Как трансформироваться бизнесу, чтобы продолжать расти на изменившемся рынке

Опыт трёх компаний из разных сфер.

Изображение создано при помощи искусственного интеллекта
Изображение создано при помощи искусственного интеллекта

Ключевая цель цифровой трансформации — изменение процессов и бизнес-модели, которая позволяет выжить в изменившихся условиях и развиваться дальше. Как это происходит на практике? Что помогает компаниям решиться на серьёзные преобразования, как они выбирают новый пусть и какие шаги предпринимают?

Разбираемся на конкретных примерах из российского бизнеса.

Как поставщик стал маркетплейсом

Почему?

Группа компаний более 25 лет производила и поставляла стоматологические материалы. Работала как классический интернет-магазин одного продавца, ассортимент был ограничен собственной продукцией. В поисках новых направлений роста бизнеса, компания провела маркетинговое исследование. Аналитики обратили внимание на одну из «болей» стоматологических клиник: им приходилось закупать разнообразные материалы, в том числе дорогостоящие, в большом количестве про запас. Из-за этого замораживались оборотные средства. Кроме того, сам процесс поиска материалов занимал много времени.

По результатам исследования в компании посчитали, что на рынке есть реальный спрос на стоматологический маркетплейс, который позволил бы клиникам покупать товары в одном месте и гарантированно получать их в нужный момент — хоть за 2 часа до визита пациента.

Как?

Маркетплейс был сделан на облачной инфраструктуре, чтобы не закупать оборудование и иметь возможность увеличивать мощности при пиковых нагрузках. К платформе подключили сервис сплитования платежей, который позволяет клиникам моментально оплачивать заказ. Затем средства автоматизированно распределяются по поставщикам товаров, которые были в корзине. А ещё интегрировали геосервис: он показывает ближайшие к покупателю склады и строит маршруты для курьеров.

Разработка маркетплейса заняла 8 месяцев — от момента старта работ до запуска первой версии.

Что получилось?

  • Бизнес-модель компании изменилась: её конкуренты (другие поставщики стоматологических материалов) превратились в клиентов.
  • Подключение других поставщиков к маркетплейсу привлекло на платформу новых покупателей.
Изображение создано при помощи искусственного интеллекта
Изображение создано при помощи искусственного интеллекта

Из интегратора в вендоры

Почему?

ИТ-компания занималась интеграционными проектами для крупных госзаказчиков. Однако конкуренция и запросы клиентов на рынке выросли. Заказчикам требовались специализированные модульные решения, которые позволяют быстро обогащать цифровые сервисы новым функционалом.

Для того чтобы сохранить свои рыночные позиции и продолжить рост бизнеса, компания решила выпустить собственный коммерческий ИТ-продукт.

Как?

Компания провела исследования и изучила прогнозы ИТ-аналитиков, чтобы выявить перспективное направление для разработки. В результате было принято решение о развитии low-code-платформы для автоматизации бизнес-процессов, которую использовали для решения внутренних задач.

Функционал платформы расширили, интегрировали финтех-сервисы, создали удобный для внешних заказчиков интерфейс и облачный хостинг. Главной сложностью стали кадры, так как ИТ-команда компании не могла имеющимися силами реализовать проект. Пришлось искать новых специалистов и расширять её.

Через год после принятия решения о разработке платформы продукт был выпущен на рынок.

Что получилось?

  • Бизнес-модель компании изменилась: у неё появился собственный ИТ-продукт.
  • По подсчётам организации, к 2025 году новая платформа увеличит выручку компании на 20%, а количество клиентов — на 40%.
  • Рентабельность бизнеса увеличилась, так как для сопровождения новых проектов нужны менеджеры по продажам, а не программные инженеры, чьи зарплаты выше.

Как завод стал онлайн-ритейлером

Почему?

Завод в Иркутске производил и продавал вездеходы и запчасти для гусеничной техники. При развитии онлайн-продаж предприятие столкнулось с проблемой: покупателям было сложно ориентироваться на рынке, запчасти они искали в отдельных каталогах компаний из разных регионов. Кроме того, для покупки им надо было связываться с менеджером.

В 2023 году компания решила запустить маркетплейс запчастей для спецтехники и привлечь на него других участников рынка.

Как?

Компания разработала онлайн-платформу, которую можно интегрировать с учётными системами и каталогами продавцов для автоматизированной выгрузки продукции. На ней есть удобный поиск по всем базам и встроенные через API финтех-сервисы.

Продавцов подключали к маркетплейсу постепенно, категория за категорией. Менеджеры объясняли преимущества площадки, помогали интегрировать ИТ-решения.

Что получилось?

  • К маркетплейсу подключается всё больше продавцов из разных городов. Например, там уже есть более 300 поставщиков из Иркутска. Появляются поставщики из соседних регионов.
  • В неделю на маркетплейсе совершается около 30 сделок.
  • Выручка платформы за месяц достигает 2 млн рублей.
  • К 2027 году компания ожидает прирост выручки в 10 раз.

О чем говорит опыт этих компаний?

  • Цифровая трансформация должна отвечать запросам рынка
    Стоматологическая компания помогла своим клиентам высвободить оборотные средства, разработчик предложил удобный ИТ-конструктор, а завод собрал на одной площадке других продавцов запчастей.
  • Перед изменениями необходимо провести исследовательскую работу
    Каждая из компаний проанализировала рынок и изучила прогнозы экспертов. Решение не должно опираться на интуицию или сиюминутные потребности бизнеса.
  • Трансформация приводит к комплексным изменениям
    Стоматологической компании и заводу пришлось развивать новую экспертизу в логистическом сервисе, системе рекомендаций и других функциях маркетплейса. А ИТ-вендору для расширения бизнеса теперь нужны продажники, а не программные инженеры, как в случае с интеграционными проектами.
44
Начать дискуссию