владения - 1,066 млн с учетом КАСКО и кредита на 3 года.
Это 30 тыс. рублей в месяц. с учетом отпуска (когда Вы такси не пользуетесь) - 32,3 тыс. руб. Я бы, правда, на парковку еще накинул бы тысячи 2-3 в месяц. Все же пробег получается не только с работы/на работу.
Затраты на такси по пробегу - 28-41 тыс. руб в тот же самый месяц.
Вот она в общем-то и точка безубыточности, где-то здесь :)

А можно еще пофантазировать на тему, что Skoda Rapid стоит от 600 тыс. руб (такси все в основном в базовой комлпектации). Ну пусть 700, при такой же амортизации это еще минус 3 тыс. в месяц. А более дешевый полис каско снимет еще 1,5 тыс. И колеса будут меньше и дешевле. И расход бензина меньше. И налог и даже ОСАГО! А уж про штрафы я вообще молчу :)

И это уже будет сравнение: владеть Шкодой рапид или использовать Шкоду Рапид.

И дальше пойдут нюансы: выпить, за город уехать, полосы автобусные (кстати половина машин в Убере и в Гетте не может выезжать на эти полосы, а расчет тарифа идет по минутам с учетом пробок, проверено опытным путем), в магазин ездить или вещи перевозить, самому за рулем или нет, машина теплая или как. Таких дилемм очень много и каждый решает для себя, что из набора ему важнее, а что нет.
Но говорить, что вон, такси стоит чуть дороже автобуса - это какой-то нонсенс. А ведь общественный транспорт на работу и обратно будет стоить около 2,4 тыс. в месяц без учета скидок по проездным (54 руб за одну поездку со сменой вида транспорта).

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Butov

Спасибо за прочтение статьи и развернутый комментарий. Отвечаю:
Учет и кредита и депозита вообще порадовал...
//миллион был в машине + расходы на нее, теперь миллион в банке и расходов нет и проценты капают которые я трачу на такси, в чем «радость»? кредит не имеет значения, по итогу без долгов н руках 999.999 оказалось , надеюсь дальше конструктивнее...

А демпинг долгим не бывает. Почему?
// лирика, вангование и тд, я живу в данный момент и дела мне нет до маркетинговых и стратегических игр гигантов такси, мне дешево - я пользуюсь, станет дорого - куплю гелик)

Если верить Вашим расходам на бензин, то в месяц Вы проезжаете от 1000 до 1500 км …
// есть фикс и все, что было до этого не сильно мешало жить, цены были дороже не значительно. есть малая погрешность в статье, но она правдива, ибо 6000 на бенин выходило в среднем! за весь период пользования, когда перешел на работу в 9 км от дома, естественно мог и на 4000 бензина прокататься за месяц

Теперь по расходам.

1) ОСАГО.
//я взял ценник с последнего бланка, скана нет, но я не в суде. ок, я заморочился, зашел на ингосстрах в калькулятор и посчитал 23000!!! Александр, ваше недоверие просто отнимает мое время - http://joxi.ru/V2VRvdvuxnDRJ2 осаго расширенное на безлим водителей

2) резина.
// я дочитывать не стал. смотрите стоимость в марте, я заказывал как машина в мск пришла, на официальном сайте, 44.000 привез фирменный фургон в центр города прям на работу тогда. вообще самое трудное отбиваться от «ты дурак, ты осел, ты врун» хотя не понимаю почему вы так относитесь ко мне, видимо так относятся к вам… надеюсь я ответил и на эту «левую предъяву»

3) Уценка авто нелинейна
//вы начинаете меня бесить) вы лютый теоретик видимо, я написал за сколько купил, я зашел на авто ру и сверил цены, 10% в первые три года это ДА усреднённо, НО и ДА - соответсвует действительности. Понятно кода машина уже 5-8 лет там не меняется ничего почти, я короллу 2006 в 2011 продал за 390! а в 2009 она стоила 410

4) Штрафы на 12 тыс. без комментариев, можно и на 100-ку в месяц делать, но, на мой взгляд, это к вопросу не имеет отношения.
// за 3 года, уважаемый! банально припарковались не там, случайно выскочили на А полосу пару раз и превысили скорость заговорившись с соседом, вот и 12 тыс за 3 года. вы опять промазали, но раз начал - отвечу до конца…

5) По поводу ТО
//и снова фиаско… продал при пробеге в 44000 если не ошибаюсь, ТО делается каждые 10.000 ! при сумме ТО фиксом приклеиваются еще расходники, ТО 40 и 80 дорогие.

6) КАСКО
интач в помощь! коллега по написанию лонгридов, но кривых, вынужден снова вас оставить позади себя, КАМРИ 170 ТЫСЯЧ КАСКО стоило в первый год в ингосстрахе в салоне. Когда я девал в вск не у оф диллера мне так короллу сварили что мама не горюй. а когда я бился с инфинити и бентли, там все пригодилось.
9-0 продолжаем

И вот теперь, подбив цифры …
// тут скопом, цифры вы не подбили, зачем-то солярис/рапид притянули, в отпуске без убера в чехии никуда например, не пью, дачи нет, если за рулем, то хорошие машины выбираю, вещи не перевозил 6 лет, газель в помощь, такси теплое зимой, а своя машине - нет, в магазин 1 раз в неделю на жене.
то что такси чуть дороже автобуса - говорят мне сами таксисты. на общественном транспорте 9 лет ездил по 2 ч 40 мин, спасибо, хватит.

Ну вроде все, не интересно, сухо, оттирался от ваших лжесвидетельств. Вы наверное человек неплохой, но написали ересь, но в любом случае в споре рождается истина, если конечно оба спорящие говорят то что знают , а не придумывают и высасывают из пальца, пытаясь тупо усомниться в оппоненте.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Retyunin

Мда, Владимир, а так все хорошо начиналось. Но уровень дискуссии свалился до приподъездного с соответствующей аргументацией. А начиналось все так здорово с юмором и шутливыми ответами.
Зато теперь стало ясно, что на статью Вы действительно много времени потратили (просто на контрасте с качеством Вашего ответа).

Если в общих чертах, то изъян Вашей логики в том, что вы сравниваете расходы на такси по 9 км туда-обратно на работу (а это 4700 км в год) с использованием автомобиля, на котором Вы проезжали 15000 км в год (44000км / 3 года, но не меньше 8000 км, когда платили за бензин по 4000 руб. в месяц). Если Вы проблем с этим не видите, то, да, конечно, все супер.
Собственно счет 9-0 по 6 пунктам как нельзя лучше отражает подход к математике как к "частному мнению".
А по поводу отношения, я Вас не называл ни "вруном, ослом или дураком". Я лишь написал, что мне показалось, что Вы подгоняете математику под ответ (т.е. то решение, которое Вы для себя приняли). И показал это на примерах.

Когда Вы найдете ответ на вопрос, сколько же Вы все-таки проезжаете километров в год, то вернитесь к сумме месячных трат на такси. Формула q км*27 руб = x, где q км - количество километров в месяц, а х - искомая сумма трат в месяц.

А теперь по пунктам:
пункт без номера) Даже не знаю, как понятнее объяснить. Тот миллион, что вы потратили Вы могли положить в банк, верно. Тогда зачем же Вам кредит? А текущие расходы на авто они тоже переменные и в основном разбиты по месяцам, как и Ваши на такси (мало того и уровня сопоставимого). Ну либо у Вас нет миллиона и тогда кредит, или 0 дохода по депозиту.
1) И Вы еще меня называете теоретиком?! Взяли последний год и экстраполировали на 3. Это по-вашему корректно? Перечитайте, что я написал: у меня расходы на осаго были 7т.р. в 2015, 8т.р. в 2016 и 11т.р. в 2017 (все года безаварийно).
2) Стоимость зимней резины смотреть в марте?! Это как и зачем? Но допустим. Правильно понимаю, что в марте 2014 года? Тогда это еще минус 8 т.р. на комплект из-за курсов
3)А Вы, видимо, не читаете, что я написал. Я взял текущую цену авто и цену его же, но б/у сегодня. Мне кажется это более наглядно нежели Ваш частный случай. Вы же в статье претендуете на хоть какую-либо универсальность, иначе о чем она?
4) Ну у меня не случалось не там запарковаться - знаки еще в автошколе научили читать.
5) Ой, действительно, фиаско! Не знать межсервисный интервал в тойоте. Не поленился, позвонил в Тойоту на Каширке, предложили 4 ТО за 50 тыс. Замена колодок - еще 14. Засчитано. Только помните, что пробег 15000 км в год ;)
6) Королла, инфинити, бентли - если Вы меня хотели запутать - Вам это почти удалось. Стоимость каско с франшизой 30 т.р. в Ренессансе с ремонтом у оф. дилера 60 тыс. руб. в год. На моей машине у меня в Альфе на схожих условиях 5% от стоимости. Если Вы не можете рационально использовать свои деньги или бьете машину по 4 раза в год, то об этом не обязательно хвалиться перед читателями.

И при подбивании цифр, я сначала показал это при Вашей камри, а потом уже дополнительно, чтобы это имело смысл не только для Вас и меня, расширил список опций, показав, как возможно поступить, получив схожее при меньших затратах. Заодно, и сравнение получается более корректное в плане комфорта и класса. Это позволяет сделать модель, которой при своих цифрах может воспользоваться каждый из читателей.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Butov

Я не буду читать ваш ответ. Простите)

А прежний коммент я писал в поезде после 4 дней конференции. Вы меня изрядно напрягли лютой туфтой в тот момент когда я проходил 3юю гроницу :)

Конец обсуждений. Пойду в подъезд"

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Butov

Граааницу. Черт ее подери. Советую взять вам, Владимир, билет Москва - Калининград ржд и прочесть все комменты. Если хотите пообщаться - пишите в фб

Adiós

Ответить
Развернуть ветку
413 комментариев
Раскрывать всегда